А. А. Мелихова

Название статьи Формирование информационно-коммуникативной компетентности в процессе организации текстовой деятельности студентов
Авторы А. А. Мелихова
В рубрике ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37.01(075.8) Индекс ББК  
Аннотация Статья посвящена проблеме формирования информационно-ком­му­ни­ка­тив­ной компетентности как способности к ос­мыс­лен­ной работе с ин­фор­ма­цией, пониманию ее в лич­нос­тном аспекте и при­ме­не­нию в про­фес­си­ональ­ной деятельности. Решение данной проблемы автор статьи видит в ак­ти­ви­за­ции развивающего потенциала текстовой деятельности, осуществляемой в ди­ало­ге, обогащенном идеями герменевтики и смыс­ло­об­ра­зо­ва­ния. Информационно-ком­му­ни­ка­тив­ную компетентность предлагается формировать поэтапно, разыгрывая на занятиях проблемные профессионально-ори­ен­ти­ро­ван­ные ситуации (на основе знаково-кон­текстно­го подхода А. А. Вер­биц­ко­го) и ис­поль­зуя различные типы заданий: активизирующие понимание – способствующие зарождению пред­понимания и лич­нос­тных смыслов; содержательно-реф­лек­сив­ные – направленные на постижение новых смыслов; коммуникативно-де­ятель­нос­тные – устанавливающие связь новых смыслов с име­ющим­ся личностным опытом; профессионально-ори­ен­ти­ро­ван­ные – порождающие самопонимание, самопознание, стимулирующие развитие мировоззрения и по­яв­ле­ние ценностной позиции. В ре­зуль­та­те такой работы можно подготовить компетентного специалиста, обладающего широким культурным кругозором, способного свободно ориентироваться и вы­пол­нять профессиональные обязанности в ус­ло­ви­ях нового информационного общества, творчески подходить к ре­ше­нию сложных задач, а так­же эффективно осуществлять межличностное общение в ус­ло­ви­ях глобального межкультурного пространства.
Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова информационно-ком­му­ни­ка­тив­ная компетентность, текст, текстовая деятельность, диалог, смысл, смыслообразование.
Список цитируемой литературы

1. Бах­тин М. М. Эс­те­ти­ка словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Бе­ля­ко­ва Е. Г. Спо­со­бы активизации смыслообразования в про­цес­се обучения // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 8–15.

3. Биб­лер В. С. От наукоучения – к ло­ги­ке культуры. Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. 411 с.

4. Вер­биц­кий А. А. Проб­лем­ные точки реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шо­ло­хо­ва. Педагогика и пси­хо­ло­гия. 2012. № 2. С. 52–60.

5. Дрид­зе Т. М. Тек­сто­вая деятельность в струк­ту­ре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 268 с.

6. Заг­вя­зин­ский В. И. Стра­те­гия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11.

7. За­ки­ро­ва А. Ф. О гу­ма­ни­тар­ной специфике научно-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 12–19.

8. ФГОС ВПО по направлению бакалавр [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/.

9. Эв­рис­ти­чес­кое обучение: в 5 т. Методика / под ред. А. В. Ху­тор­ско­го. М.: Эйдос; Институт образования человека, 2012. Т. 3. 208 с. (Инновации в обу­че­нии).

10. Drucker P. F. Managing in the next Society. New York: St. Martin's Press, 2002. 248 p.

11. Caccamise D., Snyder L. & Kintsch E. Constructivist theory and the situation model: Relevance to future assessment of reading comprehension. In C. C. Block & S. R. Parris (Eds.). Comprehension instruction: Research-based best practices. New York: Guilford, 2008. Р. 80–97.

12. Duke N. K. & Carlisle J. The development of comprehension. In M. L. Kamil, P. D. Pearson, E. B. Moje & P. P. Afflerbach (Eds.). Handbook of reading research. Vol. IV. New York: Routledge, 2011. Р. 199–228.

13. Foorman B. R. & Connor C. M. Primary grade reading. In M. L. Ka­mil, P. D. Pearson, E. B. Moje & P. P. Afflerbach (Eds.). Handbook of reading research: Vol. IV. New York: Routledge, 2011. Р. 136–156.

14. Snow C. E. & Sweet A. P. Reading for comprehension. In C. E. Snow & A. P. Sweet (Eds.). Rethinking reading comprehension. New York: Guilford, 2003. Р. 1–11.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.