РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Детский сад комбинированного вида №14
КАРТА УЧЕТА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО - АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АКП И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14
Свердловская область г. Красноуфимск, ул. Марта, д.26
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011- 2016 гг.
1. Заведующий МКДОУ детский сад 14: Максимова Светлана Александровна
2. Тел. ОУ: 8(343 94) 2-24-08
3. Сайт: www.14sad.ucoz.ruE mail: detskiisad14@mail.ru
Куратор проекта: Арсланова Роза Михайловна, телефон:8(343)9422408, Email:detskiisad14@mail.ru
Научные консультанты: Трифонова Оксана Николаевна, Третьякова Наталия Владимировна
4.Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно–активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер № 232 от 28.04.2011года
5. Тема инновационного педагогического опыта:«Сетевое взаимодействие c целью сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса».
6.Научная результативность деятельности инновационно–активного образовательного учреждения в рамках федеральной экспериментальной площадкиАПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. По даннымотечественных и зарубежных иследователей здоровье человека на 50% - зависит от собственного образа жизни, на 20% - от окружающей среды, на 20% от наследственности, на 10% от уровня здравоохранения в стране. Статистика свидетельствует о том, что 97% детей дошкольного возраста имеют нарушения здоровья, ежегодно уменьшается количество детей с первой группой здоровья.
Проанализировав диагностические материалы, педагогический коллектив ДОУ определил следующее противоречие: между тем, что воспитанники занимаются физической культурой, посещают кружки физической направленности, проживают в относительно благополучных экологических условиях, но при этом по данным медицинских осмотров, анализу посещаемости и заболеваемости физическое здоровье воспитанников ухудшается.
Возникает проблема: на данный момент этих мероприятий для оздоровления воспитанников недостаточно. Детский сад испытывает ограниченность кадровыми и материальными ресурсами, что не позволяет в желаемом объеме реализовать физическое направление развития детей. В то же время много социальных партнеров, которые предлагают широкий спектр услуг по физическому воспитанию.
Базовые условия развития.В учреждении функционируют физкультурный зал, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор, логопедический кабинет, кабинет педагога – психолога, спортивная площадка на территории ДОУ. Они оснащены всем необходимым для организации работы с детьми по их физическому воспитанию и оздоровлению. Физкультурный зал оборудован спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же нестандартное оборудование для занятий физической культурой. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе, 3-й час физической культуры у детей старшего дошкольного возраста проводится на улице. На территории ДОУ имеется спортивная площадка: мини-стадион, беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование. В групповых помещениях созданы здоровьесберегающие условия: учебный процесс строится в соответствии с санитарными нормами и гигиеническими требованиями, создано пространство для организации двигательной активности детей, функционируют центры здоровья и движения с нестандартным физкультурным оборудованием, что позволяет проводить индивидуальную и подгрупповую работу, учитывать возрастные особенности детей, их интересы. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения центров нестандартным оборудование, большую помощь им в этом оказывают родители воспитанников.
Идея изменения:сущность деятельности в рамках проекта заключается в создании условий и в использовании комплексного подхода к здоровьесбережению всех участников образовательного процесса, системному подходу в формировании навыков культуры здоровья в рамках реализуемых программ и проектов.
Тема исследования: сетевое взаимодействие c целью сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Цель–создание условий для внедрения современных здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательную работу посредством сетевого взаимодействия с социальными учреждениями города Красноуфимска
Задачи:
1.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.
2. Создать информационный банк (адресные данные участников сети, используемые инновации, каталоги методической продукции и т. д.)
3.Освоить сетевые технологии взаимодействия.
4.Обеспечить методическое сопровождение посредством системы мероприятий (посещение цикла семинаров, мастер- классов).
5.Предоставить возможность открытого доступа к ресурсам участников проекта.
Концептуальные основания деятельности:
- Ориентация на потребителя
Образовательное учреждение, ориентируется на своих потребителей (государство, детей, и их родителей (законных представителей), общество, и образовательные учреждения, работающие с дошкольниками) и поэтому должно выстраивать свою деятельность в соответствии с стратегическими задачами. Решая поставленные в ходе реализации проекта задачи, мы реализуем все намеченные стратегические линии реализации инновационной деятельности, которые охватывают:
- пространство развития ребенка;
- пространство развития родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ;
- пространство развития педагогов.
- Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом, вся деятельность рассматривается как система взаимосвязанных процессов: основных, обеспечивающих, организационных, мониторинговых.
- Принятие решений, основанное на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации. Для нормального функционирования проекта в ДОУ должна быть создана поддерживающая информационная система, позволяющая эффективно собирать, хранить и использовать данные и информацию с целью улучшения образовательной деятельности. Частью этой системы является программа мониторинговых исследований качества организации занятий и мероприятий, удовлетворенность потребителей: воспитанников и родителей (законных представителей).
- Психолого-педагогическое сопровождение
Реализация проекта в условиях психолого-педагогического сопровождения позволит выстроить систему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально полного удовлетворения потребностей семьи в развитии дошкольников.
Условия обеспечения:
- Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- Расширение информационного пространства используя все доступные источники информации, как для получения информации, так и для ее распространения;
- Демонстрировать отношение ДОУ, в лице руководства, к высоким результатам труда, используя моральные и материальные вознаграждения;
- Популяризировать результаты партнерства, получивших признание, присоединяя дополнительных участников сети;
- Проводить практику информационной открытости по отношению к обществу и своим партнерам, публикуя тезисы, размещая информацию на сайте;
- Обеспечить полноту, достоверность, доступность и своевременность информации о проекте ДОУ всем группам потребителей; отражать в СМИ и на интернет-сайте результаты реализации проекта.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы.
