РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
Общеобразовательная школа №4
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНА СЕТИ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ АПК И ПРО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №4 г. Красноуфимск
623300, Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Нефтяников, 12
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: до 2016 г.
1. Директор МКОУ ООШ № 4 Санникова Людмила Васильевна
2. Тел./факс 8 (34394)92523
3. Сайт: www.School4kruf.ucoz.ru e-mail: school4_@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МКОУ ООШ № 4: Ташкинова Елена Николаевна
Контактные телефоны куратора проекта: 89617627036, e-mail: helena.tashkinova@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта: «Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном процессе». Стажировочная площадка го Красноуфимск по теме: «Методическая лаборатория как средство сопровождения детей с ОВЗ».
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. В настоящее время наметилась тенденция к осознанию того, что устойчивое развитие общества и преодоление большинства кризисных процессов и явлений зависят от состояния образования и образованности человека. В образовании решающее значение имеют интересы трех групп субъектов – государства, общества и личности. Это означает, что реалистичные государственные интересы необходимо согласовать с интересами общества, конкретных групп населения и отдельных граждан. Социально значимые изменения последнего десятилетия в основном обусловлены гуманизацией индивидуального и общественного сознания, в соответствии с которой высшей целью и смыслом существования общества признается человек. В этом контексте человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждается в особой поддержке со стороны государства, общественной помощи и заботе, обеспечивающей ему более полную и полноценную интеграцию в общество. Категория людей с ОВЗ многообразна – это умственно отсталые, с задержкой психического развития, неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие, незрячие, слабовидящие, с тяжелыми речевыми нарушениями, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, нарушениями опорно-двигательного аппарата, множественными дефектами. В современном общественном сознании происходит понимание того, что дефект – это не безвыходное положение, а состояние, которым можно управлять и способствовать существенному уменьшению его возможных отрицательных последствий, если будут предприняты необходимые меры, в том числе – психолого-педагогического характера. Для учащегося с ОВЗ характерно наличие физического и (или) психического дефекта, препятствующего освоению образовательных программ без целенаправленного создания специальных условий. При решении образовательных задач ему необходимо пройти качественно иной путь, предполагающий создание условий, позволяющих не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и приобретать навыки социальной адаптации, реализовать собственную жизненную компетентность. Это позволит успешно достигать конечную цель образования учащихся с ОВЗ, в качестве которой во всех странах мира выдвигается социальная интеграция. Для этого необходимо кардинально реформировать российское общество, закономерно сопровождающееся принципиальным обновлением развивающих возможностей его социальных институтов.
Сегодня в обществе создаются условия, позволяющие каждому ребенку, подростку, юноше с ОВЗ интегрироваться и утвердиться в социуме. Решение этой задачи напрямую связано с осуществлением социализирующей функции институтов образования, продуктивное выполнение которой напрямую зависит от квалификации и личности учителя. Только специально подготовленный педагог сможет обеспечить такому ребенку помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение процесса его взаимодействия с обществом.
В этой связи возникают противоречия между:
- возможностью создания новых условий для образования детей с ОВЗ не только в специализированных учреждениях, но и в общеобразовательной школе, и неподготовленностью педагогов к работе в таких условиях;
- потребностью учреждений общего образования в педагогах, готовых к решению выдвинутой задачи, и недостаточными возможностями сложившегося профессионально-педагогического образования обеспечить ее удовлетворение.
Названные противоречия обусловливают проблему исследования: обоснование и апробация системы подготовки педагогов к сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях ресурсного центра.
Цель – сопровождение деятельности образовательных учреждений (далее ОУ) городского округа Красноуфимск по работе с детьми с ОВЗ по направлениям: методическое, информационно-просветительское; повышение эффективности работы методической службы ОУ по сопровождению ребенка с ОВЗ.
Объект исследования: подготовка педагогов к сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Предмет исследования: система формирования готовности педагогов ОУ го Красноуфимск к сопровождению ребенка с ОВЗ.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что система формирования готовности педагогов ОУ го Красноуфимск к сопровождению ребенка с ОВЗ будет эффективной, если:
- разработана модель готовности педагога к деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ, выделены параметры и критерии ее оценки, обеспечивающие педагогическую основу мониторинга качества сформированности указанного свойства;
- раскрыты, экспериментально проверены и реализованы педагогические условия эффективного функционирования системы подготовки педагога общеобразовательной школы к сопровождению ребенка с ОВЗ
Задачи исследования:
- Оказание учебно-методической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса МКОУ ООШ № 4 и образовательного сообщества города и района.
