С. Н. Дегтярев

Название статьи Качественные и количественные методы в педагогическом исследовании креативных способностей учащихся
Авторы С. Н. Дегтярев
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2013 Номер журнала №3 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 373.51 Индекс ББК  
Аннотация

В статье раскрываются функции качественных и ко­ли­че­ствен­ных методов научного исследования. Показаны области их применения, достоинства и ог­ра­ни­че­ния. Доказывается, что, несмотря на заметно возросшие возможности математического аппарата, компьютеризацию обработки формальных данных, в пе­да­го­ги­ке качественные методы остаются приоритетными, поскольку дают возможность понять суть педагогического явления, его движущие силы и от­но­ше­ния. Приводится убедительный пример сравнительного эксперимента, демонстрирующего неуниверсальность количественных методов.

В ре­аль­ном исследовании и те, и дру­гие методы используются как отдельные процедуры. Однако существуют современные исследовательские методики, в ко­то­рых сочетаются или интегрируются оба подхода. Автор показывает возможность такого сочетания в ме­то­ди­ке семантического дифференциала, которая была использована при изучении креативности (творческих способностей) учащихся на базе гимназии Тюменского государственного университета.

Материалы статьи будут интересны всем, кто занимается научными изысканиями в сфе­ре педагогики и об­ра­зо­ва­ния, в час­тнос­ти тем, кто изучает методы исследования творческих способностей учащихся.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова качественные методы, количественные методы, креативность, статистическая закономерность, функции методов исследования.
Список цитируемой литературы

1. Га­пон­це­ва М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. П. По­ня­тия гео­метрии фракталов как язык объектов педагогики и те­ории научного знания // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2009. № 4 (61). С. 6–22.

2. За­ха­ро­ва И. Г. Мо­де­ли и ме­то­ды математической статистики в пси­хо­ло­го-пе­да­го­ги­чес­ком исследовании // Опытно-эк­спе­ри­мен­таль­ное исследование в пе­да­го­ги­ке: логика, содержание, инструментарий / под ред. А. Ф. За­ки­ро­вой. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 32 с.

3. Коч­нев В. П. Проб­лем­ные математические задачи как средство развития творческих способностей учащихся // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2011. № 3 (82). С. 108–116.

4. Кэм­пбелл Д. Мо­де­ли экспериментов в со­ци­аль­ной психологии и прик­лад­ных исследованиях. СПб.: Социально-пси­хо­ло­ги­чес­кий центр, 1996. 396 с.

5. Ра­вен Д. Пе­да­го­ги­чес­кое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.