Название статьи | Cоциально-психологическая характеристика современного студента | ||||
Авторы | Е. В. Куканова | ||||
В рубрике | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.923:316.6 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в январе 2013 г. с целью составления общего социально-психологического портрета современного студенчества. В качестве объекта исследования были избраны учащиеся 1–5‑х курсов и магистратуры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сервиса, Финансово-технологической академии – всего 415 человек в возрасте от 17 до 22 лет. Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и поведение учащихся, а также фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в основном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру направлений социальной жизни и профессиональных предпочтений. В ходе исследования была дана социально-демографическая характеристика студенчества; ранжированы ценностные ориентации учащихся в различных сферах деятельности; выявлен уровень их общей культуры. Обозначены проблемы социализации студентов, особенности их взаимоотношений с окружающими и степень сотрудничества с ними. Кроме того, были предприняты попытки определить степень общественной и гражданской активности молодых людей: их участие в общественной работе, политической жизни, деятельности неформальных объединений. Один из главных выводов, сделанных автором на основе анализа материалов анкетирования, касается социальной незащищенности студентов, на фоне которой происходит их социализация. Несмотря на всю сложность адаптации учащейся молодежи к взрослой жизни, отличительными чертами наблюдаемой группы являются рост самосознания и стремление отстаивать собственное мнение. Среди регуляторов поведения на первое место выдвигается самооценка. Однако для формирования независимой личности, реализации заложенных в ней природой возможностей и вместе с тем успешного усвоения социально-исторического опыта требуется благоприятная среда. Поэтому крайне необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и поддерживать атмосферу, способствующую становлению будущих специалистов-профессионалов и граждан. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | социально-демографическая характеристика студента вуза; факторы социализации студента вуза, ценностные ориентации, культурный уровень, отношение к общественной работе, молодежным объединениям, политическим партиям. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Кос Н. И. Психологический портрет группы и коллектива. Саратов, 2009. 2. Мельников В. М. Психологический портрет личности. Улан-Удэ, 2008. 3. Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. С. А. Еланцева. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова, 2011. 4. Павловец Г. Г. и др. Социально-психологический портрет современного студента педагогического вуза. Владикавказ, 2010. |