РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 5
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №5 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
623300, Свердловская область, город Красноуфимск, пер. Кирова, 15.
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: с 2011 по 2016 гг.
1. Заведующая МКДОУ детского сада № 5: Власова Марина Александровна
2. Тел. (34394) 2 – 11 – 02
3. Сайт: http://mkdou5.3dn.ru/photo E mail: mkdou5kruf@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Колчанова Елена Николаевна
Контактные телефоны куратора проекта (34394) 2-05-93 E-mail: gimc2009@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Полоролевое воспитание ребёнка дошкольного возраста в условиях детского сада».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Современная педагогика, встав на путь гуманизации воспитания и образования, борется за возвращение в нашу жизнь идеалов добра, терпимости, ненасилия, вместе с этими идеалами важно возвращение истинного понимания мужественности и женственности, ценности личного счастья, семейной жизни. Формирование в ребенке будущего мужчины, будущей женщины - одна из самых главных задач воспитания, поскольку оно создает не просто человека, гражданина, члена общества, а будущих жен, мужей, матерей, отцов. Вместе с тем ученые, писатели, публицисты указывают на бесполость нашего воспитания, которое часто в погоне за равенством полов попросту игнорирует их специфику, тогда как, по утверждению И.С.Кона, все, или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, а половозрастными, и самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я, - это половая принадлежность. В дошкольном возрасте, особенно в период около пяти лет, идет интенсивный процесс развития самосознания ребенка. Актуальность разработки проблемы полоролевого воспитания обусловлена также необходимостью формировать у детей умение взаимодействовать с представителями противоположного пола. Д.В.Колесов справедливо отмечает, что надо укреплять с детства связи между представителями разного пола, чтобы они видели друг в друге личности. Это поможет им в будущем, как он утверждает, строить уважительные отношения в семейной и общественной "жизни.
Противоречия: существует потребность в развитии гендерной идентификации детей старшего дошкольного возраста, внесение корректив в содержание образовательно-воспитательного процесса, однако наблюдается недостаточная компетентность родителей и педагогов в данном вопросе, что отражается в отсутствии необходимых условий полоролевого воспитания детей.
Цель исследования: создать необходимые психолого-педагогические условия полоролевого воспитания в дошкольном образовательном учреждении с учетом гендерной идентификации.
Объект исследования - полоролевое воспитание в дошкольном образовательном учреждении
Предмет исследования – психолого-педагогические условия полоролевого воспитания в дошкольном образовательном учреждении с учетом гендерной идентификации.
Гипотеза исследования.
- Содержание поло-ролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте по нашему мнению должно включать представления об идеальной семье, качествах мужественности и женственности, как у детей одного, так и другого пола; реализацию этих представлений в общении с окружающими людьми; положительное отношение ребенка не только к своей, но и к противоположной социальной роли.
- Эффективность поло-ролевого воспитания будет обеспечена при учете особенностей детских представлений о мужественности и женственности и их реализации в поведении, при педагогических условиях, когда методические средства будут направлены на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности и женственности, а также, если будут варьироваться различные формы воспитательных воздействий.
- Преодолению разобщенности мальчиков и девочек в старших группах детского сада по всей вероятности будет способствовать совместность их участия в проводимой по поло-ролевому воспитанию работе.
В соответствии с предметом, объектом и целью исследования были определены задачи исследования:
- Изучить теоретический аспект поло-ролевого воспитания детей дошкольного возраста .и рассмотреть практический опыт решения обозначенной проблемы.
- Создать модель формирующих воздействий на поло-ролевое развитие детей обоего пола старшего дошкольного возраста,
- психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса инновационного развития содержания дошкольного учреждения.
- Разработать содержание поло-ролевого воспитания применительно к детям дошкольного возраста. в условиях ДС
- Выявить первые идеалы дошкольников о семье и семейных ролях.
- Определить педагогические условия, способствующие поло-ролевому развитию старших дошкольников и влияющие на преодоление разобщенности между детьми разного пола в группе детского сада, являющейся результатом поло-ролевой социализации.
Планируемый результат изменений:
- Создание модели формирующих воздействий на поло-ролевое развитие детей обоего пола старшего дошкольного возраста,
- Внесение корректив в нормативно-правовую, программно-методическую документацию ДОУ в направления деятельности с педагогами и родителями по полоролевому воспитанию.
