М. А. Чошанов

Название статьи Образование и национальная безопасность: системные ошибки в математическом образовании России и США
Авторы М. А. Чошанов
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316.7 Индекс ББК   
Аннотация

Автора статьи беспокоит состояние математического образования в рос­сийских школах. Еще не так давно, когда обучение строилось на развитии мыслительных способностей учащихся, отечественное математическое образование было действительно сильным. Однако анализ данных международного исследования TIMSS – 2011 (Trendsin International Mathematics and Science Study) в те­че­ние последних полутора десятков лет показывает нестабильность результатов математических достижений юных россиян (особенно восьмиклассников), снижение доли задач высокого уровня – на рассуждение, с ко­то­ры­ми они справляются. Кроме того, вызывает критику механическое, бездумное копирование далеко не лучшего и час­то не соответствующего российским реалиям зарубежного опыта. Между тем, например, американцы (да и не только они) давно поняли, что национальная безопасность тесно связана с че­ло­ве­чес­ким капиталом, который, в свою очередь, напрямую зависит от образования. В дан­ной публикации именно в све­те проблем национальной безопасности рассматриваются издержки естественно-ма­те­ма­ти­чес­ко­го образования как в Рос­сии, так и в США.

Методом сравнительного анализа выявлены системные ошибки, которые могут негативно отражаться на состоянии российской науки и об­ра­зо­ва­ния долгие годы, а то и вов­се привести к их разрушению. В ка­че­стве отрицательных факторов называются остаточное инвестирование в че­ло­ве­чес­кий капитал, разрыв между школьной математикой и ма­те­ма­ти­чес­кой наукой, снижение фундаментальности математического образования, основы которой важно закладывать уже в на­чаль­ной школе, натаскивание на тесты вместо полноценного процесса обучения математике, непоследовательность и не­сис­те­ма­тич­ность в про­ве­де­нии школьных реформ, сокращение учебной нагрузки по математике и ее перевод в раз­ряд курсов по выбору и др. Автор считает, что плодотворная работа над ошибками (как чужими, так и соб­ствен­ны­ми) поможет сформировать отвечающую современным требованиям концепцию отечественного образования и сох­ра­нить для потомков один из уникальных российских брендов – высокий уровень и ка­че­ство обучения математике.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова образование, национальная безопасность, TIMSS, реформа математического образования.
Список цитируемой литературы

1. О ме­рах по реализации государственной политики в об­лас­ти образования и на­уки: указ Президента РФ № 599. Москва, 7 мая 2012.

2. Чо­ша­нов М. А. Ма­те­ма­ти­ка – российский бренд. Как его сохранить? // Математика в шко­ле. 2013. № 4. С. 3–8.

3. Council on Foreign Relations (2012). U. S. Education Reform and National Security. Washington, DC: U. S. Department of State.

4. National Commission on Excellence in Education (1983). A Na­tion at Risk. Washington, DC.

5. National Commission on Mathematics and Science Teaching (2000). Before It Is Too Late. Washington, DC.

6. National Council of Teachers of Mathematics (2007). Focal Points. Reston, VA: NCTM.

7. US Department of Education (2012). TIMSS – 2011 (Trends in International Mathematics and Science Study) Results. Washington, DC.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.