- Консультирование ОУ по вопросам разработки нормативно - правовой базы сопровождения детей с ОВЗ.
- .Координация деятельности школьных консилиумов. Методическая помощь в организации деятельности сетевых сообществ педагогов города: проектные группы, творческие группы, творческие мастерские по проблеме сопровождения
- Оказание оперативной, индивидуализированной методической помощи педагогам МКОУ ООШ № 4 и других образовательных учреждений по запросу.
- Создание условий для повышения профессионального роста и оказание помощи в развитии творческого потенциала и компетентности педагогов ОУ го Красноуфимск в рамках сетевого взаимодействия.
- Обобщение и распространение передового педагогического опыта в процессе сопровождения детей с ОВЗ
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- системный подход (В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.), дающий возможность изучать предметы и явления в качестве системных объектов в их развитии, положения которого применены для обоснования педагогических систем (В. И. Андреев, С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.);
- деятельностный подход (П. А. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, Д. И. Фельдштейн и др.), обеспечивающий исследование, проектирование и формирование педагогической деятельности;
- методологические основы педагогики, в которых раскрывается природа педагогического знания, его движущие силы и источники развития (В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, А. М. Новиков и др.);
- методологические положения, определяющие развитие системы общего образования с ориентацией на идеи гуманизации, регионализации, профилизации (Е. Л. Гончарова, И. Д. Демакова, Л. В. Занков, Т. Н. Стариченко, Т. И. Шукшина, Е. Ш. Ямбург и др.), нацеливающие на решение проблем педагогического руководства процессом социализации учащегося с ОВЗ;
- методологические основы профессионально-педагогического образования (А. А. Вербицкий, Н. Н. Малофеев, Г. В. Мухаметзянова, Н. В. Кузьмина, А. М. Новиков, В. А. Сластенин и др.), раскрывающие взаимосвязь процессов профессионального и личностного развития педагога в системе непрерывного образования.
Для решения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогических явлений и документов, структурно-функциональный анализ педагогической деятельности); эмпирические (наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная проверка эффективности дидактической системы); статистической обработки результатов.
Базовые условия развития:
• Разработаны проекты: « Модель комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе»; «Методическая лаборатория по психолого-педагогическому сопровождению всех участников образовательного процесса в рамках инклюзивного образования»; стажировочная площадка по теме: «Методическая лаборатория как средство сопровождения детей с ОВЗ».
• Разработана программно-методическая база, включающая:
• Программу коррекционной работы образовательного учреждения.
• Сборник нормативно-правовой документации, регламентирующий работу по сопровождению детей с ОВЗ.
• Программа по восполнению пробелов в знаниях, обучающихся с задержкой психического развития по русскому языку для 2 класса.
• Карточки коррекции знаний по алгебре для детей с ОВЗ. 8 класс.
• Комплексная программа сопровождения детей с ОВЗ специалистами школьного ПМПк.
• Положение о методической лаборатории
• Программа работы методической лаборатории
• План работы методической лаборатории.
Новые условия образовательной деятельности:
- Системный и процессный подходы к организации ОП
- Скоординированная организационная деятельность всех участников, реализующих образовательный проект
Схема взаимодействия структур и учреждений
в системе сопровождения ребенка с ОВЗ
В центре схемы координационный совет (далее методическая лаборатория), который координирует деятельность службы сопровождения школьных консилиумов в дальнейшей работе по сопровождению детей и решает комплексно и системно проблемы детей с ОВЗ (в условиях сетевого взаимодействия). Одним из условий успешного сопровождения ребенка с ОВЗ является тесное сотрудничество с родителями (законными представителями)
3. Внедрение инновационных технологий практико-ориентированного обучения: интерактивного взаимодействия, игрового моделирования ситуаций профессионального взаимодействия, метода проектов, метода профессионального погружения, сопровождения в образовательном процессе ребёнка с ОВЗ.
Реализация проекта в условиях психолого-педагогического сопровождения позволит выстроить систему взаимодействий всех субъектов образовательного процесса и создать условия для максимально полного удовлетворения потребностей семьи ребёнка с ОВЗ. МКОУ ООШ №4 продолжает работу в этом направлении, а также организует сопровождение деятельности образовательных учреждений в работе с детьми с ОВЗ.