- Использование тренингов, мультимедийных презентаций в работе с субъектами образовательного процесса.
- Повышение гендерной компетентности педагогов и родителей в вопросе полоролевого воспитания детей дошкольного возраста.
Методы исследования. Поставленные задачи решаются путем наблюдений за взаимоотношениями и взаимодействием мальчиков и девочек в игровой, бытовой и других видах деятельности; с помощью специальных бесед с детьми о качествах мужественности и женственности, специфике семейных ролей мужчин и женщин, а также системы взаимодополняющих разнообразных педагогических воздействий, направленных на воспитание начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек и первых идеалов семьи, а также положительного отношения их друг к другу.
Научная новизна: создание модели психолого-педагогического сопровождения воспитательного процесса дошкольного учреждения.
Содержание деятельности: Основными средствами формирования, воздействующими на эмоциональную сферу ребенка, являютс : слушание и обсуждение специально подобранных произведений художественной литературы, разрешение близких жизни ребенка-дошкольника проблемных ситуаций, участие в конкурсах, викторинах, инсценировках, совместных играх, трудовой и других видах интересной для детей деятельности. Педагогическими условиями полоролевого воспитания в старшем дошкольном возрасте являются: активизация самого ребенка в присвоении идеалов мужественности, женственности, семейных ролей; формирование положительного идеала не только своего, но и противоположного пола; опора на фактор "совместности" в полоролевом воспитании мальчиков и девочек; использование разнообразных средств, вовлекающих ребенка в разнообразные виды интересной для него деятельности.
Деятельность ведется с учетом:
- принципа совместности полоролевого воспитания детей разного пола,
- формирования у девочек и мальчиков идеалов не только своего, но и противоположного пола, что способствует более адекватному оцениванию представителей другого пола;
- вовлечения детей разного пола в интересную для них совместную деятельность, в которой формируются и реализуются их представления о половых социальных ролях. Это способствует преодолению последствий естественной в старшем дошкольном возрасте разобщенности мальчиков и девочек.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2011 |
Опыт и перспективы гендерного образования Сборник материалов территориальной научно – практической конференции ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» Инновации в дошкольном образовании Западного управленческого округа Каталог материалов выставки ГБОУ ДПО ИРО |
2012 |
Сетевое взаимодействие как фактор развития образования ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» сборник материалов научно – практической конференции |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
2011 |
Проект «Полоролевое воспитание ребёнка дошкольного возраста в условиях детского сада» занял 1 место в муниципальном этапе окружной выставки «Инновации в образовании» в направлении «Обновление образовательных стандартов» ГО Красноуфимск |
2012 |
- |
2013 |
«Сетевое взаимодействие, обеспечивающее создание условий для полоролевого воспитания ребёнка в условиях детского сада» муниципальный этап окружной выставки «Инновации в образовании» в направлении «Обновление образовательных стандартов» ГО Красноуфимск |
7. Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 12 человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
День открытых дверей «Все мы родом из детства» представление опыта работы педагогам ДОУ № 8, 14 ГО Красноуфимск «Организация деятельности полоролевого – воспитания детей в условиях детского сада». |
Участие в территориальной научно – практической конференции ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» опыт и перспективы гендерного образования. Участие в педагогической конференции инновации в дошкольном образовании Западного управленческого округ ГБОУ ДПО ИРО |
2012 |
Круглый стол для родителей и педагогов «Роль матери и отца в воспитании девочек и мальчиков». |
Презентация методических материалов на научно – практической конференции «Сетевое взаимодействие как фактор развития образования» ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» |
2013 |
«Ярмарка национальных традиций» представление опыта работы педагогическому сообществу ГО Красноуфимск в рамках горского методического объединения по работе с семьёй. |
Мастер – класс для педагогов « Изменение предметно – развивающей среды, как условия формирования гендерных особенностей у детей дошкольного возраста совместно с родителями» ГБДОУ СПО СО «Красноуфимский педагогический колледж» |
8. Социальная результативность
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://mkdou5.3dn.ru/photo
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, Дворец детского творчества и молодёжи, ОУ СОШ № 1, 5., МКДОУ № , ИАШ Свердловской области