РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Cтанция детского и юношеского туризма и экскурсий
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей станция детского и юношеского туризма и экскурсий городского округа Красноуфимск
623300 Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Пролетарская 97а
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ ДОД станция детского и юношеского туризма и экскурсий - Лира Дмитриевна Ворошилова
2. Тел. МБОУ ДОД СЮТ 8 (34394) 2-24-87
3. Сайт – www. robinzon-kruf.uсoz.ru E-mail: robinzon-kruf@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МКОУ: Артемьевских Ольга Александровна, тел. 89024438799. Электронная почта: oartemevskih@mail.ru
Научный консультант: Третьякова Наталия Владимировна, к.п.н., доцент РГППУ
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса МБОУ ДОД СЮТ средствами туристско-краеведческой деятельности в условиях развития сетевого взаимодействия»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния детей. В России, в связи с отсутствием стабильной социальной системы, в реально существующей в наше время неопределенности ориентиров формирования личности, разнообразном, многопланово, не всегда позитивном влиянии со стороны средств массовой информации, постановка воспитания, вероятно, может и должна исходить из необходимости разработки и апробации в первую очередь технологий, связанных с включение семьи в процессы воспитания подрастающего поколения.. Наблюдаемый сегодня кризис в воспитании подрастающего поколения, снижение общекультурного уровня населения, соответствующего ограниченным духовным потребностям, распад культурно-досуговых центров, массовая повсеместная тотальная безнадзорность подростков, деформация семьи, растущий дефицит гуманности, катастрофическое ухудшение здоровья детей, и на этом фоне, - обнищание личности человека, ведущие к его деградации и вырождению, - благоприятная среда для детской преступности, - может быть преодолен совместными усилиями педагогов и родителей при поддержке семьи в их усилиях по воспитанию человека. Это может быть сообщество детей и взрослых, взросло - детская « дружественная среда ». Одной из них, на наш взгляд, и является туристко-краеведческая деятельность в системе дополнительного образования, осуществляемая центрами туризма и ведения в содружестве с общеобразовательной школой, центрами детско-юношеского творчества с их отделами туризма и краеведения, кружками и секциями; туристскими клубами и другими туристскими творческими объединениями, туристскими семейными лагерями и пр. Исследованиями последних лет убедительно доказано, что туристско-краеведческая деятельность ( ТКД ) является эффективнейшим комплексным средством гармоничного развития личности, особенно подростков.
Противоречия: работа последних лет убедительно доказывает, что туристско-краеведческая деятельность является эффективнейшим комплексным средством гармоничного развития личности, особенно подростков. Система туристко-краеведческих массовых форм работы с детьми представляет собой важный органичный блок в программах педагогов МБОУ ДОД СЮТ, через который реализуются основные социально=педагогические, психологические, концептуальные положения, принципы туристско=краеведческой деятельности, методика ее организации, нацеленные на всестороннее, гармоничное развитие личности ребенка, его воспитание, социальную адаптацию, формирование здорового образа жизни.
Недостаточное использование ТКД в воспитании подростков, может быть объяснено слабой научно – методической и педагогической разработанностью данной проблемы. Специальных исследований семейного туризма в системе дополнительного образования нет. Все это обусловило выбор темы инновационного проекта.
