М. В. Овчинников, Д. А. Циринг

Название статьи Критерии успешности научно-педагогической деятельности
Авторы М. В. Овчинников, Д. А. Циринг
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №2 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.9 Индекс ББК  
Аннотация

В статье поднимается проблема оценки научно-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности преподавателей вузов. Перечислены существующие варианты определения качества работы сотрудников коллективов высшей школы. По мнению авторов статьи, все они имеют различного рода недостатки. В ка­че­стве наиболее приемлемого выдвигается системный подход к оце­ни­ва­нию успешности труда преподавателя. Данный подход, в от­ли­чие от других, дает возможность учитывать во взаимосвязи практически все аспекты научно-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности. На его основе предлагаются следующие критерии оценки: гностический, проектировочно-конструк­тив­ный, коммуникативный, информационно-обу­ча­ющий и ор­га­ни­за­ци­он­ный. Как дополнительные критерии успешности также рассматриваются удовлетворенность деятельностью и ее результаты. Приводятся индикаторы каждого критерия. Показано, что оценки могут быть как внутренними (субъективными), так и внеш­ни­ми (объективными), закрепленными в нор­ма­тив­ных актах.

Проблема всестороннего, комплексного и спра­вед­ли­во­го измерения качества научно-пе­да­го­ги­чес­кой деятельности весьма актуальна, прежде всего, в свя­зи с ее влиянием на мотивацию сотрудников высшей школы. Авторы надеются, что изложенные соображения позволят повысить объективность оценки работы преподавателей и да­дут возможность дифференцированно подходить к воп­ро­сам их мотивации и сти­му­ли­ро­ва­ния.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова научно-пе­да­го­ги­чес­кая деятельность, успешность, критерии успешности.
Список цитируемой литературы

1. Аб­да­ли­на Л., Бережная И. Про­фес­си­она­лизм педагога: компоненты, критерии оценки // Высш. образование в Рос­сии. 2008. № 10. С. 146–148.

2. Ан­дру­щак Г. Сис­те­мы оценивания преподавателей студентами: управленческие инновации в рос­сийских вузах // Вопр. экономики. 2007. № 6. С. 106–115.

3. Бо­жо­вич Л. И. Проб­ле­мы формирования личности. М.: Ин‑т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.

4. До­нец­кая С. С. Ана­лиз квалификации преподавателей технических вузов, основанный на объективной оценке их деятельности // Вестн. Новосибир. гос. ун‑та. Сер. Социально-эко­но­ми­чес­кие науки. 2009. Т. 9, № 2. С. 89–97.

5. Еф­ре­мо­ва О. И. Ус­пех как социокультурный феномен: автореф. дис. … канд. философ. наук. Ростов н/Д, 1993. 17 с.

6. Ма­гун В. С. О вза­имос­вя­зях между значимостью различных потребностей личности и их удовлетворенностью // Вопр. психологии. 1978. № 6. С. 86–94.

7. Мар­ко­ва А. К. Пси­хо­ло­ги­чес­кие критерии эффективности учебного процесса // Вопр. психологии. 1977. № 4. С. 41–51.

8. Са­мо­уки­на Н. В. Пси­хо­ло­гия и пе­да­го­ги­ка профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999. 352 с.

9. Си­ли­на А. Ю., Васильева В. Д., Гермашев И. В., Дербишер В. Е. Оце­ноч­ная модель публикационной активности преподавателей вуза // Изв. Волгоград. гос. техн. ун-та. 2008. Т. 5, № 5. С. 88–89.

10. Шад­ри­ков В. Д. Пси­хо­ло­гия деятельности и спо­соб­нос­ти человека. М.: Логос, 1996. 320 с.

11. Яку­ни­на Ю. Е. Субъ­ек­тив­ные критерии оценки эффективности профессиональной деятельности в про­фес­си­ях типа «человек – человек»: дис. … канд. психол. наук. М., 2004. 175 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.