МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №18

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников

623300 Свердловская обл. г. Красноуфимск, ул. Манчажская, 31

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности2009- 2013  гг.

1. Заведующая МБДОУ детский сад 18: Молвинских Светлана Ивановна

2. тел./факс МБДОУ детский сад 18: 8 343 94 2 27 02

3. сайт  www.mkdoud18.ucoz.ru          E mail: mdouv18@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБДОУ: Колчанова Елена Николаевна

Контактные телефоны куратора проекта: 8 343 94 2-05-93, e-mail: gimc2009@mail.ru

 4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационных школ академической площадки Уральского отделения Российской Академии образования,  регистрационный номер 43 от 24 июня 2009 года

5. Тема инновационного педагогического опыта:  «Cоциальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. Современные тенденции развития системы образования в России связаны с обновлением его содержания, принципов, методов организации в соответствии с запросами общества. Социальныйзаказ на развитие системы образования предопределяется основной его целью – подготовкой подрастающего поколения, способного к решению различных проблем, к активной творческой жизнедеятельности в мировом сообществе.  В Концепции социального развития детей дошкольного возраста  перед образовательными учреждениями ставится триединая  цель:

  • «воспитывать культурного человека (субъекта культуры);
  • свободного гражданина (субъекта истории, общества);
  • творческую индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития)».

Актуальность и значимость поставленных обществом задач позволяет сделать вывод, что социально-личностное развитие ребенка является одним из ведущих направлений в деятельности образовательных учреждений разного уровня (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Одной из функций указанных учреждений является обеспечение базы для осуществления этого процесса. Достаточно ясным представляется, что образовательные учреждения, учитывая их материально-техническое, финансовое, кадровое состояние, не всегда способны обеспечить соответствующее качество процесса социализации, дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому для детского сада и школы очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. Социальное партнерство в образовании – «это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях. Узловой элемент, вокруг которого формируется социальное партнерство, – это социальная проблема.

На сегодняшний день серьезной социальной проблемой является низкий уровень социальной компетентности детей и подростков, наличие существенных отклонений в их личностном развитии. Социальное партнёрство повышает эффективность образовательного процесса, способствует повышению мотивации воспитанников, приобщает их к ценностям культуры, что  служит формированию социокультурной компетенции воспитанников

Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:

  • возрастающей потребностью общества в позитивной социализации детей и существующим традиционным подходам к социокультурному развитию детей в ДОУ, не позволяющим в полной мере формировать начальную социокультурную компетенцию детей;
  • необходимостью формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста и неразработанностью теоретических аспектов и адекватных практических путей и средств развития социокультурной компетенции детей дошкольного возраста.

Проблема: каковы педагогические условия и пути формирования социокультурной компетенции воспитанников в условиях социального партнёрства?

Идея изменения: Сущность деятельности в рамках проекта: заключается в организации социокультурной связи между детским садом и социальными институтами, которая позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.

Тема исследования: Социальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста 

Цель исследования: теоретическое обоснование и апробация формирования социокультурной компетенции дошкольников посредством социального взаимодействия.

Объект: социальное партнёрство в условиях ДОУ

Предмет:  формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях социального партнерства

Задачи:

  • Изучить теоретический аспект формирования социокультурной компетенции детей средствами социального партнерства в ДОУ.
  • На основе компетентностного и деятельностного подходов спроектировать модель формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
  • Создать проект по формированию социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста.
  • .Отработать механизмы взаимодействия с социальными институтами образования, медицины, культуры, спорта и др.
  • Обобщить результаты проектирования и определить проблемы и перспективные моменты.

Концептуальные основания деятельности.  Целостный процесс передачи дошкольнику культурных ценностей, традиций, социальных норм выступает неразрывной частью многомерного процесса становления личности человека в обществе. В « Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» определены задачи образовательной области «Социализация», которые направлены на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений: «…формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечивает фундамент для развития опыта социокультурной компетенции. Феномен социального партнерства в разных сферах общественной жизни исследовали Г. В. Борисов, П. Бурдье, Л. Г. Гуслякова, Е. Г. Калинкина, Н. З. Камалиев, А. В. Корсунов, Л. А. Луговской, И. М. Реморенко, а также Б. З. Вульфов, Н. В. Гуров, С. А. Козлова, А. В. Мудрик, Р. М. Куличенко, Р. К. Егорова и др.

Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы.

Основное содержание деятельности  по проекту. Данный проект реализуется в рамках тесного сотрудничества с социальными институтами городского округа Красноуфимск. Создаются необходимые  условия

  • для расширения кругозора дошкольников (освоения предметного и природного окружения, развития мышления, обогащения словаря, знакомства с историей, традициями народа) за счет снятия территориальной ограниченности ДОУ (экскурсии, поездки, походы);
  •  формирования навыков общения в различных социальных ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий;
  • воспитания уважения к труду взрослых;
  • привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.,
  • создание новых  и оснащение учебных и досуговых помещений, пополнение фонда методической и художественной литературы ДОУ.

