МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 5

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО  МИНИСТЕРСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ   РФ

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

623300, Свердловская область, город Красноуфимск, пер. Кирова, 15.

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: с 2011 по 2016 гг.

1. Заведующая МКДОУ детского  сада № 5:  Власова Марина Александровна  

2. Тел.  (34394) 2 – 11 – 02  

3. Сайт: http://mkdou5.3dn.ru/photo   E mail: mkdou5kruf@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Колчанова Елена Николаевна

Контактные телефоны куратора проекта (34394) 2-05-93 E-mail: gimc2009@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Полоролевое воспитание ребёнка дошкольного возраста в условиях детского сада».

6.  Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни.  Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины - одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику, тогда как, по утверждению И.С.Кона, все, или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, - это половая принадлежность. В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Актуальность разработки проблемы полоролевого воспитания обусловлена также необходимостью формировать у детей умение взаимодействовать с представителями противоположного пола. Д.В.Колесов справедливо отмечает, что надо укреплять с детства связи между представителями разного пола, чтобы они видели друг в друге личности. Это поможет им в будущем, как он утверждает, строить уважительные отношения в семейной и общественной "жизни.

Противоречия: существует потребность в развитии гендерной идентификации детей старшего дошкольного возраста, внесение корректив в содержание образовательно-воспитательного процесса, однако наблюдается недостаточная компетентность родителей и педагогов в данном вопросе, что отражается в отсутствии необходимых условий полоролевого воспитания детей.

Цель исследования:  создать необходимые  психолого-педагогические условия полоролевого воспитания в дошкольном образовательном учреждении с учетом гендерной идентификации.

Объект исследования - полоролевое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Предмет исследования – психолого-педагогические условия полоролевого воспитания в дошкольном образовательном учреждении с учетом гендерной идентификации.

 Гипотеза исследования.

  • Содержание поло-ролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте по нашему мнению должно включать представления об идеальной семье, качествах мужественности и женственности, как у детей одного, так и другого пола; реализацию этих представлений в общении с окружающими людьми; положительное отношение ребенка не только к своей, но и к противоположной социальной роли.
  •  Эффективность поло-ролевого воспитания будет обеспечена при учете особенностей детских представлений о мужественности и женственности и их реализации в поведении, при педагогических условиях, когда методические средства будут направлены на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности, а также, если будут варьироваться различные формы воспитательных воздействий.
  •  Преодолению разобщенности мальчиков и девочек в старших группах детского сада по всей вероятности будет способствовать совместность их участия в проводимой по поло-ролевому воспитанию работе.

В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были определены задачи исследования:

  • Изучить теоретический аспект поло-ролевого воспитания детей дошкольного возраста  .и  рассмотреть практический опыт решения обозначенной проблемы.
  • Создать модель формирующих воздействий на поло-ролевое развитие детей обоего пола старшего дошкольного возраста,
  • психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса инновационного развития содержания дошкольного учреждения.
  • Разработать содержание поло-ролевого воспитания применительно к детям дошкольного возраста. в условиях ДС
  • Выявить первые идеалы дошкольников о семье и семейных ролях.
  • Определить педагогические условия, способствующие поло-ролевому развитию старших дошкольников и влияющие на преодоление разобщенности между детьми разного пола в группе детского сада, являющейся результатом поло-ролевой социализации.

Планируемый результат изменений:

  • Создание модели формирующих воздействий на поло-ролевое развитие детей обоего пола старшего дошкольного возраста,
  • Внесение корректив в нормативно-правовую, программно-методическую документацию ДОУ в направления деятельности с педагогами и родителями по полоролевому воспитанию.
  • Использование тренингов, мультимедийных презентаций в работе с субъектами образовательного процесса.
  • Повышение гендерной компетентности педагогов и родителей в вопросе полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.

Методы исследования. Поставленные задачи решаются  путем наблюдений за взаимоотношениями и взаимодействием мальчиков и девочек в игровой, бытовой и других видах деятельности; с помощью специальных бесед с детьми о качествах мужественности и женственности, специфике семейных ролей мужчин и женщин, а также системы взаимодополняющих разнообразных педагогических воздействий, направленных на воспитание начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек и первых идеалов семьи, а также положительного отношения их друг к другу.

Научная новизна: создание модели психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса дошкольного учреждения.

Содержание деятельности: Основными средствами формирования, воздействующими на эмоциональную сферу ребенка, являютс : слушание и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы, разрешение близких жизни ребенка-дошкольника проблемных ситуаций, участие в конкурсах, викторинах, инсценировках, совместных играх, трудовой и других видах интересной для детей деятельности. Педагогическими условиями полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте являются: активизация самого ребенка в присвоении идеалов мужественности, женственности, семейных ролей; формирование положительного идеала не только своего, но и противоположного пола; опора на фактор "совместности" в полоролевом воспитании мальчиков и девочек; использование разнообразных средств, вовлекающих ребенка в разнообразные виды интересной для него деятельности.

Деятельность ведется с учетом:

  • принципа совместности полоролевого воспитания детей разного пола,
  •  формирования у девочек и мальчиков идеалов не только своего, но и противоположного пола, что способствует более адекватному оцениванию представителей другого пола;
  •  вовлечения детей разного пола в интересную для них совместную деятельность, в которой формируются и реализуются их представления о половых социальных ролях. Это способствует преодолению последствий естественной в старшем дошкольном возрасте разобщенности мальчиков и девочек.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2011

Опыт и перспективы гендерного образования

Сборник материалов территориальной научно – практической конференции  ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» 

   Инновации в дошкольном образовании Западного управленческого округа

Каталог материалов выставки ГБОУ ДПО ИРО

2012

Сетевое взаимодействие как фактор развития образования ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»      сборник  материалов  научно   – практической конференции

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

2011

Проект «Полоролевое воспитание ребёнка дошкольного возраста в условиях детского сада»     занял  1 место в муниципальном этапе окружной выставки «Инновации в образовании» в направлении «Обновление образовательных стандартов» ГО Красноуфимск

2012

-

2013

«Сетевое взаимодействие, обеспечивающее создание условий для полоролевого воспитания ребёнка в условиях детского сада»

 муниципальный этап  окружной выставки «Инновации в образовании» в направлении «Обновление образовательных стандартов» ГО Красноуфимск

 

7. Методическая результативность

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  – 12 человек.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2011

День открытых дверей «Все мы родом из детства» представление опыта работы педагогам  ДОУ № 8, 14 ГО Красноуфимск

  «Организация деятельности полоролевого – воспитания детей в условиях детского сада».

Участие в территориальной научно – практической конференции  ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» 

опыт и перспективы гендерного образования.

   Участие в педагогической конференции инновации в дошкольном образовании Западного управленческого округ  ГБОУ ДПО ИРО

2012

Круглый стол для родителей и педагогов  «Роль матери и отца в воспитании девочек и мальчиков».

Презентация методических материалов на  научно   – практической конференции «Сетевое взаимодействие как фактор развития образования» ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»     

2013

«Ярмарка национальных традиций» представление опыта работы педагогическому сообществу ГО Красноуфимск в рамках горского методического объединения  по работе с семьёй.

   Мастер – класс для педагогов « Изменение предметно – развивающей среды, как условия формирования гендерных особенностей у детей дошкольного возраста совместно с родителями»   ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж»     

 

8. Социальная результативность

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: http://mkdou5.3dn.ru/photo

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ,  Дворец детского творчества  и молодёжи, ОУ СОШ № 1, 5., МКДОУ №  , ИАШ Свердловской области

 

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.