РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Уральский государственный экономический университет (Колледж)
КАРТОЧКА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПКИПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» (Колледж)
620219, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, 62
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012-2016 гг.
1. Ректор ГОУ ВПО УрГЭУ: д.э.н., дг.-м.н., профессор Федоров Михаил Васильевич.
Директор Колледжа УрГЭУ: к.э.н. Мезенин Василий Александрович.
2. Научный консультант: ... .
3. Тел./факс: 8 (343) 210-49-99, E-mail: UrGEU@yandex.ru
моб. тел. контактного лица: Чеганова Лариса Николаевна, заместитель директора колледжа УрГЭУ по НМР, 8-950-20-99-6-88.
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО министерства образования и науки РФ.
6.1 Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Анализ теории и практики школьного образования свидетельствует, что многие проблемы профильного обучения остаются неразрешенными, например: в современных российских школах не функционирует комплексная система профессиональной ориентации и психолого-педагогической диагностики способностей, склонностей учащихся; наблюдается низкий уровень предпрофильной подготовки, профессионального самоопределения учащихся; конкретных практических исследований по эффективному переходу школы к профильному обучению не проводилось.
В конкретных социально-экономических условиях профильное образование может обращаться в профильное обучение, когда школа со своими партнерами организует профессиональную подготовку - своего рода целевую. Профильное обучение школьников требует выполнения определенных условий-гарантий, без которых оно тяжелым бременем ложится на бюджет, может стать разочарованием от несбывшихся социальных ожиданий:
- высокий процент гарантии трудоустройства по получаемой или полученной профессии;
- материальная и моральная заинтересованность работодателей в получении выпускников школ и МУК заданного уровня квалификации именно по полученной профессии в профильном обучении;
- наличие рабочих мест для прохождения школьниками всех видов практик по учебному плану профильных классов (или групп) на весь период обучения;
- предоставление льгот при поступлении в учебные заведения следующей ступени для выпускников школ, получивших соответствующее профильное обучение, родственное будущей профессии;
- создание трудовых объединений школьников с предоставлением возможности получения оплачиваемой работы, опыта взаимодействия в трудовых коллективах и лидерства;
- высокий уровень оснащения учебного процесса, современные рабочие места, комфортные условия в специализированных классах, мастерских и лабораториях, обеспечиваемые высокой культурой труда.
Решение вышеизложенных проблем видится нам в формировании нового подхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе.
Противоречия:
Актуальность данной темы определяется следующими противоречиями:
- между потребностью современной образовательной системы в профилизации школы и недостаточной разработанностью проблемы теоретического, технологического и программно-методического обеспечения профильного обучения;
- между принципами формирования образовательных областей в структуре государственного стандарта и структурирования поля знания в профильной школе;
- между предметно-знаниевым подходом к организации обучения, в котором доминирует ориентация на подготовку учащихся к поступлению в вуз, и требованиями, предъявляемыми обществом к личностным качествам выпускника, необходимым для выбора в будущем профильного вида деятельности;
- между необходимостью комплексной профессиональной ориентацией учащихся, предпрофильного и профильного обучения и неразработанностью научно-обоснованной технологии дифференцированного и индивидуального обучения учащихся;
- между базовой подготовкой педагога традиционной школы и потребностью в подготовке педагога, способного работать в режиме мобильной инновационной деятельности.
Проблема:
При организации мероприятий по реализации идей концепции профильного обучения необходимо учитывать определенный круг проблем, с которыми неизбежно столкнется школа.
Наиболее часто встречающиеся проблемы при переходе на профильное обучение следующие:
1. Недостаточная нормативно-правовая база перехода на профильное обучение.
2. Отсутствие критериев оценки знаний учащихся.
3. Проблемы выбора профиля:
- неустойчивость предпочтений учащихся;
- несовпадение желаний родителей с возможностями учащихся;
- незаинтересованность родителей и учащихся;
- сложность в наборе группы учащихся на профиль (группа должна быть не меньше 25 чел.);
- сложности в методике психолого-педагогической диагностики учащихся, в проведении мониторинга.
4. Проблемы, связанные с подготовкой педагогических кадров:
- недостаток подготовленных кадров для преподавания профильных предметов и элективных курсов;
- немобильность кадров;
- низкая квалификация педагогов;
- • неготовность работать по углубленным программам;
- • перегрузка учителей.
5. Проблемы, связанные с работой в системе «школа — вуз»:
- недостаточная проработанность взаимоотношений «школа — вуз»;
- незаинтересованность вузов в сотрудничестве;
- неумение педагогов вузов работать со школьниками;
6. Трудности в достижении сбалансированного соотношения часов в учебном плане:
- перегруженность базисного учебного плана;
- необходимость пересмотра учебного плана для профильных классов;
- невозможность изменения числа часов на изучение базовых предметов;
- сложности в составлении расписания;
- сложности перехода на индивидуальный учебный план.
