Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 города Красноуфимска Свердловской области

623300, Свердловская область, город Красноуфимск, ул. 8 Марта, 93

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2011 -  2016  гг.

 

1. Директор МКВ(С)ОУ – В(С)ОШ №1 – Филимонов Сергей Владимирович

2. Тел./факс МКВ(С)ОУ – В(С)ОШ № 1:  8(34394)- 2-02-07,

3. Сайт http://vecherschool.ucoz.net Email: vecher_scool@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МКОУ:  Яндаева Елена Александровна

Телефоны куратора проекта : 89025869737, vecher_scool@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения:  Член сети инновационно - активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта: «Обеспечение возможностей реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы»

6. Научная результативность деятельности инновационно - активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования. В современных социокультурных условиях с позиций гуманистической парадигмы образования стали общепризнанными ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на самостоятельный опыт деятельности, личной ответственности, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В современном обществе все более ценятся не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно действовать, практические способности человека, позволяющие оптимально взаимодействовать с природой, другими людьми, со всем социумом, умение развивать свой опыт, переучиваться при необходимости. В то же время анализ современного состояния образования показывает, что значительная часть молодежи в возрасте 15-16 лет оказывается за пределами школы, многие из них имеют неудачный опыт получения образования, по существу, вытеснены из образовательного пространства, что связано не только с социальной ситуацией их семейного воспитания, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Массовая («знаниевая») общеобразовательная школа для многих детей создает ситуацию неуспешности, что отмечают многие ученые, педагоги-практики (М. Балабан, Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург и др.).В то же время, несмотря на наличие работ, посвященных проблеме продуктивного обучения и, в частности организации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в условиях современной школы, анализ научных исследований и педагогической практики свидетельствует о том, что неизученной остается проблема организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся как одной из форм продуктивного обучения в условиях вечерних (сменных) общеобразовательных школ.

Выявленные недостатки в теории и практике организации образовательного процесса на современном этапе развития образования объясняются наличием ряда противоречий между:

  • стремлением подростков к получению практико-ориентированного образования и знаниево-центрированным традиционным образовательным процессом в средней школе;
  • объективной потребностью педагогической практики в новых формах продуктивного обучения и недостаточной разработанностью конкретных практических разработок использования этого обучения, обеспечивающего личностное развитие, профессионально-личностное самоопределение обучающихся.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия и средства организации образовательного процесса на основе ИОМ как одной из форм продуктивного обучения в  вечерней  (сменной) общеобразовательной школе.

В соответствии с проблемой сформулирована следующая тема исследования «Обеспечение возможностей реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы».

Идея изменения: Сущность деятельности в рамках исследования заключается  в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения индивидуального образовательного маршрута в условиях  вечерней (сменной) школы

Цель исследования: обосновать и проверить на практике педагогические условия и средства, обеспечивающие организацию образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

Объект исследования: образовательный процесс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

Предметом исследования являются педагогические условия и средства организации образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: результативность образовательного процесса в вечерней  (сменной) общеобразовательной школе на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения будет обеспечена, если:

  • разработана и обоснована модель организации образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения;
  • разработан педагогический инструментарий, обеспечивающий технологию реализации индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в  вечерней  (сменной) общеобразовательной школе;
  • определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное осуществление разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения.

С учетом выдвинутой цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

  • Разработать модель организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
  • Разработать структуру индивидуальных образовательных маршрутов в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
  • Определить и экспериментально проверить педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
  • Разработать систему способов оценки личностного роста школьников.
  • Обеспечить развитие интеграционных процессов между МОУ ГО Красноуфимск

Методологической основой исследования на философском уровне служат положения прагматической философии, определившие деятельностную, личностно ориентированную концепцию организации педагогического процесса (Дж. Дьюи); на общенаучном уровне методологии - системный подход (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.В. Селевко, М.А. Чошанов и др.). Основу часто-научного уровня составили психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория активности, подсознательной деятельности и творчества (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.)

Теоретической базой исследования явились концептуальные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.); личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, М.Е. Кузнецов, М.Н. Скаткин, B.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идея самореализации личности (А. Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.);основные положения теории продуктивного обучения (М.И. Башмаков, И. Бем, Дж. Дьюи, С. Френе, Й. Шнайдер, Р. Штейнер и др.); труды, раскрывающие сущность трудовой школы (П.П. Блонский, СИ.Гессен, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогические наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся и педагогов; методы опроса (беседа, анкетирование), тестирование, изучение передового педагогического опыта.

