РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение – вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 города Красноуфимска Свердловской области
623300, Свердловская область, город Красноуфимск, ул. 8 Марта, 93
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011 - 2016 гг.
1. Директор МКВ(С)ОУ – В(С)ОШ №1 – Филимонов Сергей Владимирович
2. Тел./факс МКВ(С)ОУ – В(С)ОШ № 1: 8(34394)- 2-02-07,
3. Сайт http://vecherschool.ucoz.net Email: vecher_scool@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МКОУ: Яндаева Елена Александровна
Телефоны куратора проекта : 89025869737, vecher_scool@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно - активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Обеспечение возможностей реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы»
6. Научная результативность деятельности инновационно - активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. В современных социокультурных условиях с позиций гуманистической парадигмы образования стали общепризнанными ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, умений и навыков, но и на самостоятельный опыт деятельности, личной ответственности, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. В современном обществе все более ценятся не столько владение большим объемом информации, сколько умение продуктивно действовать, практические способности человека, позволяющие оптимально взаимодействовать с природой, другими людьми, со всем социумом, умение развивать свой опыт, переучиваться при необходимости. В то же время анализ современного состояния образования показывает, что значительная часть молодежи в возрасте 15-16 лет оказывается за пределами школы, многие из них имеют неудачный опыт получения образования, по существу, вытеснены из образовательного пространства, что связано не только с социальной ситуацией их семейного воспитания, но и с условиями неадекватной образовательной среды. Массовая («знаниевая») общеобразовательная школа для многих детей создает ситуацию неуспешности, что отмечают многие ученые, педагоги-практики (М. Балабан, Н.Б. Крылова, О.М. Леонтьева, А.Н. Тубельский, А.В. Хуторской, Е.А. Ямбург и др.).В то же время, несмотря на наличие работ, посвященных проблеме продуктивного обучения и, в частности организации индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) в условиях современной школы, анализ научных исследований и педагогической практики свидетельствует о том, что неизученной остается проблема организации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся как одной из форм продуктивного обучения в условиях вечерних (сменных) общеобразовательных школ.
Выявленные недостатки в теории и практике организации образовательного процесса на современном этапе развития образования объясняются наличием ряда противоречий между:
- стремлением подростков к получению практико-ориентированного образования и знаниево-центрированным традиционным образовательным процессом в средней школе;
- объективной потребностью педагогической практики в новых формах продуктивного обучения и недостаточной разработанностью конкретных практических разработок использования этого обучения, обеспечивающего личностное развитие, профессионально-личностное самоопределение обучающихся.
Указанные противоречия определили проблему исследования: каковы педагогические условия и средства организации образовательного процесса на основе ИОМ как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
В соответствии с проблемой сформулирована следующая тема исследования «Обеспечение возможностей реализации индивидуального образовательного маршрута в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы».
Идея изменения: Сущность деятельности в рамках исследования заключается в создании условий и обеспечении возможностей удовлетворения индивидуального образовательного маршрута в условиях вечерней (сменной) школы
Цель исследования: обосновать и проверить на практике педагогические условия и средства, обеспечивающие организацию образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
Объект исследования: образовательный процесс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
Предметом исследования являются педагогические условия и средства организации образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: результативность образовательного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения будет обеспечена, если:
- разработана и обоснована модель организации образовательного процесса на основе использования индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения;
- разработан педагогический инструментарий, обеспечивающий технологию реализации индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе;
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективное осуществление разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения.
С учетом выдвинутой цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:
- Разработать модель организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
- Разработать структуру индивидуальных образовательных маршрутов в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы.
- Определить и экспериментально проверить педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
- Разработать систему способов оценки личностного роста школьников.
- Обеспечить развитие интеграционных процессов между МОУ ГО Красноуфимск
Методологической основой исследования на философском уровне служат положения прагматической философии, определившие деятельностную, личностно ориентированную концепцию организации педагогического процесса (Дж. Дьюи); на общенаучном уровне методологии - системный подход (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин, М.И. Махмутов, Г.В. Селевко, М.А. Чошанов и др.). Основу часто-научного уровня составили психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теория активности, подсознательной деятельности и творчества (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.)
Теоретической базой исследования явились концептуальные положения личностно-деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, A.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др.); личностно ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, М.Е. Кузнецов, М.Н. Скаткин, B.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); идея самореализации личности (А. Г. Асмолов, Д.А. Леонтьев, Л.С. Выготский и др.);основные положения теории продуктивного обучения (М.И. Башмаков, И. Бем, Дж. Дьюи, С. Френе, Й. Шнайдер, Р. Штейнер и др.); труды, раскрывающие сущность трудовой школы (П.П. Блонский, СИ.Гессен, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогические наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся и педагогов; методы опроса (беседа, анкетирование), тестирование, изучение передового педагогического опыта.
