Название статьи | Модель процесса формирования гражданского самоопределения старшеклассника | ||||
Авторы | О. Т. Ковешникова | ||||
В рубрике | КОНСУЛЬТАЦИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 371. 4 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье в контексте теории целостного педагогического процесса и ценностного подхода изложены основы конструирования модели процесса гражданского самоопределения личности старшеклассника. Дано авторское определение данного аспекта самоопределения, выделены его этапы. В качестве ведущих средств формирования рассматриваемого личностного образования предложены создание личностно-значимых педагогических ситуаций гражданского диалога и универсальные для всех этапов воспитания дидактические средства продуктивного характера (эвристические задания, учебные дискуссии, ситуативно-ролевые игры и т. д.). Представлены содержание, компонентный состав гражданского диалога и его разновидности: диалог учителя и ученика, взаимодействие между учениками и внутренний диалог школьника. Формирование гражданского самоопределения описано как процесс целенаправленного развития личности, в ходе которого создается, осознается и принимается идеал человека-гражданина. Обязательным условием этого процесса является встреча-пересечение ценностей в их объективном бытии и субъективного мира ценностных представлений личности. Именно в этой точке соприкосновения двух миров и происходит, по мнению автора статьи, осмысление и принятие ценностей Отечества и гражданского общества. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | гражданское самоопределение личности, личностно-значимая ситуация гражданского диалога, средства продуктивного характера. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Дьяконов Г. В. Проблема общения и взаимодействия: диалогический подход // Соціальна психологія. 2004. № 3 (5). С. 82–97. 2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с. 3. Разбегаева Л. П. Ценностные основания гуманитарного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с. 4. Разбегаева Л. П., Мацкайлова О. А., Кириллов Д. В. Ценностно-коммуникативный подход как основа гуманитаризации современного образования: моногр. / Л. П. Разбегаева, О. А. Мацкайлова, Д. В. Кириллов и др. М., 2010. 216 с. 5. Самоходкина Т. В. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам // Известия Волгогр. гос. пед. ун‑та. Сер. Педагогические науки. 2007. № 4 (22). С. 85 6. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика // науч. ред. М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с. 7. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 69–131. 8. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ACT, 2000. 448 с. |