Название статьи | Критерии успешности научно-педагогической деятельности | ||||
Авторы | М. В. Овчинников, Д. А. Циринг | ||||
В рубрике | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.9 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье поднимается проблема оценки научно-педагогической деятельности преподавателей вузов. Перечислены существующие варианты определения качества работы сотрудников коллективов высшей школы. По мнению авторов статьи, все они имеют различного рода недостатки. В качестве наиболее приемлемого выдвигается системный подход к оцениванию успешности труда преподавателя. Данный подход, в отличие от других, дает возможность учитывать во взаимосвязи практически все аспекты научно-педагогической деятельности. На его основе предлагаются следующие критерии оценки: гностический, проектировочно-конструктивный, коммуникативный, информационно-обучающий и организационный. Как дополнительные критерии успешности также рассматриваются удовлетворенность деятельностью и ее результаты. Приводятся индикаторы каждого критерия. Показано, что оценки могут быть как внутренними (субъективными), так и внешними (объективными), закрепленными в нормативных актах. Проблема всестороннего, комплексного и справедливого измерения качества научно-педагогической деятельности весьма актуальна, прежде всего, в связи с ее влиянием на мотивацию сотрудников высшей школы. Авторы надеются, что изложенные соображения позволят повысить объективность оценки работы преподавателей и дадут возможность дифференцированно подходить к вопросам их мотивации и стимулирования. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | научно-педагогическая деятельность, успешность, критерии успешности. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Абдалина Л., Бережная И. Профессионализм педагога: компоненты, критерии оценки // Высш. образование в России. 2008. № 10. С. 146–148. 2. Андрущак Г. Системы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в российских вузах // Вопр. экономики. 2007. № 6. С. 106–115. 3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Ин‑т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с. 4. Донецкая С. С. Анализ квалификации преподавателей технических вузов, основанный на объективной оценке их деятельности // Вестн. Новосибир. гос. ун‑та. Сер. Социально-экономические науки. 2009. Т. 9, № 2. С. 89–97. 5. Ефремова О. И. Успех как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. философ. наук. Ростов н/Д, 1993. 17 с. 6. Магун В. С. О взаимосвязях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопр. психологии. 1978. № 6. С. 86–94. 7. Маркова А. К. Психологические критерии эффективности учебного процесса // Вопр. психологии. 1977. № 4. С. 41–51. 8. Самоукина Н. В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352 с. 9. Силина А. Ю., Васильева В. Д., Гермашев И. В., Дербишер В. Е. Оценочная модель публикационной активности преподавателей вуза // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2008. Т. 5, № 5. С. 88–89. 10. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. 320 с. 11. Якунина Ю. Е. Субъективные критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек»: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 175 с. |