Тема исследования: Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса МБОУ ДОД СЮТ средствами туристско — краеведческой деятельности в условиях развития сетевого взаимодействия
Цель: разработка содержания, методов и форм туристско — краеведческой деятельности в условиях развития сетевого взаимодействия в интересах формирования здорового образа жизни у учащихся
Объектом исследования является процесс здоровьесбережения участников образовательного процесса МБОУ ДОД СЮТ МБОУ ДОД СЮТ г. Красноуфимска
Предмет исследования: развитие туристско — краеведческой деятельности как средство воспитания подростков в условиях МБОУДОД СЮТ
Гипотеза исследования: туристско — краеведческая деятельность будет эффективным средством в воспитании подрастающего поколения если:
- будут проанализированы социально — экономические условия развития ТКД
- будет разработана модель развития туристско — краеведческой деятельности как средства воспитания подростков в условиях МБОУ ДОД СЮТ;
- будет разработано содержание семейных туристских программ, обеспечивающих развитие познавательных интересов учащихся;
- будут определены и экспериментально проверены эффективные и организационные формы развития ТКД в условиях МБОУ ДОД СЮТ
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи:
- Освоить педагогам СЮТ здоровьесберегающие образовательные технологии
- Разработать модель развития туристско — краеведческой деятельности как средства воспитания подростков в условиях МБОУ ДОД СЮТ;
- Вовлечь родителей в совместную туристско-краеведческую деятельность
- Способствовать формированию у детей и родителей устойчивого интереса к занятиям спортом, туризмом и краеведением
- Укрепить сотрудничество воспитателей ДОУ, педагогов ОУ родителей и педагогов ДО СЮТ
- Поддерживать и развивать внутрисемейные традиции совместного активного образа жизни, здоровьесберегающие традиции семьи
- Расширить круг партнеров сетевого взаимодействия на всех уровнях макросреды
- Совершенствовать формы взаимодействия. в области развития туристко-краеведческой деятельности
- Разработать диагностические материалы для осуществления мониторинга туристко-краеведческой и здоровьесберегающей деятельности
- Осуществлять аналитико-диагностическую работу по отслеживанию процесса в рамках работы эксперимента.
- Разработать программную и методическую документацию соответствующую структурным и содержательным изменениям в процессе исследования
Методологической основой исследования явилась совокупность научных положений о семье и социально — деятельной сущности личности, ее индивидуально - психологических особенностях, о роли природной и социальной сферы в воспитании личности, о духовном развитии в процессе ее активной деятельности.
При рассмотрении психолого- педагогических аспектов воспитания подростков под влиянием систематических занятий семейным туризмом, краеведением, экскурсиями мы опирались на фундаментальные труды основоположников отечественной и зарубежной педагогики, психологов: Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, П.П.Блонского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, Б.Г.Ананьева, Е.А.Заики и др., на труды П.И.Истомина, доказавшего эффективность туристско — краеведческой деятельности старшеклассников в воспитании их социальной активности, а также работы Ю.Т.Бородкиной, М.И.Богатова, К.Н.Волкова, А.И.Денисова, И.С.Захарова, В.В.Кочергина, А.М.Кошелева, А.Г.Нагорного, И.Н.Пилата, М.Н.Ямницкого и др., в исследованиях которых были рассмотрены различные аспекты воспитания в процессе туристско - краеведческой деятельности. Наиболее значимой работой в области школьного краеведения остается исследование П.В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», в котором впервые в педагогической науке указывалось на неразрывную связь туризма и краеведения.
В соответствии с целью и задачами исследования при сборе, обработке и научном осмыслении результатов научного поиска используются следующие методы исследования: ретроспективный анализ и обобщения массового передового педагогического опыта, накопленного руководителями творческих объединений и групп ТКД , педагогов - энтузиастов; педагогические наблюдения; различные формы опросов устные, письменные, с помощью анкет ), беседы, изучение документов первичного учета результатов семейной туристско — краеведческой деятельности, творческих работ детей и взрослых, отчеты педагогов, индивидуальные собеседования, социологические интервью, индивидуальное и групповое целевое интервьюирование,
Основное содержание деятельности по проекту. Для каждого человека семья является неким образцом, эталоном, глядя на который он вырабатывает определённое отношение к своему здоровью и жизни в целом. Проект «Здоровая семья – здоровый город» задуман с целью воздействия на семью в целом, а не на отдельных её представителей. Идея проекта очень проста и понятна: если каждая семья будет больше внимания уделять активному совместному отдыху, то она внесёт существенный вклад в оздоровление нации. Чтобы осуществить эту идею создаются необходимые условия: организуются конкретные мероприятия, привлекаются необходимые материально – технические ресурсы. Проект представляет собой комплекс различных мероприятий, адресованный как всем членам семьи, так и отдельным возрастным группам. Но, так или иначе, все мероприятия имеют привязку к ценностям семьи и активного образа жизни, к идее объединения людей, ведущих здоровый образ жизни в единую группу, привлечение к этой группе более широкого круга людей.
