О. Т. Ковешникова

Название статьи Модель процесса формирования гражданского самоопределения старшеклассника
Авторы О. Т. Ковешникова
В рубрике КОНСУЛЬТАЦИИ
Год 2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 371. 4 Индекс ББК  
Аннотация

В статье в кон­тек­сте теории целостного педагогического процесса и цен­нос­тно­го подхода изложены основы конструирования модели процесса гражданского самоопределения личности старшеклассника. Дано авторское определение данного аспекта самоопределения, выделены его этапы. В ка­че­стве ведущих средств формирования рассматриваемого личностного образования предложены создание личностно-зна­чи­мых педагогических ситуаций гражданского диалога и уни­вер­саль­ные для всех этапов воспитания дидактические средства продуктивного характера (эвристические задания, учебные дискуссии, ситуативно-ро­ле­вые игры и т. д.). Представлены содержание, компонентный состав гражданского диалога и его разновидности: диалог учителя и уче­ни­ка, взаимодействие между учениками и внут­рен­ний диалог школьника.

Формирование гражданского самоопределения описано как процесс целенаправленного развития личности, в хо­де которого создается, осознается и при­ни­ма­ет­ся идеал человека-граж­да­ни­на. Обязательным условием этого процесса является встреча-пе­ре­се­че­ние ценностей в их объективном бытии и субъ­ек­тив­но­го мира ценностных представлений личности. Именно в этой точке соприкосновения двух миров и про­ис­хо­дит, по мнению автора статьи, осмысление и при­ня­тие ценностей Отечества и граж­дан­ско­го общества.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова гражданское самоопределение личности, личностно-зна­чи­мая ситуация гражданского диалога, средства продуктивного характера.
Список цитируемой литературы

1. Дьяко­нов Г. В. Проб­ле­ма общения и вза­имо­дей­ствия: диалогический подход // Соціальна психологія. 2004. № 3 (5). С. 82–97.

2. Ле­онть­ев Д. А. Пси­хо­ло­гия смысла: природа, строение и ди­на­ми­ка смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.

3. Раз­бе­га­ева Л. П. Цен­нос­тные основания гуманитарного образования: моногр. Волгоград: Перемена, 2001. 289 с.

4. Раз­бе­га­ева Л. П., Мацкайлова О. А., Кириллов Д. В. Цен­нос­тно-ком­му­ни­ка­тив­ный подход как основа гуманитаризации современного образования: моногр. / Л. П. Раз­бе­га­ева, О. А. Мац­кайло­ва, Д. В. Ки­рил­лов и др. М., 2010. 216 с.

5. Са­мо­ход­ки­на Т. В. Фор­ми­ро­ва­ние у стар­шек­лас­сни­ков цен­ност­но-ком­му­ни­ка­тив­ной культуры в обу­че­нии гуманитарным дисциплинам // Известия Волгогр. гос. пед. ун‑та. Сер. Педагогичес­кие науки. 2007. № 4 (22). С. 85

6. Се­рый А. В. Сис­те­ма личностных смыслов: структура, функции, динамика // науч. ред. М. С. Яниц­кий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

7. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 69–131.

8. Фромм Э. Ве­ли­чие и ог­ра­ни­чен­ность теории Фрейда. М.: ACT, 2000. 448 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.