Название статьи | К вопросу о разработке «теории практики» | ||||
Авторы | Н. К. Чапаев, А. В. Ефанов | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377.354+378:001.891 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье произведен теоретический анализ одной из двух основных форм профессионального обучения – производственной практики, которая характеризуется как полисистемное образование и рассматривается с разных позиций, в том числе как «инобытие» для обучающихся; система вхождения молодежи в «мир взрослых»; средство формирования у обучающихся «деятельностной ответственности» и субъектного «образа мира» и др. В работе преодолевается сложившийся утилитарный, односторонний подход к пониманию места и значения практики, раскрывается ее роль в процессе профессионального становления специалиста, показываются ее возможности профессионального развития личности обучающегося. В ходе исследования практики как психолого-педагогического и образовательного феномена осуществлена разработка теоретико-методологических оснований для ее построения и проведения. Выводы авторов статьи содержат определенный эвристический инновационный потенциал, актуализация которого может способствовать как созданию самостоятельной теории практического обучения профессии, так и решению вопросов организации практико-ориентированного обучения в профессиональных учебных заведениях. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | теория практики, «челночное движение», инобытие, вживание в профессию, профессиональная позиция, деятельностная ответственность, образ мира, профессиональное становление специалиста. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: избр. тр.: в 2 т. М.: Кумир, 2001. 2. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. 141 с. 3. Батышев С. Я. Подготовка рабочих-профессионалов. Рос. акад. образования. М., 1995. 246 с. 4. Безрукова В. С. Новая парадигма педагогической практики студентов // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: современные педагогические технологии: сб. науч. тр. / под ред. В. С. Безруковой, Н. К. Чапаева. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин‑т, 1993. Вып. 4. С. 83–94. 5. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: УрГУ, 2001. 108 с. 6. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: Питер, 1999. 490 с. 7. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с. 8. Ефанов А. В. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии: колл. моногр. / И. П. Верещагина, А. В. Ефанов, Н. К. Чапаев и др.; науч. ред. Н. К. Чапаев. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2013. 180 с. 9. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль. 1991. 590 с. 10. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1994. 286 с. 11. Орлов В. И. Методические основы обучения. М.: Маркетинг, 2000. 72 с. 12. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с. 13. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с. 14. Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания // Категории, принципы и методы психологии: сб. тез. VI Всесоюз. съезда психологов СССР. М., 1983. Ч. 1. С. 60–62. 15. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с. 16. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун‑т, 1996. 288 с. 17. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 144 с. |