РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №18
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников
623300 Свердловская обл. г. Красноуфимск, ул. Манчажская, 31
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009- 2013 гг.
1. Заведующая МБДОУ детский сад 18: Молвинских Светлана Ивановна
2. тел./факс МБДОУ детский сад 18: 8 343 94 2 27 02
3. сайт www.mkdoud18.ucoz.ru E mail: mdouv18@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Колчанова Елена Николаевна
Контактные телефоны куратора проекта: 8 343 94 2-05-93, e-mail: gimc2009@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационных школ академической площадки Уральского отделения Российской Академии образования, регистрационный номер 43 от 24 июня 2009 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Cоциальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальныйзаказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе. В Концепции социального развития детей дошкольного возраста перед образовательными учреждениями ставится триединая цель:
- «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
- свободного гражданина (субъекта истории, общества);
- творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».
Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада и школы очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. Социальное партнерство в образовании – «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема.
На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. Социальное партнёрство повышает эффективность образовательного процесса, способствует повышению мотивации воспитанников, приобщает их к ценностям культуры, что служит формированию социокультурной компетенции воспитанников
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
- возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующим традиционным подходам к социокультурному развитию детей в ДОУ, не позволяющим в полной мере формировать начальную социокультурную компетенцию детей;
- необходимостью формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств развития социокультурной компетенции детей дошкольного возраста.
Проблема: каковы педагогические условия и пути формирования социокультурной компетенции воспитанников в условиях социального партнёрства?
Идея изменения: Сущность деятельности в рамках проекта: заключается в организации социокультурной связи между детским садом и социальными институтами, которая позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.
Тема исследования: Социальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста
Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация формирования социокультурной компетенции дошкольников посредством социального взаимодействия.
Объект: социальное партнёрство в условиях ДОУ
Предмет: формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях социального партнерства
Задачи:
- Изучить теоретический аспект формирования социокультурной компетенции детей средствами социального партнерства в ДОУ.
- На основе компетентностного и деятельностного подходов спроектировать модель формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
- Создать проект по формированию социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
- .Отработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, медицины, культуры, спорта и др.
- Обобщить результаты проектирования и определить проблемы и перспективные моменты.
Концептуальные основания деятельности. Целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в обществе. В « Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социализация», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: «…формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечивает фундамент для развития опыта социокультурной компетенции. Феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни исследовали Г. В. Борисов, П. Бурдье, Л. Г. Гуслякова, Е. Г. Калинкина, Н. З. Камалиев, А. В. Корсунов, Л. А. Луговской, И. М. Реморенко, а также Б. З. Вульфов, Н. В. Гуров, С. А. Козлова, А. В. Мудрик, Р. М. Куличенко, Р. К. Егорова и др.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы.
Основное содержание деятельности по проекту. Данный проект реализуется в рамках тесного сотрудничества с социальными институтами городского округа Красноуфимск. Создаются необходимые условия
- для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
- формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
- воспитания уважения к труду взрослых;
- привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.,
- создание новых и оснащение учебных и досуговых помещений, пополнение фонда методической и художественной литературы ДОУ.
В таких условиях мы создаём возможность формировать социокультурную компетенцию старших дошкольников и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Система организации совместной деятельности МДОУ № 18 с социальными институтами выстроена в следующем порядке:
- заключение договора о совместной работе;
- составление плана совместной работы;
- информирование родителей о проводимых мероприятиях;
- активное участие родителей, педагогов, детей в запланированных мероприятиях;
- проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
- совместные совещания по итогам учебного года
Планируемый результат изменений:
- обоснована необходимость и доказана возможность формирования социокультурной компетенции детей в дошкольном образовании как базы развития личности ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающей подготовку к жизни в социуме через становление общекультурной, познавательной, личностной компетенции;
- обеспечено повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов;
- Сформированы интегративные качества:
- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
- создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
- разработка сборника открытых мероприятий, демонстрирующих социокультурную открытость ДОУ; видеоматериалы с мероприятий;
- структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.
Научная новизна связана с проектированием модели формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях развития социального партнерства.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2008 |
-Современное содержание дошкольного образования: вариативность- инициатива-устойчивое развитие Статья:«Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития» |
2009 |
Конференция работников дошкольного образования. Опыт успешной реализации проектов. Статья: «Гражданско патриотическое воспитание дошкольников» |
2010 |
-Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений. Статья: «Социальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста» -Образовательная среда ДОУ как условие обеспечения качества образования. Статья: «Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами как фактор повышения качества дошкольного образования» |
2011 |
Семинар-практикум по проблеме «Преемственность деятельности педагогов ДО НОО по развитию речи детей» |
2012 |
Дистанционная конференция «Сетевое взаимодействие как фактор развития образования» |
|
Публикации в сборнике по патриотическому воспитанию дошкольников |
|
Педагогическая конференции работников дошкольного образования «Дошкольные образовательные учреждения на пути к новому качеству: инновационные исследования и практический опыт» |
2013 |
Конференция работников дошкольного образования публикация тезисов. |
|
Семинар-практикум по коррекции речевых нарушений в МКДОУ №16:публикация тезисов. |
|
Территориальная педагогическая конференция «Инновационная деятельность ДОУ: стратегия и тактика изменений» |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
2011 |
-Областной «Конкурс среди педагогических работников, осуществляющих патриотическое воспитание в ОУ Свердловской области», Шулепова И.В., воспитатель; -Конкурс среди педагогических работников на соискание премии губернатора Свердловской области, Горшенина Е.И., музыкальный руководитель; |
|
2012 |
Конкурс среди инструкторов по физической культуре «Эстафета пед. мастерства» |
Всероссийский фестиваль «Православная Русь» |
|
Областной Конкурс программ дополнительного образования |
Международный проект «Экологическая культура. Мир и Согласие» |
2013 |
Муниципальный этап конкурса «Воспитатель года» |
|
|
Региональный этап конкурса «Воспитатель года» |
|
|
Конкурс на соискание премии губернатора Свердловской области |
|
|
Региональный этап конкурса организаторов воспитательного процесса Воспитать человека» |
|
7. Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – ??? человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
2010 |
Проведен городской семинар «Развитие социокультурного пространства ДОУ» |
2011 |
Музыкальный руководитель и инструктор по Физо принимали участие в Выставке-презентации центра «Одарённые дети» западной территории Свердловской области Круглый стол «Применение социокультурного подхода при работе с одарёнными детьми в направлении музыкально-творческой деятельности» |
2012 |
Участие педагогов в Городском методическом объединении «Работа с семьёй» Практикум «Современные формы взаимодействия с семьей» |
2013 |
Участие педагогов в Городском методическом объединении «Ранний возраст» |
|
Участие педагогов в Городском методическом объединении «Работа с семьёй» |
|
Участие педагогов в Городском методическом объединении «ГМО учителей - логопедов» |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: www.mkdoud18.ucoz.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, УрО РАО, ИРО, Основная общеобразовательная школа №7, дошкольные образовательные учреждения №10, №16 Станция юных натуралистов, Станция детского и юношеского туризма и экскурсий; Детская библиотека, Краеведческий музей, Комитет по физкультуре и спорту ГО Красноуфимск, ГОУСОН Комплексный центр социального обслуживания населения, ГУСОН СО Центр социальной помощи семье и детям города Красноуфимска и Красноуфимского района, ИАШ Свердловской области