РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МКДОУ детский сад № 8
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 8 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития воспитанников
Свердловская область г. Красноуфимск, ул. Ленина 56,
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2011-2014 гг.
1. Заведующий МКДОУ Мережникова Лариса Владимировна.
2. Тел. 8(34394) 2-40-16, 2-13-43.
3. Сайт:www.мкдоу8.рф E-mail: mkdou8@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МКДОУ: Елисеева Светлана Александровна, заместитель заведующего.
Контактные телефоны куратора проекта 8(34394) 2-13-43, E-mail: mkdou8@yandex.ru,
Научные консультанты Бунеев Р.Н., член-корреспондент РАО, д.п.н., профессор, президент ОС «Школа 2100», Кремлёва И.И., автор учебников и УМК ОС «Школа 2100», координатор направления -к. п. н., доцент Отрытого института профессионального развития Любимова Л. В., E-mail: ludlubimova@gmail.com)
4. Статус образовательного учреждения:
- Экспериментальная площадка Государственной академии наук Российской академии образования «Образовательная система «Школа 2100», (Договор о сотрудничестве с УМЦ ОС «Школа 2100» в лице директора Седова И.Л. б/н, от 01 ноября 2011-2016г.)
- Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года.
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в условиях введения ФГОС и ФГТ» ФГТ (на примере преемственности программ «Образовательная система «Школа 2100», «Детский сад 2100»)».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.
- Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.
- Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. А этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.
Изучение особенностей системы «Школа 2100» педколлективом МКДОУ детский сад 8 в настоящее время является актуальным по ряду причин:
- во-первых, данная программа, составлена в соответствии с ФГОС начального образования, обеспечивает непрерывность образовательного процесса, решает проблему преемственности дошкольного и начального образования, предлагая для реализации в ДОУ комплексную программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100», учитывающую рекомендации ФГТ;
- во-вторых, детский сад № 8 находится в непосредственной территориальной близости с СОШ № 1, работающей по УМК ОС «Школа 2100», а значит выпускники детского сада, придя в первые классы данного образовательного учреждения, будут осваивать именно эту образовательную систему.
В рамках формирования единого образовательного пространства на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений городского округа Красноуфимск при непосредственном кураторстве ГИМЦ составлен план инновационной деятельности, где важное место отводится взаимодействию детского сада № 8 и СОШ № 1.
В процессе взаимодействия предполагается решение следующих задач:
- создание нормативной базы реализации инновационного проекта;
- пересмотр и пополнение программно-методического обеспечения для участия в деятельности экспериментальной площадки;
- составление плана совместной работы с МОУ СОШ №1, изучение положительного практического опыта по использованию программы «Образовательная система «Школа 2100» в дошкольном и начальном образовании;
- апробация компонентов программы «Образовательная система «Школа 2100» на базе старшей, подготовительной групп детского сада;
- поэтапный анализ реализации экспериментальной деятельности, публичное представление промежуточных результатов педагогической и родительской общественности, определение проблемного поля и последующее перспективное планирование.
Противоречия: между необходимостью обеспечения преемственности требований к подготовке воспитанников МКДОУ детский сад 8 и МКОУ СОШ № 1 и отсутствием единой стратегии (на момент начала эксперимента) взаимодействия конкретных образовательных учреждений
Проблема: Как эффективно выстроить работу по обеспечению преемственности требований к подготовке воспитанников МКДОУ детский сад 8 и МКОУ СОШ № 1
Идея изменения: Сущность деятельности в рамках проекта заключается в создании условий и обеспечении возможностей непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Тема исследования: Организация развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ
Цель исследования:поиск и отработка механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения ФГОС и ФГТ через организацию развивающей образовательной средыс учётом национально-региональных и иных особенностей(на примере Образовательной системы «Школа 2100»).
Задачи:
- Выстроить экспериментальную работу во взаимодействии «детский сад-начальная школа», реализуя идею развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до начального образования.
