Название статьи | Качественные и количественные методы в педагогическом исследовании креативных способностей учащихся | ||||
Авторы | С. Н. Дегтярев | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №3 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 373.51 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье раскрываются функции качественных и количественных методов научного исследования. Показаны области их применения, достоинства и ограничения. Доказывается, что, несмотря на заметно возросшие возможности математического аппарата, компьютеризацию обработки формальных данных, в педагогике качественные методы остаются приоритетными, поскольку дают возможность понять суть педагогического явления, его движущие силы и отношения. Приводится убедительный пример сравнительного эксперимента, демонстрирующего неуниверсальность количественных методов. В реальном исследовании и те, и другие методы используются как отдельные процедуры. Однако существуют современные исследовательские методики, в которых сочетаются или интегрируются оба подхода. Автор показывает возможность такого сочетания в методике семантического дифференциала, которая была использована при изучении креативности (творческих способностей) учащихся на базе гимназии Тюменского государственного университета. Материалы статьи будут интересны всем, кто занимается научными изысканиями в сфере педагогики и образования, в частности тем, кто изучает методы исследования творческих способностей учащихся. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | качественные методы, количественные методы, креативность, статистическая закономерность, функции методов исследования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. П. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. № 4 (61). С. 6–22. 2. Захарова И. Г. Модели и методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании // Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 32 с. 3. Кочнев В. П. Проблемные математические задачи как средство развития творческих способностей учащихся // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. № 3 (82). С. 108–116. 4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 396 с. 5. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с. |