7. Сложности организации учебного процесса в многопрофильной школе.
8. Неопределенность в системе «профиль — ЕГЭ».
9. Трудности с учебно-методическим обеспечением профильного обучения:
- необходимость составления программ профильного обучения;
- сложности с разработкой курсов по выбору;
- адаптация программ при организации индивидуального учебного плана обучающихся;
- отсутствие учебников по профильному обучению;
- отсутствие учебно-методических пособий как для учеников, так и для учителей.
10. Необходимость дополнительного лицензирования программ для профильных классов.
11. Недостаточное материально-техническое оснащение школ.
12. Низкая заработная плата учителей.
Идея изменений:
Сущность деятельности в рамках проекта: заключается в создании условий и обеспечении возможностей населению Свердловской области в реализации непрерывного экономического образования системе «Школа – колледж – ВУЗ – предприятие» через создание системы взаимодействия общеобразовательной школы и колледжа, организующего профильное обучение с целью обеспечение качественного предпрофильного и профильного образования для старшеклассников города и области
Стратегия реализации проекта определяется последовательным движением от создания сети ОУ – участников Проекта к созданию региональной системы обеспечения эффективного введения профильного обучения на всей территории Свердловской области области.
Тема исследования: «Создание современной модели профильной экономической подготовки учащихся на базе сетевого взаимодействия в рамках университетского комплекса».
Цель: моделирование, создание и оценка эффективности модели предпрофильного и профильного образования на основе комплекса педагогических, научно – методических, организационно – управленческих условий и совместной деятельности образовательных учреждений в рамках университетского комплекса
Задачи:
- Апробация структуры, содержания и различных форм реализации предпрофильной и профильной подготовки социально-экономического профиля в условиях Университетского комплекса на основе сетевого взаимодействия.
- Разработка модели и составляющих предпрофильной и профильной подготовки: (базовая модель, учебный план, программы профильных дисциплин и элективных курсов социально-экономического профиля - предметно ориентированные и межпредметные, ориентационные, новая форма итоговой аттестации, информационная работа и профильная ориентация) в условиях Университетского комплекса;
- Разработка критериев, оценочного аппарата, предусматривающий выявление различных внешних факторов, обеспечивающих готовность учащихся и внутренние составляющие характеристики (мотивы, склонности, способности, ценности и др.);
- Разработка и апробация системы мониторинга качества предпрофильного и профильного образования;
- Переподготовка и повышение квалификации преподавателей в рамках профильного обучения.
Концептуальные основания деятельности:
Концепция определяет возможные формы организации профильного обучения, ориентирует образовательные учреждения на предоставление учащимся возможностей осваивать содержание профильных и элективных курсов в разнообразных формах: дистанционные курсы, факультативы, экстернат и пр. А также предлагаются различные модели организации профильного обучения: внутришкольные и сетевые (предполагающие объединение различного типа образовательных учреждений); однопрофильные и многопрофильные, модель индивидуальных образовательных программ.
В условиях образовательных территориальных округов имеются условия для развития сетевых моделей профильного обучения, причем часть профильных и элективных курсов может изучаться в дистанционной форме. Таким образом, базовая подготовка может осуществляться на уровне образовательного учреждения, а профильные и элективные курсы на базе базовой школы округа или ресурсно-информационного центра.
Основное содержание деятельности по проекту:
Стратегия реализации проекта определяется последовательным движением от создания сети ОУ – участников Проекта к созданию региональной системы обеспечения эффективного введения профильного обучения на всей территории Свердловской области области, что последовательно реализуется в следующих направлениях:
- поддержка и развитие практик ОУ, направленных на профилизацию обучения, обобщение опыта работы, создание на их базе ресурсных центров;
- создание условий для перехода к профильному обучению;
- повышение квалификации руководящих и педагогических работников;
- распространение опыта образовательных учреждений, разрабатывающих и апробирующих модели и программы профильного обучения;
- создание единой системы организационно-управленческих и научно-методических условий введения профильного обучения, включающих финансовое, материально-техническое и кадровое обеспечение.
Конкретные цели, которые предстоит реализовать в рамках программы:
- сформировать сеть образовательных учреждений Свердловской области для разработки и апробации моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения, программно-методических комплексов профильных курсов, программ специальных и элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- разработать систему нормативно-правового обеспечения реализации моделей профильного обучения;
- создать систему научно-методического обеспечения и подготовки кадров и повышения квалификации, позволяющих обеспечивать введение профильного обучения;
- разработка моделей и программ организации предпрофильного и профильного обучения в форме дистанционного образования (или с элементами дистанционного образования).
