Л. Я. Дорфман, Ю. Л. Панов

Название статьи Я‑концепция и мотивы достижения у курсантов ВВ МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантности (сравнительный анализ)
Авторы Л. Я. Дорфман, Ю. Л. Панов
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №3 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 159.9:316.6:316.4+378 Индекс ББК  
Аннотация

Стремительные перемены в на­шей стране и в ми­ре ужесточают требования к мо­раль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кой подготовке специалистов в во­ен­ных вузах. Будущие офицеры должны обладать, в час­тнос­ти, такими качествами, как устойчивость, стабильность, способность к са­мо­ре­гу­ля­ции, саморуководству, торможению и сдер­жи­ва­нию нежелательных эмоциональных импульсов. В статье излагаются результаты психологического исследования личностно-мо­ти­ва­ци­он­но­го профиля учащихся младших курсов военного института внутренних войск МВД России. Автором был предпринят сравнительный анализ их психологической устойчивости к раз­лич­ным неблагоприятным факторам в за­ви­си­мос­ти от уровня девиантности. Методологической базой исследования стали психометрический подход, концепция метаиндивидуального мира и кон­цеп­ту­аль­ная модель полимодального «Я».

В хо­де работы преследовались две задачи: изучить особенности Я‑ко­цеп­ции и по­ли­мо­даль­ных мотивов достижения у кур­сан­тов; проанализировать и со­пос­та­вить их личные качества в со­от­вет­ствии с при­над­леж­ностью к груп­пам с не­вы­ра­жен­ной и яр­ко выраженной девиантностью. У ис­пы­ту­емых обнаружена явная связь между склонностью к де­ви­ан­тно­му поведению, определенными субмодальностями полимодального «Я» и суб­мо­ти­ва­ми полимодальных мотивов достижения. Так, выяснилось, что недостаточная выраженность «авторского Я» и «воплощенного Я» может провоцировать девиантные поступки. Невысокая доля авторского и воп­ло­щен­но­го субмотивов в мо­ти­ве стремления к ус­пе­ху, как и по­вы­шен­ная степень мотива избегания неудачи, также могут выступать факторами риска появления девиантного поведения.

Результаты исследования могут быть использованы психологами, офицерами отдела по работе с лич­ным составом, заместителями должностных лиц по работе с лич­ным составом в во­ен­ных вузах внутренних войск МВД России для диагностики девиантности и ее профилактики. Представленные материалы полезны и для дальнейшего изучения личностно-мо­ти­ва­ци­он­но­го профиля будущих офицеров.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова склонность к де­ви­ан­тнос­ти, полимодальные мотивы достижения, полимодальное «Я», морально-пси­хо­ло­ги­чес­кая устойчивость, курсанты военных вузов.
Список цитируемой литературы

1. Гу­до­ва Т. Г. Со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кое обоснование профессионального отбора абитуриентов, поступающих в во­ен­но-учеб­ные заведения: автореф. дис. канд. … психол. наук. М., 2004. 24 с.

2. Де­ни­сен­ко А. Г. Ме­та­ин­ди­ви­ду­аль­ное проявление агрессив­ности у во­ен­нос­лу­жа­щих: на материале исследования курсантов военного института МВД: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2004. 20 с.

3. До­цен­ко В. Т. Пси­хо­ло­ги­чес­кие условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 21 с.

4. Дор­фман Л. Я. Я‑кон­цеп­ция: дифференциация и ин­тег­ра­ция // Интегральная индивидуальность, Я‑кон­цеп­ция, личность / под ред. Л. Я. Дор­фма­на. М.: Смысл, 2004. С. 96–123.

5. Дор­фман Л. Я. Кон­цеп­ция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. 2006. Т. 3, № 3. С. 3–34.

6. Дор­фман Л. Я. Пси­хо­мет­ри­чес­кая характеристика Пермского вопросника «Я» // Современная психодиагностика в из­ме­ня­ющейся России / отв. ред. Н. А. Ба­ту­рин. Челябинск: Изд‑во ЮУрГУ, 2008. С. 48–50.

7. Евен­ко С. Л. Ме­то­до­ло­ги­чес­кие основы минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих ВС РФ // Адъюнкт и со­ис­ка­тель. 2009. № 3. С. 112–120.

8. Еса­ян М. Л. Пси­хо­ло­ги­чес­кая профилактика дезадаптивных форм поведения у кур­сан­тов высших военных заведений: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 21 с.

9. Зайцев В. П. Ва­ри­ант психологического теста Мini-Мult // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 3. С. 118–123.

10. Ка­ра­яни А. Г., Евенко С. Л. Пси­хо­ло­гия отклоняющегося поведения военнослужащих в бо­евой обстановке. М.: Военный университет, 2006. 122 с.

11. Ки­та­ев-Смык Л. А. Стресс войны. Фронтовые наблюдения врача-пси­хо­ло­га. М.: Знание, 2001. 58 с.

12. Кор­си­ни Р., Ауэрбах А. Пси­хо­ло­ги­чес­кая энциклопедия. 2‑е изд. СПб.: Питер, 2006. 1876 с.

13. Ни­ко­нов В. П., Козловский И. И., Славнов С. В. Там проверка на прочность бой // Психологическая газета: мы и мир. 1998. № 6. С. 5–11.

14. Сен­ке­вич Л. В. Со­ци­аль­но-сре­до­вые и ин­ди­ви­ду­аль­но-пси­хо­ло­ги­чес­кие предпосылки агрессии и ауто­аг­рес­сии у во­ен­нос­лу­жа­щих-при­зыв­ни­ков: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 23 с.

15. Ут­лик Э. П. Ос­но­вы психологической теории дисциплинарных систем: автореф. дис. … д‑ра психол. наук. М., 1996. 46 с.

16. Фе­но­ген­то­ва О. П. Воп­рос­ни­ки полимодальных мотивов успеха и не­уда­чи: теоретические предпосылки и пред­ва­ри­тель­ные психометрические результаты // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / отв. ред. Е. М. Бе­ре­зи­на. Пермь: Перм. гос. ин‑т искусства и куль­ту­ры, 2002. С. 126–130.

17. Dorfman L., Ogorodnikova A. Plural self, plural achievement motives and creative thinking. // L. Dorfman, С. Martindale & V. Petrov. Aesthetics and Innovation. Cambridge: Cambridge Scholars Press, 2007. P. 133–168.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.