Н. В. Голубева

Название статьи Элементарное музицирование как здоровьесберегающий феномен в системе общего образования
Авторы Н. В. Голубева
В рубрике ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Год  2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 373:614 Индекс ББК  
Аннотация

Обращение некоторых современных исследователей к те­ме использования концепции элементарного музицирования в сфе­ре общего образования связано с ка­тас­тро­фи­чес­ки ухудшающимся состоянием здоровья детей. Задача публикации – обратить внимание педагогической общественности на воспитательный, развивающий и здо­ровь­ес­бе­ре­га­ющий потенциал музицирования, который в прак­ти­чес­кой деятельности общеобразовательных учреждений явно недооценивается и не применяется в пол­ной мере. Традиционное музыкальное образование, ориентированное на музыковедение, как это принято в про­фес­си­ональ­ном обучении, не только ведет к ис­кус­ствен­ной интеллектуализации и поч­ти не оставляет места для развития воображения, интуиции, творческих способностей, но и ли­ша­ет ребенка естественных потребностей в дви­же­нии, полисенсорных ощущениях, переживании радости, возможности и пра­ва на ошибку.

Автор статьи показывает специфику элементарного музицирования, концепция которого была создана Карлом Орфом и про­дол­жа­ет развиваться его последователями. Такая музыкальная деятельность характеризуется комплексным пониманием человека, его истории, среды обитания и прив­ле­ка­тель­на следованием генетическим законам, вседоступностью и от­сут­стви­ем насилия над природой ребенка. Элементарное музицирование, с од­ной стороны, учитывает психологические особенности и ин­ди­ви­ду­аль­ные наклонности детей, с дру­гой – оказывает синкретичное воздействие на многие их важные жизненные функции: общение, речь, движение и т. д., а так­же противостоит переутомлению и ги­по­ди­на­мии – т. е. позволяет эффективно справиться с за­да­ча­ми развития и здо­ровь­ес­бе­ре­же­ния.

Однако полноценное, продуктивное применение музыкальных занятий в це­лях сохранения здоровья детей требует соответствующей подготовки педагогических кадров. В статье представлен опыт работы кафедры музыкального образования Института психологии и пе­да­го­ги­ки Тюменского государственного университета, где студентам преподаются дисциплины «Элементарное музицирование в учеб­ном процессе» и «Здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики». Описаны результаты цикла практических семинаров и эк­спе­ри­мен­таль­ной деятельности учителей школы № 3 г. Пыть-Ях Ханты-Ман­сийско­го автономного округа ЮГРЫ. В учреждении разработаны и ус­пеш­но реализуются авторские программы, в ко­то­рых­ раз­лич­ные виды искусств интегрированы в пред­ме­ты начальной ступени обучения, дисциплины среднего звена – гуманитарные, математические и ес­те­ствен­но­на­уч­ные (географию, биологию, физику). Учителя с удов­лет­во­ре­ни­ем отмечают, что создание специальных педагогических условий, использование художественно-эс­те­ти­чес­ких приемов и му­зы­каль­ных средств на занятиях при активном участии самих школьников способствуют поддержанию доминанты положительных эмоций, значительно повышают мотивацию учебной и здо­ровь­е­т­вор­чес­кой деятельности, оказывают действенное влияние на двигательное, речевое, коммуникативное и пси­хо­ло­ги­чес­кое развитие школьников.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова музицирование, элементарное музицирование, здоровьесберегающий потенциал музыкальной педагогики, здоровьесберегающая педагогика.
Список цитируемой литературы

1. Ба­рен­бойм Л. А. Эле­мен­тар­ное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. 360 с.

2. Ви­ног­ра­дов Л. В. Кол­лек­тив­но­е му­зи­ци­ро­ва­ние. М.; СПб.: НИИ школьных технологий; Образовательные проекты, 2008. 160 с.

3. Го­лу­бе­ва Н. В. Му­зы­каль­ное воспитание как компонент лечебной педагогики в ус­ло­ви­ях детского реабилитационного учреждения: автореф. дис. … канд. пед. наук. Тюмень, 2000. 21 с.

4. Гот­сди­нер А. Л. Му­зы­каль­ная психология. М.: NB Магистр, 1993. 193 с.

5. Грум-Гржи­майло Т. Н. Му­зы­каль­ное исполнительство. М.: Знание, 1984. 160 с.

6. Дьячен­ко И. Ю. Фор­ми­ро­ва­ние у бу­ду­щих учителей начальных классов умений музицировать на элементарных музыкальных инструментах в про­цес­се музыкально-пе­да­го­ги­чес­кой подготовки в ву­зе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2009. 23 с.

7. Емель­янов В. В., Трифонова И. А. Раз­ви­ва­ющие голосовые игры: методическая разработка по I уров­ню обучения многоуровневой обучающей программы В. В. Емель­яно­ва «Фонопедический метод развития голоса» (методическое приложение к кни­ге «Развитие голоса. Координация и тре­нинг»). Ялуторовск, 2011. 40 с.

8. Ма­тейова З., Машура С. Му­зы­ко­те­ра­пия при заикании. М.: Высшая школа, 1984. 303 с.

9. Ры­ца­ре­ва М. Г. Му­зы­ка и я. Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 2006. 367 с.

10. Якуб С. К. Вспом­ним забытые игры. М.: Детскаялитература, 1990. 160 с.

11. Orff C. The Schulwerk Autobiography // Carl Orff. Documentation. Vol. 3, English Edition. Schott. N. Y., 1978.

12. OJB Orff-Jahrbuch, 1964: Orff-Institutan der Akademie «Mozarteum» Salzburg-Jahrbuch 1963. Mainz, 1964.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.