Название статьи | Я‑концепция и мотивы достижения у курсантов ВВ МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантности (сравнительный анализ) | ||||
Авторы | Л. Я. Дорфман, Ю. Л. Панов | ||||
В рубрике | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №3 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 159.9:316.6:316.4+378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Стремительные перемены в нашей стране и в мире ужесточают требования к морально-психологической подготовке специалистов в военных вузах. Будущие офицеры должны обладать, в частности, такими качествами, как устойчивость, стабильность, способность к саморегуляции, саморуководству, торможению и сдерживанию нежелательных эмоциональных импульсов. В статье излагаются результаты психологического исследования личностно-мотивационного профиля учащихся младших курсов военного института внутренних войск МВД России. Автором был предпринят сравнительный анализ их психологической устойчивости к различным неблагоприятным факторам в зависимости от уровня девиантности. Методологической базой исследования стали психометрический подход, концепция метаиндивидуального мира и концептуальная модель полимодального «Я». В ходе работы преследовались две задачи: изучить особенности Я‑коцепции и полимодальных мотивов достижения у курсантов; проанализировать и сопоставить их личные качества в соответствии с принадлежностью к группам с невыраженной и ярко выраженной девиантностью. У испытуемых обнаружена явная связь между склонностью к девиантному поведению, определенными субмодальностями полимодального «Я» и субмотивами полимодальных мотивов достижения. Так, выяснилось, что недостаточная выраженность «авторского Я» и «воплощенного Я» может провоцировать девиантные поступки. Невысокая доля авторского и воплощенного субмотивов в мотиве стремления к успеху, как и повышенная степень мотива избегания неудачи, также могут выступать факторами риска появления девиантного поведения. Результаты исследования могут быть использованы психологами, офицерами отдела по работе с личным составом, заместителями должностных лиц по работе с личным составом в военных вузах внутренних войск МВД России для диагностики девиантности и ее профилактики. Представленные материалы полезны и для дальнейшего изучения личностно-мотивационного профиля будущих офицеров. |
||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | склонность к девиантности, полимодальные мотивы достижения, полимодальное «Я», морально-психологическая устойчивость, курсанты военных вузов. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Гудова Т. Г. Социально-психологическое обоснование профессионального отбора абитуриентов, поступающих в военно-учебные заведения: автореф. дис. канд. … психол. наук. М., 2004. 24 с. 2. Денисенко А. Г. Метаиндивидуальное проявление агрессивности у военнослужащих: на материале исследования курсантов военного института МВД: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 2004. 20 с. 3. Доценко В. Т. Психологические условия деятельности офицерского состава по укреплению воинской дисциплины на кораблях флота: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997. 21 с. 4. Дорфман Л. Я. Я‑концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я‑концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М.: Смысл, 2004. С. 96–123. 5. Дорфман Л. Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. 2006. Т. 3, № 3. С. 3–34. 6. Дорфман Л. Я. Психометрическая характеристика Пермского вопросника «Я» // Современная психодиагностика в изменяющейся России / отв. ред. Н. А. Батурин. Челябинск: Изд‑во ЮУрГУ, 2008. С. 48–50. 7. Евенко С. Л. Методологические основы минимизации отклоняющегося поведения военнослужащих ВС РФ // Адъюнкт и соискатель. 2009. № 3. С. 112–120. 8. Есаян М. Л. Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. 21 с. 9. Зайцев В. П. Вариант психологического теста Мini-Мult // Психологический журнал. 1981. Т. 2, № 3. С. 118–123. 10. Караяни А. Г., Евенко С. Л. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих в боевой обстановке. М.: Военный университет, 2006. 122 с. 11. Китаев-Смык Л. А. Стресс войны. Фронтовые наблюдения врача-психолога. М.: Знание, 2001. 58 с. 12. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. 2‑е изд. СПб.: Питер, 2006. 1876 с. 13. Никонов В. П., Козловский И. И., Славнов С. В. Там проверка на прочность бой // Психологическая газета: мы и мир. 1998. № 6. С. 5–11. 14. Сенкевич Л. В. Социально-средовые и индивидуально-психологические предпосылки агрессии и аутоагрессии у военнослужащих-призывников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2005. 23 с. 15. Утлик Э. П. Основы психологической теории дисциплинарных систем: автореф. дис. … д‑ра психол. наук. М., 1996. 46 с. 16. Феногентова О. П. Вопросники полимодальных мотивов успеха и неудачи: теоретические предпосылки и предварительные психометрические результаты // 85 лет высшему профессиональному образованию на Урале / отв. ред. Е. М. Березина. Пермь: Перм. гос. ин‑т искусства и культуры, 2002. С. 126–130. 17. Dorfman L., Ogorodnikova A. Plural self, plural achievement motives and creative thinking. // L. Dorfman, С. Martindale & V. Petrov. Aesthetics and Innovation. Cambridge: Cambridge Scholars Press, 2007. P. 133–168. |