Название статьи | Повышение качества подготовки специалистов: выбор мер | ||||
Авторы | М. Н. Оськина | ||||
В рубрике | УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №10 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Возможность оперативного реагирования вузов на изменения потребностей личности, рынка труда и общества в целом приобретает особую значимость в настоящий период реформирования системы высшего профессионального образования. Гибкость содержания образовательных программ, их соответствие нуждам производства, квалификация выпускников становятся основными факторами для принятия государством решения о выделении бюджетных средств тому или иному учебному учреждению. В статье рассмотрены проблемы, характерные для всех современных отечественных вузов, решение которых позволит обеспечить поступательное развитие системы эффективной подготовки специалистов и конкурентоспособность отечественных вузов. Описывается алгоритм выбора первоочередных мер, направленных на повышение качества обучения специалистов в отдельных образовательных заведениях и университетских комплексах. Выбор предлагается осуществлять в два этапа: сначала насущные мероприятия ранжируются с точки зрения важности, затем их перечень и последовательность реализации уточняются с позиций максимальной продуктивности затраченных усилий и ресурсов. В качестве инструмента на первом этапе выдвигается метод экспертной оценки, на втором – метод Парето. Процедура применения алгоритма выбора демонстрируется на примере того, как она проводилась в Уральском государственном университете путей сообщения. Материалы изложенного в публикации исследования будут полезны руководителям образовательных учреждений и университетских комплексов. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | система высшего профессионального образования, подготовка специалистов, качество подготовки, качество образования, алгоритм выбора мер. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 248. 2. Гуцыкова С. В. Метод экспертных оценок. М.: Институт психологии РАН, 2011. 136 с. 3. Еркович С., Суворов С. Целостная система многоступенчатого образования // Высшее образование в России. 2004. № 3. С. 35–43 4. Интервью министра образования РФ Д. Ливанова «Систему высшего образования ждет реформа». 04.06.2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1537366.html (дата обращения 16.06.12). 5. Макаров И. М., Виноградская Т. М., Рубчинский А. А., Соколов В. Б. Теория выбора и принятия решений. М.: Наука, 1982. 328 с. 6. Многокритериальные задачи принятия решений / под ред. Д. М. Гвишнани, С. В. Емельянова. М.: Машиностроение, 1978. 210 с. 7. Оськина М. Н. Подготовка кадрового обеспечения предприятий железнодорожного транспорта в условиях университетского комплекса // Реформа российского образования – профессиональную направленность 2010: сборник научных трудов 85 (168), Екатеринбург, 2010. С. 108–117. 8. Подиновский В. В., Ногин В. Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука. 1982. 256 с. 9. Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «Российские железные дороги». Распоряжение ОАО «РЖД» от 10.05.2006 № 933. М.: ОАО «РЖД», 2006. 56 с. 10. Яблонский А. И. Стохастические модели научной деятельности // Системные исследования: ежегодник. М.: Наука, 1975. С. 5–43. 11. http://teacher.dn-ua.com/old_version/algoritm/algoritm.html (дата обращения 18.05.12). 12. http://www.inventech.ru/pub/methods/ (дата обращения 18.05.12). |