Основное содержание деятельности по проекту:
В течение первого года работы (2009 – 2010г.г.) экспериментальной площадки нами обсуждались и разрабатывались различные виды инноваций. В результате был разработан план инновационной деятельности на последующие 4 года. Наша основная цель - разработка и создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
Созданным в течение года ресурсом для сети являются разработанные направления по нетрадиционным формам оздоровления детей, а также методические рекомендации по использованию различных видов оздоровления детей.
Инновационность второго этапа (2010 -2011г.г.), заключалась в том, что творческой группой был составлен «Дневник здоровья дошкольника».
Педагоги каждой группы выбрали для себя наиболее интересную форму оздоровления детей: массаж, самомассаж, логоритмика, воскотерапия, закаливание, различные виды гимнастик и т. д.
В течение 2011 -2012 учебного года прошла частичная апробация «дневника здоровья», дети проявили большой интерес к данным занятиям. Педагогами была разработана и подобрана тематика занятий, конспекты к структуре дневника. В следующем году планируется апробировать «дневник здоровья» на группах старшего дошкольного возраста. Также в данный период был реализован проект по воскотерапии учителем – логопедом Кардашиной Л.Н. Воспитанники ДОУ принимали активное участие практически во всех мероприятиях спортивной и оздоровительной направленности.
Кроме того, в течение этого учебного года проходили следующие мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса:
- совет педагогов: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников - важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни»;
- для педагогов ДОУ руководителем физической культурой Сарапуловой Н.П. еженедельно была организована оздоровительная гимнастика;
- тренинг: «Мое здоровье», педагог – психолог Митюхляева К.П.;
- консультации: «Здоровье всему голова», «Здоровая семья».
1.Научная результативность определяется:
1.1. Качественными характеристиками исследований в области инновационного образования (новые формы знания и технологий работы с ним), разработанных в инновационно - активных образовательных учреждениях:
- Актуальность состоит в том, что детский сад комбинированного вида, напрямую заинтересован, в том, чтобы раскрыть здоровьесберегающее направление максимально полно, используя все доступные ресурсы.
- Новизна заключается в том, что педагоги и специалисты ДОУ используют комплексный подход по здоровьесбережению всех участников образовательного процесса.
- Теоретическая значимость, заключается в разработке проектов по внедрению здоровьесберегающих технологий.
этап разработки – первый год инновационной деятельности 2009 – 2010г.г.;
этап апробации - 2010 – 2011г.г.
этап внедрения - 2011г., завершение этого этапа мы планируем на 2014 год.
Планируемый результат изменений:
Сетевое взаимодействие с целью сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, предполагает повышение эффективности работы детского сада для всех субъектов образовательного процесса:
для педагогического состава:
- положительный психологический климат в коллективе;
- рост уровня инновационного потенциала;
- распространение своего опыта, через участие в семинарах, конференциях городского уровня.
для ребенка:
- выявление способностей детей и формирование устойчивых интересов к определенным видам деятельности;
- положительная динамика качества обучения и воспитания;
- отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья воспитанников;
- дифференцированный подход к каждому ребенку.
для родителей (законных представителей):
- положительная оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей;
- готовность и желание родителей помогать ДОУ;
- высокая степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей (законных представителей);
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций:
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
2009 |
Публикация опыта работы в сборнике представительства ИРРО «Использование компьютерных технологий и программ в коррекции ОНР у дошкольников» |
2011 |
Публикация опыта работы в сборнике представительства ИРО «Здоровьесберегающая среда в условиях ДОУ комбинированного вида» |
2011 |
Публикация опыта работы в сборнике представительства ИРО «Инновационные технологии в коррекционно – развивающем обучении дошкольников с ОНР» |
2012
|
Публикация опыта в сборнике региональной научно – практической конференции «Современные проблемы физической культуры, спорта и туризма: инновации и перспективы развития», Магнитогорск |
2012
|
Распространение опыта работы на базе МКОУ ООШ №7 «Инновационные формы организации оздоровительной кампании» |
2013 |
Областной семинар «Центр (кабинет) здоровья как компонент целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников» |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 12человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия ДОУ и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
|
|
2010 |
Совет педагогов: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников - важнейшее условие эффективности процесса формирования у детей мотивационных установок к здоровому образу жизни»; |
1.Мастер класс «Обучение ДРД с помощью метода БОС» (городской уровень) 2. Представление программы по валеологии «Здоровье с детства» (городской уровень)
|
2011 |
Тренинг для педагогов «Мое здоровье» |
Участие в семинаре «Образовательная среда ДОУ как условие обеспечения качества образования» (областной уровень) Участие в параде сетевых проектов (городской уровень) |
2012 |
Консультации: «Здоровье всему голова», «Здоровая семья». Общее родительское собрание «Сохранение и укрепление здоровья дошкольников» |
Распространение опыта работы на базе МКОУ ООШ №7 «Инновационные формы организации оздоровительной кампании» (городской уровень) |
2013 |
Совет педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии» |
Областной семинар «Центр (кабинет) здоровья как компонент целостной системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников» |
8. Социальная результативность
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте:www.14sad.ucoz.ru, в качестве методических разработок, а также практических тренингов и семинаров.
Сеть социального партнерства:АПК и ПРО (г.Москва), ФГАОУ ВПО РГППУ, МБОУ ДОД СЮТ, МКОУ ООШ №7, МБОУ ДОД ДЮСШ, ИАШ Свердловской области