- Организовать развивающую образовательную среду с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС и ФГТ
Концептуальные подходы к решению проблемы преемственности разных ступеней образования в образовательной системе «Школа 2100» изложены в образовательной программе, разработанной авторским коллективом под руководством А.А. Леонтьева в 1999 г. В этом документе непрерывность и преемственность в обучении рассматриваются как факторы, обеспечивающие эффективность образования. При этом под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков, непрерывность на границах различных этапов или форм обучения (детский сад — школа, школа — вуз, вуз — последипломное обучение и т.д.), т.е. в конечном счете — единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения. Важнейшей задачей является обеспечение целевого и содержательного единства учебной деятельности на всем протяжении процесса образования. А так как образование — непрерывный процесс, растянутый на всю жизнь, речь идет о целевом и содержательном единстве всей системы непрерывного образования. В систему входит психолого-дидактическая концепция непрерывности и преемственности образования, которая опирается на идею поэтапного развертывания содержания и на впервые введенное и разработанное авторским коллективом понятие содержательных линий развития. «Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.
Главная цель программы выращивание функционально грамотной личности. Иначе говоря, в каждом ученике выращивается творческие способности, готовность к самореализации.
В основу инновационной экспериментальной деятельности положен системный и процессный подходы к организации ОП: поэтапно спланирована экспериментальная деятельность на ближайшие 3 года, определены социальные партнёры из числа образовательных учреждений города.
- Для достижения цели эксперимента скоординирована организационная деятельность всех участников, реализующих образовательный проект.
Создана творческая рабочая группа по инновационной деятельности, в состав которой вошли все педагоги, участвующие в реализации проекта: заместитель заведующей- руководитель творческой группы, воспитатель по информационным технологиям, воспитатель по изобразительной деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели групп, где планируется апробация программы «Детский сад 2100». Творческая группа работает по плану, утверждённому заведующей детским садом.
- Внедрение инновационных технологий практико-ориентированного обучения - обязательное условие экспериментальной деятельности.
В процессе эксперимента активно используется проблемно-диалоговая технология. Так как главная цель ОС «Школа 2100», на примере которой изучаются механизмы преемственности – «создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком».
Основное содержание деятельности по проекту:
Руководство экспериментальной деятельностью осуществляется посредством сети Интернет (от координатора проекта Любимовой Л.В. приходят задания в соответствии с этапами федерального эксперимента (далее ФЭ). По результатам выполнения заданий составляется аналитический отчёт, справка (форма также указывается координаторами) и высылается в соответствии с установленными сроками на электронный адрес координатора. После получения и анализа предоставленного материала куратор направляет в МКДОУ информационное письмо со следующим заданием.
Основная особенность участия в ФЭ – принцип поэтапности и последовательности: на каждом этапе педагогами МКДОУ решаются определённые задачи, планирование деятельности каждого последующего этапа зависит от результатов предыдущего.
Подготовительный этап ФЭ (ноябрь 2011- сентябрь 2012г.):
- создание нормативной базы реализации проекта (заключение договора о сотрудничестве с учебно-методическим центром ОС «Школа 2100», назначение ответственного за реализацию ФЭ в МКДОУ, включение в сетевое взаимодействие ОУ ГО Красноуфимск, согласование плана инновационной деятельности с ГИМЦ и куратором проекта);
- пересмотр и пополнение программно-методического обеспечения для участия в деятельности экспериментальной площадки;
- повышение компетентности педагогов МКДОУ по проблеме ФЭ (изучение методической, психолого-педагогической литературы и Интернет-ресурсов по теме проекта; участие в дистанционных семинарах, практикумах РАО).
- Проблемно-аналитический этап ФЭ (октябрь 2012г.- январь2013г.) - определение проблем в решении задач по организации развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных особенностей в контексте преемственности между дошкольным и начальным образованием.
