Лю Цзея

Название статьи Развитие российско-китайских отношений в области образования
Авторы Лю Цзея
В рубрике ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Год 2013 Номер журнала №10 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 327(37) Индекс ББК  
Аннотация

Статья посвящена аспектам научно-об­ра­зо­ва­тель­но­го сотрудничества России и Ки­тая, которое насчитывает не один десяток лет. Показано, что в пос­лед­ние двадцать лет общее российско-ки­тайское образовательное пространство развивается особенно интенсивно, в пер­вую очередь благодаря поддержке национальных лидеров двух государств, о чем свидетельствует заключение целого ряда важных международных соглашений в на­уч­но-тех­ни­чес­кой, образовательной и куль­тур­ной областях. Совместная разработка исследовательских программ и прог­рамм подготовки специалистов, научные и об­ра­зо­ва­тель­ные мероприятия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и сту­ден­тов, международные конференции и сим­по­зи­умы, реализация международных проектов организации учебного процесса и уни­вер­си­тет­ско­го управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали – вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия РФ и КНР.

В хо­де исследования вопросов партнерства национальных образовательных систем государств-со­се­дей автором использовались общенаучные методы логического познания, анализа и син­те­за, а так­же статистические методы: группировка, выборка, сравнение и обоб­ще­ние. В пуб­ли­ка­ции приводятся данные о ди­на­ми­ке численности китайских граждан, обучавшихся в ву­зах России начиная с 1950 г. и за­кан­чи­вая 2013 г., и рос­си­ян, получивших образование в ву­зах Китая в пос­лед­ние тринадцать лет. Сообщается, что, согласно прогнозам, к 2020 г. количество китайских студентов в выс­шей школе РФ увеличится до 40 тыс. человек, а рос­сийских студентов в уни­вер­си­те­тах КНР – до 30 тыс. Описаны содержание и пер­спек­ти­вы работы регулярно собирающихся с 1993 г. форумов ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Се­ве­ро-Вос­точ­ных регионов Китая. Демонстрируется, как взаимообогащаются культуры обеих стран во время проведения таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в Рос­сии», «Год русского языка в Ки­тае».

Укрепление российско-ки­тайско­го партнерства в об­лас­ти образования на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и ка­че­ства знаний, все более возрастающей роли информации в сов­ре­мен­ных развитых обществах является стратегически значимым для экономической стабильности и ус­тойчи­во­го развития стран в бли­жайшем и от­да­лен­ном будущем. Формы международной научно-прос­ве­ти­тельско-об­ра­зо­ва­тель­ной совместной деятельности Китая и Рос­сии становятся все более разнообразными и мас­со­вы­ми. Однако потенциал развития дружеских отношений двух государств в сфе­рах образования и куль­ту­ры далеко не исчерпан. Требуется поиск дополнительных возможностей для дальнейшего совершенствования механизмов интеллектуального взаимообмена и по­вы­ше­ния его эффективности.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова стратегическое партнерство, образование, Россия, Китай.
Список цитируемой литературы

1. Док­лад о ре­зуль­та­тах и ос­нов­ных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы на 2012 год и пла­но­вый период 2013 и 2015 го­дов [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// www.fms.gov.ru/about/statistics/plans/details/59631/7/ (дата обращения: 14.06.2013).

2. Ки­тай придает большое значение работе по направлению студентов в Рос­сию [Электрон. ресурс] Режим доступа: http:// russian.china.org.cn/china/txt/2013–09/18/content_30070823.htm (дата обращения: 14.06.2013).

3. «Ключевой год» в обу­че­нии в Рос­сии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2013–04/22/content_28619702.htm (дата обращения: 12.06.2013).

4. Лу­зя­нин С. Г. Рос­сийско-ки­тайское стратегическое партнерство в XXI веке. М.: МЭМО, 2005.

5. Меж­ду­на­род­ные соглашения о сот­руд­ни­че­стве. Департамент международного сотрудничества в об­ра­зо­ва­нии и на­уке Мин­обрнауки России. М., 2009.

6. Офи­ци­аль­ные мероприятия. Год русского языка в Ки­тае [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com.cn/31857/ 96775/96783/index.html (дата обращения: 14.11.2013).

7. План основных мероприятий по проведению Года китайского языка в Рос­сии в 2010 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.waytochina.org/education/yearRussia/events/ (дата обращения: 14.11.2013).

8. Справ­ка о сот­руд­ни­че­стве между Российской Федерацией и Ки­тайской Народной Республикой в об­лас­ти образования [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/news/events/ kitai/cpravka/ (дата обращения: 20.06.2013).

9. Цзян Сяоянь. Социальное партнерство предприятий и учеб­ных заведений в под­го­тов­ке кадров: опыт Китая // Казанский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 111–114.

10. Х Фо­рум ректоров вузов Дальнего Востока и Си­би­ри России и Се­ве­ро-Вос­точ­ных регионов Китая [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://inform.nstu.ru/journal/vypusk_10_225_31_oktyabrya_2012_g/ international_activities/x_forum_rektorov_vuzov_dalnego_vostoka_i_sibiri_rossii_i_severo_vostochnykh_regionov_kitaya_kitaya.html (дата об­ращения: 25.06.2013).

11. Ministry of Education of the People’s Republic of China [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.moe.gov.cn/publicfiles/ business/htmlfiles/moe/s5987/201202/131117.html (дата обращения: 12.11.2013).

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.