Основное содержание деятельности  по проекту:

I.Диагностический этап (2009-2010г.):

Изучение образовательных потребностей и ожиданий учащихся и родителей;

•Анализ готовности педагогического коллектива к введению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ранним профессиональным самоопределением;

•Анализ готовности социальных партнеров поддержать реализацию замысла личностно-ориентированного образования и ОП индивидуального обучения;

• Анализ готовности педагогов школы к реализации принципов личностно-ориентированного образования;

•Исследование особенностей, потенциальных возможностей и ресурсов школы для реализации программы.

II. Прогностический этап(2010-2011г):

•Разработка программы обучения педагогов школы;

•Разработка дидактического и технологического инструментария личностно ориентированного образования для обучающегося (структура и содержание инструктивно-методического и технологического модулей обучения; структура навигатора учащегося; структура Технологической карты самостоятельной работы учащегося);

•Разработка локальных актов, обеспечивающих нормативную основу реализации ОП

индивидуального обучения;

•Корректировка учителями рабочих учебных программ по предметам;

•Разработка системы ППМС-сопровождения учащихся.

III. Практический этап (реализация собственно Образовательной программы) (2011-2013 г.):

Разработка и реализация моделей расписания учебной недели, учебного дня, с учетом новых форм организации образовательного процесса для обучающихся данной категории: модульное обучение, проектирование маршрутов (групповых, индивидуальных, комбинированных);

•Реализация информационно-методического и технологического модулей обучения;

•Заполнение Навигатора и Технологической карты самостоятельной работы каждого учащегося;

• Проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

• Реализация мероприятий по включению талантливых детей в области спорта и искусства во все сферы школьной жизни;

•Реализация программ ППМС-сопровождения.

IV. Аналитический этап  (2013-2016г.):

• Создание аналитических групп по описанию опыта (в соответствии с задачами проекта).

Оформление экспертных заключений;

•Рефлексивные сборы: описание участниками сообщества школы собственных чувств,

ощущений, собственного опыта, наблюдений, получаемых в процессе реализации

программы;

•Анализ образовательных, экономических и социальных эффектов.

Планируемый результат изменений:

1.Разработка модели организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

2.Разработка структуры индивидуальных образовательных маршрутов.в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы

3.Повышение эффективности процесса  психолого-педагогического сопровождения проекта

4. Формирование устойчивых связей с партнерами : вуз, работодатели

5. Повышение имиджа МКВ(С)ОУ- В(С)ОШ № 1

6.Повышение конкурентноспособности  выпускников  на рынке образовательных услуг

7. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном  выбранным общим учебным планом

8. Овладение навыками самостоятельной работы

9. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке

Научная новизна исследованиясвязана с разработкой модели организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.

 

7. Методическая результативность

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  – 8 человек.

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2008

Изучение образовательных потребностей  и ожиданий учащихся и родителей.

 

2009

1.Анализ готовности педагогического коллектива к введению индивидуальных образовательных маршрутов.

2. Анализ готовности социальных партнеров в поддержке реализации замысла личностно-ориентированного  образования. 3. Создание творческой группы педагогов школы по инновационной деятельности.

 

 

2010

1.Исследование  особенности потенциальных возможностей и ресурсов школы для реализации программы

2. Разработка программы обучения педагогов школы

3. Разработка дидактический и технологический  инструментарий личностно ориентированного образования для обучающегося

4. Разработка локальных актов, обеспечивающих нормативную основу реализации индивидуального обучения

5. Разработка проекта плана мероприятий по инновационной деятельности

 

 

1. Участие в выставке экспериментальной деятельности по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

2. Участие в совещании по инновационной деятельности

3. Участие в семинаре  «Организация компетентностно - ориентированного образовательного процесса»

2011

1.Совещание по инновационной деятельности по теме «Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория»

2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам  учителями- предметниками

1. Участие в заседании рабочей группы по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках подготовки к «Параду сетевых проектогв»

2. Участие в творческой конференции сетевых проектов  по направлению «Навигатор в профессиональном пространстве»

2012

1.Совещание по инновационной деятельности по теме

 

Участие в творческой методической группе по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

2013

1. Совещание по инновационной деятельности по теме

Участие в творческой методической группе по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения

 

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: http://vecherschool.ucoz.net

Сеть социального  партнерства: АПК и ПРО (г.Москва),  РГППУ, УрГПУ, ОУ города Красноуфимска

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.