Название статьи | Оценка результатов учебной деятельности студентов в рамках информационно-технологической модели обучения | ||||
Авторы | Б. Е. Стариченко | ||||
В рубрике | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №5 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.147 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена актуальной проблеме – измерению результатов образовательной деятельности студентов высших учебных заведений. Показана необходимость перехода от российской национальной шкалы оценивания успеваемости к ECTS – общеевропейской системе учета учебной работы, которая соответствует положениям Болонской декларации и обеспечивает академическую и трудовую мобильность студентов и выпускников университетов. Описан порядок накопления кредитов по шкале ECTS и отражена специфика реализации подобной системы в российских вузах. Статистический критерий успешности, на котором основана ECTS, пока не приемлем для отечественной высшей школы в силу отсутствия прямой связи между качеством полученного образования и местом будущей работы, поэтому вместо него автор считает разумным использование в качестве показателя результативности обучения долю выполнения учебной работы при освоении какой-либо дисциплины. Алгоритм определения объема учебной деятельности студента и схема оценивания ее результатов подробно рассматриваются в рамках информационно-технологической модели обучения, которая предусматривает освоение единого для всех базового минимума учебной дисциплины и выполнение индивидуального задания (проекта). Приводятся примеры планирования содержания базового минимума с расчетами трудоемкости, времени выполнения учебных заданий и распределения баллов, получаемых за них обучающимися. Предложены формулы для выявления объема и оценки индивидуальных заданий. Продемонстрирована возможность совмещения оценивания по национальной шкале и ECTS. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | Болонский процесс в России, оценивание учебной деятельности студента, шкала ECST, информационно-технологическая модель обучения, реализация ECTS в рамках ИТ‑модели обучения. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М. М. Лебедевой: М.: Оргсервис-2000, 2006. 162 с. 2. Внедрение в вузе системы зачетных единиц (по типу ECTS): опыт Российского университета дружбы народов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: window.edu.ru/library/pdf2txt/891/ 61891/31813/page2. 3. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 11. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru. 4. Настройка образовательных структур в Европе. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://europa.eu.int/comm/education/ Tuning.html. 5. Опыт российских вузов по использованию кредитов. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: inpro.msu.ru/PDF/kredit-ru.pdf. 6. Переход вузов РФ на систему зачетный единиц (ECTS): опыт Южно-Уральского государственного университета и Самарского государственного университета. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: window.edu.ru/library/pdf2txt/889/61889/31812. 7. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: учеб. пособие / Б. А. Сазонов. М.: ФИРО, 2006. 184 с. 8. Стариченко Б. Е. Информационно-технологическая модель обучения // Образование и наука. 2013. № 4. 9. Bologna Working Group on Qualifications Frameworks (2005) A Framework for Qualifications of the European Higher Education Area. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.bologna-bergen2005.no/ Docs/00-Main_doc/050218_QF_EHEA.pdf. 10. ECTS Users Guide. Office for Official Publications of the European Communities: Luxembourg, 2009. [Электрон. ресурс]. URL: http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/doc/ects/ guide_en.pdf. 11. The Bologna Declaration of 19 June 1999. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.ehea.info/Uploads/Declarations/BOLOGNA_DECLARATI ON1.pdf. |