Планируемый результат изменений:
Ожидаемые результаты |
Измерители, показатели
|
Повышение мотивации и качества успеваемости обучающихся с ОВЗ
|
Мониторинг учебных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост их образовательных результатов
|
Включенность в реализацию модели фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»
|
Проектная деятельность, участие в социальных проектах и социально-значимой деятельности, участие в творческих конкурсах, НПК
|
Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса
|
Научно-методические разработки; электронная база методических рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ, работа методической лаборатории.
|
Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному применению современных образовательных и здоровьесберегающих технологий по сопровождению детей с ОВЗ
|
Внутришкольные и городские семинары, круглые столы по проблемам детей с ОВЗ, открытые уроки, мастер-классы, обобщение опыта работы, методические портфолио. |
Становление имиджа школы как методической лаборатории по распространению инновационного опыта по сопровождению детей с ОВЗ
|
Мониторинг комфортности образовательной среды школы; информация на школьном сайте; наличие в библиотеке специальной литературы; наличие в медиатеке школы электронных изданий; издание рекламных буклетов; совместные мероприятия школы и социальных партнеров. |
Научная новизна: разработана модель комплексного сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательном процессе, представленная процессуальными компонентами (целевой, содержательный, операционно-деятельностный, оценочно-результативный), которые реализуются субъектами образования в специально созданных педагогических условиях.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Тезисы НПК районного, городского и регионального уровня |
Тезисы НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных и центральных журналах |
2008-2009 |
|
|
Ташкинова Е.Н. Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении. Вестник городского образования. Выпуск: апрель 2008 Цыганова Н.П. Корректировка общеобразовательной программы с элементами коррекционно-развивающего обучения. Вестник городского образования. Выпуск: апрель 2009 г.: Красноуфимск, 2009 год Ташкинова Е.Н.. Дульцева С.В., Серебренникова М.Н.Сборник материалов «Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении».2009 год.
|
2010 |
|
|
Ташкинова Е.Н., Дульцева С.В. Инклюзивное образование в общеобразовательном учреждении. Сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе. Журнал теоретических и прикладных исследований « Образование и наука. Известия УрО РАО.2010 год.
|
2011 |
|
Кузнецова С.Д. Организация работы с детьми с задержкой психического развития по коррекции знаний по алгебре в общеобразовательной школе (сборник материалов всероссийской научно-практической конференции – Екатеринбург, 2011) |
|
2012 |
|
Ташкинова Е.Н. Интеграционные технологии сопровождения детей с ОВЗ (сборник материалов всероссийской научно-практической конференции – Екатеринбург, 2012) |
|
2013 |
Ташкинова Е.Н. «Индивидуальная карта учёта динамики развития как одна из форм психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особыми возможностями здоровья» (сборник материалов педагогических чтений ГО Красноуфимск 2013 год) |
Тюльнева И.Е. «Особенности обучения детей с ОВЗ английскому языку» (сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – Екатеринбург, 2013г.) |
|
|
Белоглазова Н.В. «Деятельность педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении детей с особыми образовательными потребностями (дети с ОВЗ)» (сборник материалов педагогических чтений ГО Красноуфимск 2013 год)
|
Белоглазова Н.В. «Коррекционно-развивающая работа школьного педагога-психолога при сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе» (сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции – Екатеринбург, 2013г.) |
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2011 |
Муниципальный этап выставки «Инновации в системе образования Свердловской области: реализация современной модели образования» (Ташкинова Е.Н.. Дульцева С.В., Тюльнева И.Е.) – победители |
Конкурс среди муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы, в 2011 году |
|
2012 |
|
|
Грант 400000- победители конкурса конкурса среди муниципальных общеобразовательных учреждений и государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Свердловской области, реализующих инновационные образовательные программы |
2013 |
Конкурс « Учитель-профессия мужская» ( учитель физической культуры Петряев С.А.) |
|
|
7. Методическая результативность
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ –12 человек.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2011 |
Проведен городской семинар: «Межсетевое взаимодействие в процессе сопровождения детей с ОВЗ»
|
|
2012 |
|
Проведёна межтерриториальная конференция по теме: «Организация коррекционно-развивающей среды образовательного учреждения» |
2013 |
Семинар-практикум «Преемственность в формировании УУД на разных этапах общего образования» |
|
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: www.School4kruf.ucoz.ru
Сеть социального партнерства –АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, ГУСОН СО «Центр социальной помощи семье и детям», Красноуфимский педагогический колледж, МБДОУ №12..