Название статьи | Содержательно-целевой аспект концепции релятивизации национальных стереотипов в обучении иностранным языкам в вузе | ||||
Авторы | Н. В. Сорокина | ||||
В рубрике | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №10 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.881.1 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье представлена инновационная концепция обучения иностранному языку как профильному предмету на старших курсах вуза. Ее методологической основой стала модель развития межкультурной сензитивности М. Беннетта, задающая четкое направление постепенного продвижения от этноцентризма к этнорелятивизму. В предлагаемой концепции это продвижение происходит за счет процесса релятивизации национальных стереотипов, которым в иноязычном образовании пока практически не уделяется внимания. Между тем это важнейшие факторы межкультурной коммуникации и естественные механизмы мышления. Релятивизация национальных стереотипов невозможна без выработки поликультурного (межкультурного) мировоззрения, поэтому в структуру содержания обучения помимо традиционных компонентов: знаний, умений, отношений/мотивов и опыта творческой деятельности – автор включает еще и поэтапно формируемые мировоззренческие позиции. В методической системе релятивизации стереотипов выделяются три содержательных блока: этнодифференцирующий, этноинтегрирующий и этнорелятивирующий. Последовательное решение образовательных и воспитательных задач по мере освоения всех трех блоков обеспечивает преобразование системы национальных стереотипов студентов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях. Описанная в публикации концепция обучения была успешно апробирована в ходе опытно-экспериментальной работы на базе отделения немецкого языка Забайкальского государственного университета в период с 2010 по 2013 г. Данные проведенного эксперимента достоверно доказывают эффективность методики: существенное снижение у студентов этноцентризма, повышение у них этнорелятивизма и укрепление межкультурной компетенции в целом. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | национальный (этнический) стереотип, релятивизация стереотипов, межкультурная компетенция, модель развития межкультурной сензитивности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с. 2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). 2‑е изд. Москва; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. 240 с. 3. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с. 4. Сикевич З. В. Социология и психология национальных отношений. СПб.: Изд‑во В. А. Михайлова, 1999. 203 с. 5. Allport G. W. The nature of prejudice. New York: Doubleday, 1958. 496 р. 6. Bennet M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // R. M. Paige (Ed.) Education for the intercultural Experience. 2‑nd. ed. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993. Р. 21–71. |