В таких условиях мы создаём возможность формировать социокультурную компетенцию старших дошкольников и влиять на широкий социум, гармонизируя отношения различных социальных групп, получая определенные социальные эффекты образовательной деятельности. Предметом взаимодействия и сотрудничества является ребенок, его интересы, заботы о том, чтобы каждое педагогическое воздействие, оказанное на него, было грамотным, профессиональным и безопасным. Взаимоотношения в нашем детском саду строятся с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Система организации совместной деятельности МДОУ № 18 с социальными институтами выстроена в следующем порядке:

  • заключение договора о совместной работе;
  • составление плана совместной работы;
  • информирование родителей о проводимых мероприятиях;
  • активное участие родителей, педагогов, детей в  запланированных мероприятиях;
  • проведение встреч с администрацией социальных партнеров, направленных на выявление проблем в совместной деятельности учреждений;
  • совместные совещания по итогам учебного года

Планируемый результат изменений:

  • обоснована необходимость и доказана возможность формирования социокультурной компетенции детей в дошкольном образовании как базы развития личности ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающей подготовку к жизни в социуме через становление общекультурной, познавательной, личностной компетенции;
  • обеспечено повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных качеств детей, родителей, педагогов;
  • Сформированы интегративные качества:

любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

  • создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума микрорайона на основе договоров и совместных планов.
  • разработка сборника  открытых мероприятий, демонстрирующих социокультурную открытость ДОУ; видеоматериалы с мероприятий;
  • структура управления ДОУ, обеспечивающая координацию взаимодействия с социальными институтами, использование социокультурного потенциала социума микрорайона в создании единой воспитательной системы.

Научная новизна связана с  проектированием  модели формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста в условиях развития социального партнерства.

 

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

2008

-Современное содержание дошкольного образования: вариативность- инициатива-устойчивое развитие Статья:«Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития»

2009

Конференция работников дошкольного образования. Опыт успешной реализации проектов.

Статья: «Гражданско патриотическое воспитание дошкольников»

2010

-Формирование единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений.

Статья: «Социальное партнёрство как средство формирования социокультурной компетенции детей старшего дошкольного возраста»

-Образовательная среда ДОУ как условие обеспечения качества образования.

Статья: «Взаимодействие ДОУ с социальными партнёрами как фактор повышения качества дошкольного образования»

2011

Семинар-практикум по проблеме «Преемственность деятельности педагогов ДО НОО по развитию речи детей»

2012

Дистанционная конференция «Сетевое взаимодействие как фактор развития образования»

 

Публикации в сборнике по патриотическому воспитанию дошкольников

 

Педагогическая конференции работников дошкольного образования «Дошкольные образовательные учреждения на пути к новому качеству: инновационные исследования и практический опыт»

2013

Конференция работников дошкольного образования публикация тезисов.

 

Семинар-практикум по коррекции речевых нарушений в МКДОУ №16:публикация тезисов.

 

Территориальная педагогическая конференция «Инновационная деятельность ДОУ: стратегия и тактика изменений»

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

2011

-Областной «Конкурс среди педагогических работников, осуществляющих патриотическое воспитание в ОУ Свердловской области», Шулепова И.В., воспитатель;

-Конкурс среди педагогических работников на соискание премии губернатора Свердловской области, Горшенина Е.И., музыкальный руководитель;

 

2012

Конкурс среди инструкторов по физической культуре

«Эстафета пед. мастерства»

Всероссийский фестиваль «Православная Русь»

 

Областной Конкурс программ дополнительного образования

Международный проект «Экологическая культура. Мир и Согласие»

2013

Муниципальный этап конкурса «Воспитатель года»

 

 

Региональный этап конкурса «Воспитатель года»

 

 

Конкурс на соискание премии губернатора Свердловской области

 

 

Региональный этап конкурса организаторов воспитательного процесса Воспитать человека»

 

 

7. Методическая результативность

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  – ??? человек.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

2010

Проведен городской семинар «Развитие социокультурного пространства ДОУ»

2011

Музыкальный руководитель и инструктор по Физо принимали участие в Выставке-презентации центра «Одарённые дети» западной территории Свердловской области

Круглый стол «Применение социокультурного подхода при работе с одарёнными детьми в направлении музыкально-творческой деятельности»

2012

Участие педагогов в Городском методическом объединении «Работа с семьёй»

Практикум «Современные формы взаимодействия с семьей»

2013

Участие педагогов в Городском методическом объединении «Ранний возраст»

 

 Участие педагогов в Городском методическом объединении «Работа с семьёй»

 

Участие педагогов в Городском методическом объединении «ГМО учителей - логопедов»

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: www.mkdoud18.ucoz.ru   

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ,  УрО РАО, ИРО, Основная общеобразовательная школа №7, дошкольные образовательные учреждения №10, №16 Станция юных натуралистов, Станция детского и юношеского туризма и экскурсий; Детская библиотека, Краеведческий музей, Комитет по физкультуре и спорту ГО Красноуфимск, ГОУСОН Комплексный центр социального обслуживания населения, ГУСОН СО Центр социальной помощи семье и детям города Красноуфимска и Красноуфимского района, ИАШ Свердловской области

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.