На данном этапе:
- выявлена готовность педагогов к решению задач по организации развивающей среды в контексте преемственности создания условий для развития дошкольников и младших школьников в соответствии с ФГТ и ФГОС;
- проанализирован социальный запрос и требования родителей к результатам развития ребёнка и той среде, которая будет этому способствовать;
- определены потребности и возможности ребёнка (активного участника образовательного процесса), обозначены перспективы включения в образовательный процесс технологий ОС «Школа 2100»;
- заданы направления в проектировании развивающей образовательной среды с учётом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС И ФГТ.
- Формирующий этап ФЭ (январь 2013г. – сентябрь 2013 г.) – проектирование модели развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей в условиях реализации ФГТ и ФГОС.
На данном этапе в МКДОУ детский сад 8 создана творческая группа по функционированию экспериментальной площадки РАО в составе 7 человек – педагогов МКДОУ детский сад 8.
В рамках инновационной деятельности членами творческой группы проделана следующая работа:
- февраль – осуществлены подбор, систематизация, модификация образовательной среды (выполнен сравнительный анализ внутренней и внешней среды МКДОУ детский сад 8 относительно современных требований, заполнены протоколы, написана аналитическая справка по выполненному заданию);
- март - разработан проект экспериментальной работы «Модель развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей развития дошкольников и младших школьников», оформлена технологическая карта проекта.
Осуществлено повышение квалификации педагогических кадров по проблеме эксперимента:
- Состоялась встреча с педагогами СОШ №1 по согласованию направлений совместной деятельности ДОУ и СОШ №1 в рамках ФЭ. (февраль).
- Организовано участие педагогического состава в
- семинаре «Обновление содержания дошкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100». «Детский сад 2100» в условиях ФГТ» г. Екатеринбург (март).
- практико – ориентированном семинаре «Реализация специфики национально – культурных, демографических климатических условий при моделировании воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, в условиях ФГТ» (д/с №52, март).
- практико – ориентированном семинаре «Образовательная программа «Школа 2100» (взаимодействие с педагогами СОШ №1, март).
- Проведён сравнительный анализ образовательных программ «От рождения до школы» и «Детский сад 2100» (март).
- Проведен обзор существующей методической базы по программе «Детский сад 2100» (март).
- апрель – май– составлен и утвержден план совместной деятельности в летний период с СОШ № 1 г. Красноуфимска в рамках реализации модели;
Осуществлено повышение квалификации педагогических кадров по проблеме эксперимента:
- Посещение уроков в начальных классах СОШ №1 (апрель).
- Участие в семинаре «Обновление содержания дошкольного образования в Образовательной системе «Школа 2100». «Детский сад 2100» в условиях ФГТ» г. Пермь» (апрель).
- Презентация деятельности ТГ педагогам и родителям детского сада (май).
- июнь:
- Создание фитоогорода и поляны лекарственных трав на базе детского сада.
- Предоставление условий для реализации ФГОС НОО во внеучебной деятельности на базе МКДОУ 8( реализация Плана взаимодействия детского сада и школы)по направлениям:
- туристско-краеведческое, практикум «По горам Урала» - обучение скалолазанию в условиях ДОУ;
- художественно –эстетическое, практикум «Уральский перепляс»- обучение основам хореографии в условиях ДОУ;
- художественное творчество, практикум «Нетрадиционные техники в изодеятельности»- использование зерновых культур, выращиваемых на Урале, в нетрадиционных способах рисования;
- социально-личностное, психологический практикум «В мире чувств» - обучение детей младшего школьного возраста методам и приёмам сохранения и укрепления психологического здоровья;
- социально-личностное,практикум для младших школьников «Путешествие в страну Paint»- иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» с использованием программы Paint в компьютерном классе ДОУ.
Мероприятия проходят один раз в неделю с 10.15 до 12.50 по принципу «вертушки».
Промежуточные результаты направления взаимодействия ДОУ и СОШ показали, что педагогами детского сада созданы все условия для реализации ФГОС НОО во внеучебной деятельности детей 1-2 классов.