Основное содержание деятельности по проекту:
I.Диагностический этап (2009-2010г.):
Изучение образовательных потребностей и ожиданий учащихся и родителей;
•Анализ готовности педагогического коллектива к введению индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ранним профессиональным самоопределением;
•Анализ готовности социальных партнеров поддержать реализацию замысла личностно-ориентированного образования и ОП индивидуального обучения;
• Анализ готовности педагогов школы к реализации принципов личностно-ориентированного образования;
•Исследование особенностей, потенциальных возможностей и ресурсов школы для реализации программы.
II. Прогностический этап(2010-2011г):
•Разработка программы обучения педагогов школы;
•Разработка дидактического и технологического инструментария личностно ориентированного образования для обучающегося (структура и содержание инструктивно-методического и технологического модулей обучения; структура навигатора учащегося; структура Технологической карты самостоятельной работы учащегося);
•Разработка локальных актов, обеспечивающих нормативную основу реализации ОП
индивидуального обучения;
•Корректировка учителями рабочих учебных программ по предметам;
•Разработка системы ППМС-сопровождения учащихся.
III. Практический этап (реализация собственно Образовательной программы) (2011-2013 г.):
Разработка и реализация моделей расписания учебной недели, учебного дня, с учетом новых форм организации образовательного процесса для обучающихся данной категории: модульное обучение, проектирование маршрутов (групповых, индивидуальных, комбинированных);
•Реализация информационно-методического и технологического модулей обучения;
•Заполнение Навигатора и Технологической карты самостоятельной работы каждого учащегося;
• Проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
• Реализация мероприятий по включению талантливых детей в области спорта и искусства во все сферы школьной жизни;
•Реализация программ ППМС-сопровождения.
IV. Аналитический этап (2013-2016г.):
• Создание аналитических групп по описанию опыта (в соответствии с задачами проекта).
Оформление экспертных заключений;
•Рефлексивные сборы: описание участниками сообщества школы собственных чувств,
ощущений, собственного опыта, наблюдений, получаемых в процессе реализации
программы;
•Анализ образовательных, экономических и социальных эффектов.
Планируемый результат изменений:
1.Разработка модели организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
2.Разработка структуры индивидуальных образовательных маршрутов.в условиях вечерней (сменной) общеобразовательной школы
3.Повышение эффективности процесса психолого-педагогического сопровождения проекта
4. Формирование устойчивых связей с партнерами : вуз, работодатели
5. Повышение имиджа МКВ(С)ОУ- В(С)ОШ № 1
6.Повышение конкурентноспособности выпускников на рынке образовательных услуг
7. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном выбранным общим учебным планом
8. Овладение навыками самостоятельной работы
9. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке
Научная новизна исследованиясвязана с разработкой модели организации образовательного процесса на основе разработки индивидуальных образовательных маршрутов как одной из форм продуктивного обучения в вечерней (сменной) общеобразовательной школе.
7. Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 8 человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Изучение образовательных потребностей и ожиданий учащихся и родителей. |
|
2009 |
1.Анализ готовности педагогического коллектива к введению индивидуальных образовательных маршрутов. 2. Анализ готовности социальных партнеров в поддержке реализации замысла личностно-ориентированного образования. 3. Создание творческой группы педагогов школы по инновационной деятельности.
|
|
2010 |
1.Исследование особенности потенциальных возможностей и ресурсов школы для реализации программы 2. Разработка программы обучения педагогов школы 3. Разработка дидактический и технологический инструментарий личностно ориентированного образования для обучающегося 4. Разработка локальных актов, обеспечивающих нормативную основу реализации индивидуального обучения 5. Разработка проекта плана мероприятий по инновационной деятельности
|
1. Участие в выставке экспериментальной деятельности по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения 2. Участие в совещании по инновационной деятельности 3. Участие в семинаре «Организация компетентностно - ориентированного образовательного процесса» |
2011 |
1.Совещание по инновационной деятельности по теме «Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная траектория» 2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов по учебным предметам учителями- предметниками |
1. Участие в заседании рабочей группы по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в рамках подготовки к «Параду сетевых проектогв» 2. Участие в творческой конференции сетевых проектов по направлению «Навигатор в профессиональном пространстве» |
2012 |
1.Совещание по инновационной деятельности по теме
|
Участие в творческой методической группе по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения |
2013 |
1. Совещание по инновационной деятельности по теме |
Участие в творческой методической группе по направлению сетевое взаимодействие в обеспечении возможностей индивидуального образовательного маршрута в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения |
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://vecherschool.ucoz.net
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), РГППУ, УрГПУ, ОУ города Красноуфимска