Уральский государственный экономический университет (Колледж)

КАРТОЧКА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПКИПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» (Колледж)

620219, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012-2016 гг.

 

1. Ректор ГОУ ВПО УрГЭУ: д.э.н., дг.-м.н., профессор Федоров Михаил Васильевич.

Директор Колледжа УрГЭУ: к.э.н. Мезенин Василий Александрович.

2. Научный консультант: ... .

3. Тел./факс: 8 (343) 210-49-99, E-mail: UrGEU@yandex.ru

моб. тел. контактного лица:  Чеганова Лариса Николаевна, заместитель директора колледжа УрГЭУ по НМР, 8-950-20-99-6-88.

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных  ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса».

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках  федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО министерства образования и науки РФ.

6.1 Качественные характеристики: 

Актуальность исследования: Анализ теории и практики школьного образования свидетельствует, что многие проблемы профильного обучения остаются неразрешенными, например: в современных российских школах не функционирует комплексная система профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики способностей, склонностей учащихся; наблюдается низкий уровень предпрофильной подготовки, профессионального самоопределения учащихся; конкретных практических исследований по эффективному переходу школы к профильному обучению не проводилось.

 

В конкретных социально-экономических условиях профильное образование может обращаться в профильное обучение, когда школа со своими партнерами организует профессиональную подготовку - своего рода целевую. Профильное обучение школьников требует выполнения определенных условий-гарантий, без которых оно тяжелым бременем ложится на бюджет, может стать разочарованием от несбывшихся социальных ожиданий:

- высокий процент гарантии трудоустройства по получаемой или полученной профессии;

- материальная и моральная заинтересованность работодателей в получении выпускников школ и МУК заданного уровня квалификации именно по полученной профессии в профильном обучении;

- наличие рабочих мест для прохождения школьниками всех видов практик по учебному плану профильных классов (или групп) на весь период обучения;

- предоставление льгот при поступлении в учебные заведения следующей ступени для выпускников школ, получивших соответствующее профильное обучение, родственное будущей профессии;

- создание трудовых объединений школьников с предоставлением возможности получения оплачиваемой работы, опыта взаимодействия в трудовых коллективах и лидерства;

- высокий уровень оснащения учебного процесса, современные рабочие места, комфортные условия в специализированных классах, мастерских и лабораториях, обеспечиваемые высокой культурой труда.

Решение вышеизложенных проблем видится нам в формировании нового подхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе.

 

Противоречия:

Актуальность данной темы определяется следующими противоречиями:

  • между потребностью современной образовательной системы в профилизации школы и недостаточной разработанностью проблемы теоретического,  технологического и программно-методического обеспечения профильного обучения;
  • между принципами формирования образовательных областей в структуре государственного стандарта и структурирования поля знания в профильной школе;
  • между предметно-знаниевым подходом к организации обучения, в котором доминирует ориентация на подготовку учащихся  к поступлению в вуз, и требованиями, предъявляемыми обществом к личностным качествам выпускника, необходимым для выбора в будущем профильного вида деятельности;         
  • между необходимостью комплексной профессиональной ориентацией учащихся, предпрофильного и профильного обучения и неразработанностью научно-обоснованной технологии дифференцированного и индивидуального обучения учащихся;
  • между базовой подготовкой  педагога традиционной школы и потребностью в подготовке педагога, способного работать в режиме мобильной инновационной деятельности.

 

Проблема:

При организации мероприятий по реализации идей концепции профильного обучения необходимо учитывать определенный круг проблем, с которыми неизбежно столкнется школа.

Наиболее часто встречающиеся проблемы при переходе на профильное обучение следующие:

1. Недостаточная нормативно-правовая база перехода на профильное обучение.

2. Отсутствие критериев оценки знаний учащихся.

3. Проблемы выбора профиля:

  • неустойчивость предпочтений учащихся;
  • несовпадение желаний родителей с возможностями уча­щихся;
  • незаинтересованность родителей и учащихся;
  • сложность в наборе группы учащихся на профиль (груп­па должна быть не меньше 25 чел.);
  • сложности в методике психолого-педагогической диаг­ностики учащихся, в проведении мониторинга.

4. Проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров:

  • недостаток подготовленных кадров для преподавания профильных предметов и элективных курсов;
  • немобильность кадров;
  •  низкая квалификация педагогов;
  • • неготовность работать по углубленным программам;
  • • перегрузка учителей.

5. Проблемы, связанные с работой в системе «школа — вуз»:

  • недостаточная проработанность взаимоотношений «школа — вуз»;
  • незаинтересованность вузов в сотрудничестве;
  • неумение педагогов вузов работать со школьниками;

6. Трудности в достижении сбалансированного соотноше­ния часов в учебном плане:

  • перегруженность базисного учебного плана;
  • необходимость пересмотра учебного плана для про­фильных классов;
  • невозможность изменения числа часов на изучение базо­вых предметов;
  • сложности в составлении расписания;
  • сложности перехода на индивидуальный учебный план.

