Н. В. Сорокина

Название статьи Содержательно-целевой аспект концепции релятивизации национальных стереотипов в обучении иностранным языкам в вузе
Авторы Н. В. Сорокина
В рубрике ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Год 2013 Номер журнала №10 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.881.1 Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлена инновационная концепция обучения иностранному языку как профильному предмету на старших курсах вуза. Ее методологической основой стала модель развития межкультурной сензитивности М. Бен­нет­та, задающая четкое направление постепенного продвижения от этноцентризма к эт­но­ре­ля­ти­виз­му. В пред­ла­га­емой концепции это продвижение происходит за счет процесса релятивизации национальных стереотипов, которым в ино­языч­ном образовании пока практически не уделяется внимания. Между тем это важнейшие факторы межкультурной коммуникации и ес­те­ствен­ные механизмы мышления.

Релятивизация национальных стереотипов невозможна без выработки поликультурного (межкультурного) мировоззрения, поэтому в струк­ту­ру содержания обучения помимо традиционных компонентов: знаний, умений, отношений/мотивов и опы­та творческой деятельности – автор включает еще и по­этап­но формируемые мировоззренческие позиции.

В ме­то­ди­чес­кой системе релятивизации стереотипов выделяются три содержательных блока: этнодифференцирующий, этноинтегрирующий и эт­но­ре­ля­ти­ви­ру­ющий. Последовательное решение образовательных и вос­пи­та­тель­ных задач по мере освоения всех трех блоков обеспечивает преобразование системы национальных стереотипов студентов на когнитивном, аффективном и по­ве­ден­чес­ком уровнях.

Описанная в пуб­ли­ка­ции концепция обучения была успешно апробирована в хо­де опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ной работы на базе отделения немецкого языка Забайкальского государственного университета в пе­ри­од с 2010 по 2013 г. Данные проведенного эксперимента достоверно доказывают эффективность методики: существенное снижение у сту­ден­тов этноцентризма, повышение у них этнорелятивизма и ук­реп­ле­ние межкультурной компетенции в це­лом.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова национальный (этнический) стереотип, релятивизация стереотипов, межкультурная компетенция, модель развития межкультурной сензитивности.
Список цитируемой литературы

1. Бах­тин М. М. Эс­те­ти­ка словесного творчества. М.: Искусство, 1986. 445 с.

2. Бон­ды­ре­ва С. К., Колесов Д. В. То­ле­ран­тность (введение в проб­ле­му). 2‑е изд. Москва; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2011. 240 с.

3. Нель­сон Т. Пси­хо­ло­гия предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и по­ве­де­ния. СПб.: Прайм-Ев­роз­нак, 2003. 384 с.

4. Си­ке­вич З. В. Со­ци­оло­гия и пси­хо­ло­гия национальных отношений. СПб.: Изд‑во В. А. Ми­хайло­ва, 1999. 203 с.

5. Allport G. W. The nature of prejudice. New York: Doubleday, 1958. 496 р.

6. Bennet M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity // R. M. Paige (Ed.) Education for the intercultural Experience. 2‑nd. ed. Yarmouth, ME: Intercultural Press, 1993. Р. 21–71.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.