В рамках реализации программы разрабатываются 2 направления деятельности:
Профильное обучение в школах и учреждения НПО г. Екатеринбурга
Профильное обучение в школах и учреждениях НПО Свердловской области (формирование территориальных образовательных округов)
Планируемый результат деятельности по проекту:
В результате реализации инновации в соответствии с его целями и задачами будут апробированы:
- варианты организации и соотношения профильной подготовки и предпрофильного обучения по социально-экономическому профилю в основной и старшей школе;
- модели профильной старшей школы в соответствии с Федеральной программой развития образования;
- соотношение в базисном плане базового (инвариантного), профильного и элективного компонентов;
- технологии учебно-воспитательного процесса в профильной школе, обеспечивающие дифференциацию и индивидуализацию образования, организацию социально-профессиональной практики;
- учебно-методическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки обучающихся по социально-экономическому профилю;
- критерии и соответствующие им измерители готовности школьников к обучению в условиях профиля;
- организация образовательной среды, способствующей развитию творческих способностей учеников;
- взаимоотношения профильной школы с вузами, профессиональными училищами, промышленными предприятиями, сферой услуг и другими организациями по содержанию профильного обучения и трудоустройству выпускников профильных школ;
- изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, работающих в профильной школе;
- создание и апробация учебно-методических комплексов для социально-экономического профиля обучения.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
- объёмом и уровнем публикаций:
Год |
Тезисы НПК районного, городского и регионального уровня |
Тезисы НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных журналах |
Статьи в центральных журналах |
2008 |
1 |
|
4 |
|
2009 |
9 |
2 |
|
3 |
2010 |
|
3 |
|
|
2011 |
3 |
5
|
|
|
2012 |
1 |
2 |
|
|
2013 |
2 |
3 |
|
|
- количеством защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований,
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
1 |
|
2011 |
2 |
|
- участием ОУ в грантах и конкурсах
Год |
Грант |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2009 |
|
2 |
2010 |
|
2 |
2011 |
|
1 |
7. Методическая результативность определяется:
- численностью ОУ, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ОУ, участвующих в проекте;
- количественными показателями организации методической работы с педагогами в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
3 |
11 |
2009 |
|
12 |
2010 |
|
8 |
2011 |
|
2 |
2012 |
2 |
6 |
2013 |
8 |
6 |
- наличием и реализацией ОУ собственных программ повышения квалификации базе Регионального Научно-методического Центра по вопросам профильного обучения
Для директоров и заместителей директоров школ – профессиональная переподготовка «Менеджмент образования в условиях профильного обучения» с выдачей диплома государственного образца.
Для классных руководителей и преподавателей профильных классов – курсы повышения квалификации «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях профильного обучении», «Мониторинг качества профильного обучения» с выдачей свидетельства о повышении квалификации.
8. Социальная результативность выражается в доступности инновационного опыта ИАШ широкой педагогической общественности: Материалы проекта представлены на сайте www.urgeu.ru.
Опубликованные сборники материалов
Год |
Название |
2008 |
Результаты экспериментальной деятельности Колледжа УрГЭУ по организации и введению профильного обучения в условиях университетского комплекса (2003-2008 гг.) |
Материалы II Городской НПК «Школа-Колледж-ВУЗ» «Сетевая модель в условиях организации профильного обучения» |
|
Система профильного обучения «Школа-Колледж-ВУЗ» в рамках университетского комплекса |
|
2009 |
Материалы круглого стола «Школа-Колледж-ВУЗ. Достижения и перспективы непрерывного экономического образования» |
Отчет о реализации системы профильного обученияКолледжа УрГЭУ «Школа-Колледж-ВУЗ» в рамках университетского комплекса |
|
2010 |
Материалы Инновационной лаборатории «Модели профильного обучения: научно-практическое обоснование» |
2011 |
Материалы Инновационной лаборатории «Профильное обучение на основе социального партнерства и сетевого взаимодействия ОУ» |
2013 |
Профессиональная подготовка учащихся в условиях университетского комплекса «Школа-Колледж-ВУЗ» (отчет о деятельности колледжа УрГЭУ за 2008-2012 гг.) |
Участники сети социального партнерства:
УрО РАО
ИРО Свердловской области
Муниципальный центр психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних «Диалог» г. Екатеринбург
ФГБОУ ВПО УрГЭУ
Колледж УрГЭУ
МОУ СОШ №125 г. Екатеринбург
МОУ СОШ № 85 г. Екатеринбург
МОУ СОШ №140 г. Екатеринбург
МОУ СОШ №62 г. Екатеринбург
МОУ СОШ №15 г. Екатеринбург
МОУ гимназия №47 г. Екатеринбург
МОУ СОШ №82 г. Екатеринбург
МОУ СОШ №83 г. Екатеринбург
МОУ СОШ № 2 г. Первоуральск
МОУ СОШ № 15 г. Первоуральск
МОУ СОШ № 1 г. Арамиль
МОУ СОШ № 2 г. Богданович
МОУ СОШ №1 г. Туринск
МОУ СОШ №34 г. Каменск-Уральский
МОУ СОШ №22 п. Билимбай
МОУ СОШ №21 г. Полевской