7. Сложности организации учебного процесса в многопрофильной школе.

8. Неопределенность в системе «профиль — ЕГЭ».

9. Трудности с учебно-методическим обеспечением про­фильного обучения:

  • необходимость составления программ профильного обучения;
  • сложности с разработкой курсов по выбору;
  • адаптация программ при организации индивидуального учебного плана обучающихся;
  • отсутствие учебников по профильному обучению;
  • отсутствие учебно-методических пособий как для учеников, так и для учителей.

10. Необходимость дополнительного лицензирования про­грамм для профильных классов.

11. Недостаточное материально-техническое  оснащение школ.

12. Низкая заработная плата учителей.

 

Идея изменений:

Сущность деятельности  в рамках  проекта: заключается в создании условий и обеспечении возможностей населению Свердловской области в реализации непрерывного экономического образования системе «Школа – колледж – ВУЗ – предприятие» через создание системы взаимодействия общеобразовательной школы и колледжа, организующего профильное обучение с целью обеспечение качественного предпрофильного и профильного образования для старшеклассников города и области

Стратегия реализации проекта определяется последовательным движением от создания сети ОУ – участников Проекта к созданию региональной системы обеспечения эффективного введения профильного обучения на всей территории Свердловской области области.

 

Тема исследования: «Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса».

Цель: моделирование,   создание   и оценка эффективности  модели   предпрофильного и профильного образования на основе комплекса педагогических,  научно – методических, организационно – управленческих   условий и совместной деятельности образовательных учреждений в рамках университетского комплекса

Задачи:

  1. Апробация структуры, содержания и различных форм реализации предпрофильной и профильной  подготовки социально-экономического профиля в условиях Университетского комплекса на основе сетевого взаимодействия.
  2. Разработка модели и составляющих предпрофильной и профильной  подготовки: (базовая модель, учебный план, программы профильных дисциплин и элективных курсов социально-экономического профиля - предметно ориентированные и межпредметные, ориентационные, новая форма итоговой аттестации, информационная работа и профильная ориентация) в условиях Университетского комплекса;
  3. Разработка критериев, оценочного аппарата, предусматривающий выявление различных внешних факторов, обеспечивающих готовность учащихся и  внутренние составляющие характеристики (мотивы, склонности, способности, ценности и др.);
  4. Разработка и апробация системы мониторинга качества предпрофильного и профильного образования;
  5. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей в рамках профильного обучения.

 

Концептуальные основания деятельности:

Концепция определяет возможные формы организации профильного обучения, ориентирует образовательные учреждения на предоставление учащимся возможностей осваивать содержание профильных и элективных курсов в разнообразных формах: дистанционные курсы, факультативы, экстернат и пр. А также предлагаются различные модели организации профильного обучения: внутришкольные и сетевые (предполагающие объединение различного типа образовательных учреждений); однопрофильные и многопрофильные, модель индивидуальных образовательных программ.

В  условиях образовательных территориальных округов имеются условия для развития сетевых моделей профильного обучения, причем часть профильных и элективных курсов может изучаться в дистанционной форме. Таким образом, базовая подготовка может осуществляться на уровне образовательного учреждения, а профильные и элективные курсы на базе базовой школы округа или ресурсно-информационного центра.

 

Основное содержание деятельности по проекту:

Стратегия реализации проекта определяется последовательным движением от создания сети ОУ – участников Проекта к созданию региональной системы обеспечения эффективного введения профильного обучения на всей территории Свердловской области области, что последовательно реализуется в следующих направлениях:

  • поддержка и развитие практик ОУ, направленных на профилизацию обучения, обобщение опыта работы, создание на их базе ресурсных центров;
  • создание условий для перехода к профильному обучению;
  • повышение квалификации руководящих и педагогических работников;
  • распространение опыта образовательных учреждений, разрабатывающих и апробирующих модели и программы профильного обучения;
  • создание единой системы организационно-управленческих и научно-методических условий введения профильного обучения, включающих финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение.

Конкретные цели, которые предстоит реализовать в рамках программы:

  • сформировать сеть образовательных учреждений Свердловской области для разработки и апробации моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения, программно-методических комплексов профильных курсов, программ специальных и элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • разработать систему нормативно-правового обеспечения реализации моделей профильного обучения;
  • создать систему научно-методического обеспечения и подготовки кадров и повышения квалификации, позволяющих обеспечивать введение профильного обучения;
  • разработка моделей и программ организации предпрофильного и профильного обучения в форме дистанционного образования (или с элементами дистанционного образования).

