Е. В. Куканова

Название статьи Cоциально-психологическая характеристика современного студента
Авторы Е. В. Куканова
В рубрике СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.923:316.6 Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в ян­ва­ре 2013 г. с целью составления общего социально-пси­хо­ло­ги­чес­ко­го портрета современного студенчества. В ка­че­стве объекта исследования были избраны учащиеся 1–5‑х кур­сов и ма­гис­тра­ту­ры Московского государственного областного университета, Российского государственного университета туризма и сер­ви­са, Финансово-тех­но­ло­ги­чес­кой академии – всего 415 че­ло­век в воз­рас­те от 17 до 22 лет. Исследование предполагало выявление социальных фактов, влияющих на продукты деятельности и по­ве­де­ние учащихся, а так­же фиксацию проявлений сознания (мотивов, ценностей, установок и т. д.). Основным источником информации служила специально разработанная анкета, включающая около 150 в ос­нов­ном закрытых либо полузакрытых вопросов, позволяющих выяснить мнение респондентов по широкому спектру направлений социальной жизни и про­фес­си­ональ­ных предпочтений.

В хо­де исследования была дана социально-де­мог­ра­фи­чес­кая характеристика студенчества; ранжированы ценностные ориентации учащихся в раз­лич­ных сферах деятельности; выявлен уровень их общей культуры. Обозначены проблемы социализации студентов, особенности их взаимоотношений с ок­ру­жа­ющи­ми и сте­пень сотрудничества с ни­ми. Кроме того, были предприняты попытки определить степень общественной и граж­дан­ской активности молодых людей: их участие в об­ще­ствен­ной работе, политической жизни, деятельности неформальных объединений.

Один из главных выводов, сделанных автором на основе анализа материалов анкетирования, касается социальной незащищенности студентов, на фоне которой происходит их социализация. Несмотря на всю сложность адаптации учащейся молодежи к взрос­лой жизни, отличительными чертами наблюдаемой группы являются рост самосознания и стрем­ле­ние отстаивать собственное мнение. Среди регуляторов поведения на первое место выдвигается самооценка. Однако для формирования независимой личности, реализации заложенных в ней природой возможностей и вмес­те с тем успешного усвоения социально-ис­то­ри­чес­ко­го опыта требуется благоприятная среда. Поэтому крайне необходимо внутри каждого высшего учебного заведения создавать и под­дер­жи­вать атмосферу, способствующую становлению будущих специалистов-про­фес­си­она­лов и граж­дан.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова социально-де­мог­ра­фи­чес­кая характеристика студента вуза; факторы социализации студента вуза, ценностные ориентации, культурный уровень, отношение к об­ще­ствен­ной работе, молодежным объединениям, политическим партиям.
Список цитируемой литературы

1. Кос Н. И. Пси­хо­ло­ги­чес­кий портрет группы и кол­лек­ти­ва. Саратов, 2009.

2. Мель­ни­ков В. М. Пси­хо­ло­ги­чес­кий портрет личности. Улан-Удэ, 2008.

3. Пси­хо­ло­ги­чес­кие аспекты социализации личности в ус­ло­ви­ях современного образования: сборник статей II Все­рос­сийской научно-прак­ти­чес­кой конференции / отв. ред. С. А. Елан­це­ва. Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П. П. Ер­шо­ва, 2011.

4. Пав­ло­вец Г. Г. и др. Социально-пси­хо­ло­ги­чес­кий портрет современного студента педагогического вуза. Владикавказ, 2010.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.