Название статьи | Предпосылки и особенности введения метапредметных технологий в образовательный процесс начальной школы | ||||
Авторы | Е. Ю. Хан | ||||
В рубрике | ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 373.31 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения предусматривают обязательное применение в образовательном процессе общеобразовательной школы метапредметных технологий. Целью данной работы является обозначение предпосылок, обусловивших необходимость освоения данных технологий, и раскрытие особенностей их внедрения и адаптации на начальной ступени обучения. Автор выдвигает идею «всеобщего характера» метапредметных технологий, которая заключается в универсальности их практического использования в работе с разными категориями детей: инициативными, безынициативными, нормально развивающимися и с типологическими особенностями (инвалидностью, ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья и др.). Эта идея в настоящий период весьма своевременна в связи с осуществлением в учебных заведениях многоуровневой образовательной интеграции и реализации инклюзивного обучения. Для иллюстрации того, как моделируется метатехнология применительно к конкретному учебному предмету, выбрана образовательная область «Филология». Обращение к текстам произведений художественной литературы, а также к произведениям искусства позволяет создать так называемое ассоциативное образовательное пространство – пространство «живого знания», коллективного творчества, совместных интеллектуальных и эстетических переживаний детей и взрослых – учащихся и педагогов. Представлены результаты исследования влияния метапредметного обучения на познавательную активность учащихся. Ее положительная динамика, изменение в процессе данного обучения позиции обучающихся с объектной на субъектную показывают рациональность и эффективность внедрения метапредметных технологий в школьную практику. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | особенность, предпосылка, «всеобщий характер» метапредметной технологии, «коллективное творчество», «ассоциативное образовательное пространство». | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Асмолов А. Г. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива. Новгород, 1993. 24 с. 2. Ахметова М. Н. Моделирование образовательно-воспитательных процессов, систем, педагогических технологий в деятельности учителя. Чита: ЧГПИ, 1995. 56 с. 3. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психологии. 1980. № 2. С. 107–114. 4. Ковалев Е. В., Староверова М. С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. М.: Школьная книга, 2010. Вып. 1. С. 26–36. 5. Коротаева Е. В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия // Директор школы. 2000. № 9. С. 75–80. 6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: / под ред. Л. И. Скворцова. 27‑е изд., испр. М.: Оникс: Мир и образование, 2011. 1360 с. 7. Селевко Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144 с. 8. Шевченко С. Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «Начальная школа – детский сад» // Дефектология. 2000. № 6. С. 7–17. |