Планируемый результат изменений:
1. Повышение уровня мотивации у педагогов ДО МБОУДОД СЮТ, родителей и обучающихся к здоровьесбережению.
2. Расширение видов туристско-краеведческих мероприятий.
3. Сохранение и улучшение здоровья педагогов и учеников.
4. ПВД «Семейные прогулки»
5. Конкурсы проектов
6. Создание сайта семейного клуба
7. Повышение компетенции педагогов и родителей в сохранении и укреплении здоровья детей
8. Привлечение внимания общественности к опыту работы СЮТур
9. Издание методических разработок и рекомендаций по теме проекта
10. Организация просветительской работы педагогами СЮТур, обучающимися и родителями по вопросам сохранения и улучшения здоровья
Научная новизна исследования состоит в том. что разработана модель развития туристско-краеведческой деятельности как средства воспитания подростков в условиях МБОУ ДОД СЮТ ; содержание семейных туристских программ туристско -спортивной и оздоровительной направленности, которые включают следующие темы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение, основы гигиены, общую специальную физическую подготовку.
6.2.Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций:
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2010 |
- |
2011 |
Публикация опыта работы по результатам экспериментальной деятельности в сборнике ГИМЦ «Развитие форм семейного отдыха как одно из направлений в укреплении и сохранении здоровья участников образовательного процесса» |
2012 |
Публикация опыта работы по результатам экспериментальной деятельности в сборнике ГИМЦ «Ресурсы туризма и краеведения в духовно – нравственном воспитании детей» |
2013 |
Публикация опыта работы по результатам экспериментальной деятельности в сборнике ГИМЦ «Экскурсия как форма здоровьесберегающей образовательной деятельности в МБОУ ДОД СЮТ» |
7.Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 6 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Внутренний семинар «Обобщение опыта работы педагогов как одно из направлений деятельности» |
Семинар «Ресурсы МОУ ДОД станция детского и юношеского туризма и экскурсий как средство развития здоровьесберегающей среды» |
2012 |
Внутренний семинар «Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования как ресурс здоровьесбережения» |
Круглый стол «Новые подходы к организации работы в рамках экспериментальной деятельности»
|
2013 |
Внутренний семинар «Результат взаимодействия МБОУ ДОД СЮТ и ДОУ ГО Красноуфимск в рамках организации здоровьесберегающей деятельности» |
Круглый стол с руководителями по физической культуре МКДОУ ГО Красноуфимск «Туристские соревнования для дошкольников» Семинар - практикум «Экскурсия как форма здоровьесберегающей образовательной деятельности в МБОУ ДОД СЮТ» |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации: нет
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт ИАОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте www. robinzon – kruf.uсoz.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО. ФГАОУ ВПО РГППУ, Комитет по физической культуре и спорту ГО Красноуфимск; МБОУ ДОД спортивная школа; Центральная районная больница ГО Красноуфимск; МКОУ СОШ №1,№2, №3, №7,№4; МКДОУ №1, №3, №4, №6, №10, №14, №15, №18,№8, Городское общество краеведов; ГУС ОН «Центр социальной помощи семье и детям го Красноуфимск, Краеведческий музей; Учреждения дополнительного образования ГО Красноуфимск; Районный дом творчества, отделение туризма и краеведения; ПДН при ОВД г. Красноуфимска и Красноуфимского района; Отделение туризма и краеведения ГБОУ СО «Дворец молодежи»; Средние учебные заведения, профессиональные училища го Красноуфимск; ГБОУ СО «Дворец молодежи»; Отдел ГО и ЧС го Красноуфимск; Музей земской медицины М.И.Мизерова ГО Красноуфимск; Краеведческий музей п.Нижнеиргинское МО Красноуфимский район.