В рамках реализации программы разрабатываются 2 направления деятельности:

Профильное обучение в школах и учреждения НПО г. Екатеринбурга

Профильное обучение в школах и учреждениях НПО Свердловской области (формирование территориальных образовательных округов)

 

Планируемый результат деятельности  по проекту:

В результате реализации инновации в соответствии с его целями и задачами будут апробированы:

  1. варианты организации и соотношения профильной подготовки и предпрофильного обучения по социально-экономическому профилю в основной и старшей школе;
  2. модели профильной старшей школы в соответствии с Федеральной программой развития образования;
  3. соотношение в базисном плане базового (инвариантного), профильного и элективного компонентов;
  4. технологии учебно-воспитательного процесса в профильной школе, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию образования, организацию социально-профессиональной практики;
  5. учебно-методическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся по социально-экономическому профилю;
  6. критерии и соответствующие им измерители готовности школьников к обучению в условиях профиля;
  7. организация образовательной среды, способствующей развитию творческих способностей учеников;
  8. взаимоотношения профильной школы с вузами, профессиональными училищами, промышленными предприятиями, сферой услуг и другими организациями по содержанию профильного обучения и трудоустройству выпускников профильных школ;
  9. изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в профильной школе;
  10. создание и апробация учебно-методических комплексов для социально-экономического  профиля обучения.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

  • объёмом и уровнем публикаций:

Год

Тезисы  НПК районного, городского и регионального уровня

Тезисы  НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных журналах

Статьи в  центральных   журналах

2008

1

 

4

 

2009

9

2

 

3

2010

 

3

 

 

2011

3

5

 

 

 

2012

1

2

 

 

2013

2

3

 

 

 

  • количеством защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований,

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

1

 

2011

2

 

 

  • участием ОУ в грантах и  конкурсах

Год

Грант

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2009

 

2

2010

 

2

2011

 

1

 

7. Методическая результативность определяется:

  • численностью ОУ, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ОУ, участвующих в проекте;
  • количественными показателями организации методической работы с педагогами в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.).

 

 

Мероприятия общешкольного и районного уровня

Мероприятия муниципального, регионального  и Всероссийского уровня

2008

3

11

2009

 

12

2010

 

8

2011

 

2

2012

2

6

2013

8

6

 

  • наличием и реализацией ОУ собственных программ повышения квалификации базе Регионального Научно-методического Центра по вопросам профильного обучения

Для директоров и заместителей директоров школ – профессиональная переподготовка «Менеджмент образования в условиях профильного обучения» с выдачей диплома государственного образца.

Для классных руководителей и преподавателей профильных классов – курсы повышения квалификации  «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучении», «Мониторинг качества профильного обучения» с выдачей свидетельства о повышении квалификации.

8. Социальная результативность выражается в доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности: Материалы проекта представлены на сайте www.urgeu.ru.

Опубликованные  сборники  материалов

Год

Название

2008

Результаты экспериментальной деятельности Колледжа УрГЭУ по организации и введению профильного обучения в условиях университетского комплекса

(2003-2008 гг.)

Материалы II Городской НПК «Школа-Колледж-ВУЗ»

«Сетевая модель в условиях организации профильного обучения»

Система профильного обучения  «Школа-Колледж-ВУЗ» в рамках университетского комплекса

2009

Материалы круглого стола «Школа-Колледж-ВУЗ. Достижения и перспективы непрерывного экономического образования»

Отчет о реализации системы профильного обученияКолледжа УрГЭУ

«Школа-Колледж-ВУЗ» в рамках университетского комплекса

2010

Материалы Инновационной  лаборатории «Модели профильного обучения: научно-практическое обоснование»

2011

Материалы Инновационной лаборатории «Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ»

2013

Профессиональная подготовка учащихся в условиях университетского комплекса

«Школа-Колледж-ВУЗ» (отчет о деятельности колледжа УрГЭУ за 2008-2012 гг.)

 

Участники сети социального партнерства:

УрО РАО

ИРО Свердловской области

Муниципальный центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» г. Екатеринбург

ФГБОУ ВПО УрГЭУ

Колледж УрГЭУ

МОУ СОШ №125 г. Екатеринбург

МОУ СОШ № 85  г. Екатеринбург

МОУ СОШ №140 г. Екатеринбург

МОУ СОШ №62 г. Екатеринбург

МОУ СОШ №15 г. Екатеринбург

МОУ гимназия №47 г. Екатеринбург

МОУ СОШ №82 г. Екатеринбург

МОУ СОШ №83 г. Екатеринбург

МОУ СОШ № 2  г. Первоуральск

МОУ СОШ № 15  г. Первоуральск

МОУ СОШ № 1  г. Арамиль

МОУ СОШ № 2  г. Богданович

МОУ СОШ №1 г. Туринск

МОУ СОШ №34 г. Каменск-Уральский

МОУ СОШ №22 п. Билимбай

МОУ СОШ №21 г. Полевской

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.