- июль-август 2013г. – определение эффективности процесса реализации проекта, внесение корректив и утверждение плана совместной деятельности СОШ № 1 и МКДОУ детский сад 8 на 2013-2014 уч. год в рамках реализации модели развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей развития дошкольников и младших школьников.
сентябрь-ноябрь - предоставление аналитических материалов куратору проекта к. п. н. доценту Отрытого института профессионального развития Любимовой Л.В., E-mail: ludlubimova@gmail.com., планирование завершения эксперимента в условиях ведения ФГОС ДО, коррекция деятельности. ( семинар «Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО на примере ОС «Школа 2100» - «Детский сад 2100», который состоялся 28- 29 ноября 2013 года в 12.00 на базе МКДОУ детский сад 8).
декабрь – завершение эксперимента, подведение итога, получение документа об участии в эксперименте
В настоящее время заключён договор о совместной деятельности с СОШ № 1 г. Красноуфимска, каждым образовательным учреждением определены направления деятельности.
Этап внедрения апробированных эффективных механизмов обеспечения преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС НОО планируется с 2014 г.
Планируемый результат изменений: создание развивающей образовательной среды в детском саду с учетом национально-региональных и иных особенностей как условия реализации ФГТ (ФГОС ДО) и обеспечения преемственности с ФГОС начального образования.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2011 |
1 |
- |
- |
- |
2012 |
2 |
- |
- |
- |
2013 |
3 |
- |
- |
- |
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2011 |
- |
- |
2012 |
- |
- |
2013 |
- |
- |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2011 |
- |
- |
- |
2012 |
- |
- |
- |
2013 |
- |
- |
- |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ –23 педагога МКДОУ детский сад 8
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
3 (уровень ДОУ) |
- |
2012 |
2 (уровень ДОУ) |
1 (г. Екатеринбург) |
2013 |
3семинара - СОШ, ДОУ 1 презентация - ДОУ |
2 (г. Екатеринбург, г. Пермь) |
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов): на данный момент отсутствуют
Сроки |
Количество человек |
Название ОП |
Организатор, место проведения |
Документ
|
Февраль 2013 |
3 |
Краткосрочные курсы (семинар) «Обновление содержания дошкольного образования в Образовательной системе «Детский сад 2100» в условиях ФГТ». |
Учебно – методический центр «Школа 2100», «ИРО» г. Екатеринбург |
Сертификат |
Март 2013 |
9 |
«Реализация специфики национально – культурных, демографических и климатических условий при моделировании воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, в условиях выполнения ФГТ.» |
Семинар на базе ДОУ детский сад 52 |
Свидетельство
|
Март 2013 |
19 ДОУ 4 СОШ |
Семинар «Образовательная система «Школа 2100» |
ОУ Школа №1 |
|
Март 2013
|
20 ДОУ 4 СОШ |
Семинар «Технологии образовательной системы «Школа 2100» |
ОУ Школа №1 |
|
Апрель 2013 |
16 |
Краткосрочные курсы (семинар) «Обновление содержания дошкольного образования в Образовательной системе «Детский сад 2100» в условиях ФГТ». |
Учебно – методический центр «Школа 2100», г. Москва |
Сертификат |
Ноябрь 2013 |
80человек с территории, в том числе 24 с МКДОУ 8 |
Семинар «Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС ДО на примере ОС «Школа 2100» - «Детский сад 2100» |
Сертификат |
8. Социальная результативность
Социальная результативность выражается в:
- доступности инновационного опыта экспериментальной деятельности широкой педагогической общественности: материалы по реализации 1-3 этапов представлены на сайте www.мкдоу8.рф
- формировании сети социального партнерства на уровне ГО Красноуфимск (направление «Сетевое взаимодействие по организации развивающей образовательной среды с учётом национально-региональный и иных особенностей как условие реализации ФГТ и ФГОС НОО»)
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), РАО г. Москва, ФГАОУ ВПО РГППУ, МКДОУ № 8,17,52, МКОУ СОШ № 1, 9, МБОУ СОШ № 2 ГО Красноуфимск, ИАШ Свердловской области