В. А. Игнатова

Название статьи Проблемы использования системно-синергетического подхода в педагогике
Авторы В. А. Игнатова
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Год 2013 Номер журнала №10 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК   Индекс ББК  
Аннотация

В статье рассматриваются возможности и ог­ра­ни­че­ния использования системно-си­нер­ге­ти­чес­ко­го подхода в пе­да­го­ги­чес­ких исследованиях. Выделяется два наиболее важных аспекта проблемы: адаптация идей синергетики как новой познавательной модели в со­дер­жа­нии образования и при­ло­же­ние ее математического аппарата к ис­сле­до­ва­нию учебно-вос­пи­та­тель­но­го процесса и уп­рав­ле­нию им.

Отмечается, что использование системно-си­нер­ге­ти­чес­ко­го подхода не должно сводиться к прос­той перефразировке педагогических понятий. Его применение в пе­да­го­ги­ке будет оправданным, если он станет действенным инструментом познания педагогических явлений, поможет в ана­ли­зе, оценке и пре­об­ра­зо­ва­нии педагогического процесса. В ре­зуль­та­те адаптации его идей должно быть дано более глубокое толкование педагогических понятий, разработаны новые модели содержания образования, обнаружены пока еще скрытые закономерности учебно-вос­пи­та­тель­но­го процесса, сделаны подвижки в ре­ше­нии таких насущных проблем как моделирование образовательных систем, прогнозирование их развития и уп­рав­ле­ние ими.

Автор замечает, что, рассматривая адаптацию идей синергетики как инновационное направление научно-пе­да­го­ги­чес­ких исследований, нельзя отбрасывать того позитивного, что было выявлено до нее с ис­поль­зо­ва­ни­ем классической диалектики. Это две взаимосвязанных и вза­имо­до­пол­ня­ющих друг друга формы постижения законов и за­ко­но­мер­нос­тей образовательного процесса.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова адаптация, диалектика, моделирование, синергетика, системно-си­нер­ге­ти­чес­кий подход, содержание образования, учебно-вос­пи­та­тель­ный процесс.
Список цитируемой литературы

1. Ар­ши­нов В. И. Фи­ло­со­фия образования и си­нер­ге­ти­ка: как синергетика может способствовать становлению новой модели образования? // Материалы Московского синергетического форума. М: РАГС, 1996. С. 24–27.

2. Бо­гус­лав­ский М. В. Си­нер­ге­ти­ка и пе­да­го­ги­ка // Мagister. 1995. № 2. С. 89–95.

3. Бран­ский В. П. Те­оре­ти­чес­кие основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 112–129.

4. Заг­вя­зин­ский В. И. Про­ти­во­ре­чия процесса обучения. Свердловск: Среднеуральское книжное издательство, 1971. 183 с.

5. Заг­вя­зин­ский В. И., Атаханов Р. Ме­то­до­ло­гия и ме­то­ды пси­холого-пе­да­го­ги­чес­ко­го исследования. М.: Академия, 2012. 208 с.

6. Заг­вя­зин­ский В. И. Пе­да­го­ги­чес­кие основы интеграции традиционных и но­вых методов в раз­ви­ва­ющем обучении. Тюмень: ТюмГУ, 2008. 150 с.

7. Зо­ри­на Л. Я. От­ра­же­ние идей самоорганизации в со­дер­жа­нии образования // Педагогика. 1996. № 4. С. 105–109.

8. Иг­на­то­ва В. А. Адап­та­ция идей и поз­на­ва­тель­ных моделей постнеклассической науки в со­дер­жа­нии общего школьного образования как одно из направлений его экологизации // Наука и шко­ла. 2006. № 1. С. 13–16.

9. Иг­на­то­ва В. А. Ин­тег­ра­ция и диф­фе­рен­ци­ация как универсальные категории науки и их отражение в те­ории и прак­ти­ке естественнонаучного образования // Образование и на­ука. 2013. № 2. С. 3–17.

10. Кур­дю­мов С. П., Князева Е. Н. Си­нер­ге­ти­ка и но­вые подходы к про­цес­су обучения // Синергетика и учеб­ный процесс. М.: РАГС, 1999. С. 8–18.

11. Пло­тин­ский Ю. М. Мо­де­ли социальных процессов. М.: Логос, 2001. 293 с.

12. Та­лан­чук Н. М. Сис­тем­но-си­нер­ге­ти­чес­кая концепция педагогики и учеб­но-вос­пи­та­тель­но­го процесса. Казань, 1993. 151 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.