МБОУ гимназия №108 имени В.Н.Татищева

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 108 имени В.Н.Татищева

Адрес гимназии: 620137, г. Екатеринбург, ул.Академическая 16

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  2009 -  2016  гг.

 

1. Директор МБОУ - Шубина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, Отличник народного образования Российской Федерации

Научные  консультанты Коновалова Надежда Ильинична, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой лингвистики УрГПУ

2. тел./факс МБОУ  8(343)-374-33-10, 8(343)- 375-17-18

3. сайт  www/gimnazia108                             E mail: gimnazia108@mail.ru

ФИО  куратора проекта от МБОУ  Никитина Вера Ивановна

Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: тел. 8-982-643-43-35, vinni-56@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта «Разработка модели формирования системы  поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса (на примере гимназии)»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность  исследования:  Обострение противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды,  и неготовностью общества к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития поликультурных компетенций подрастающих поколений.

Противоречия: Потребность общества в людях, способных к продуктивной жизни в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточная разработанность  основ формирования и развития поликультурной компетентности в процессе школьного образования с другой стороны.

Проблема: отсутствие модели   формирования и развития поликультурной компетентности в  школьном образовании.

Идея изменения: разработать и простроить модель поликультурного образования в системе общего образования (определить цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов) как средства формирования системы поликультурной компетентности учащихся

Тема исследования: «Разработка модели формирования системы  поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса (на примере гимназии)»

Цель: выстроить модель поликультурного образования в гимназии, способную обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде.

Задачи: - создание условий для социокультурной идентификации личности, что является условием вхождения в иную социокультурную общность и формирования поликультурных компетенций;

- формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, важности разнообразия культур для развития цивилизации;

- формирование способности жить в мире и согласии с другими народами, вступать в конструктивный диалог культур;

- развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности;

- воспитание терпимости и уважения к праву каждого народа сохранять свою культурную самобытность

 

Концептуальные основания деятельности

Разработка  модели поликультурного образования в системе общего образования, позволяющая обеспечить готовность учащихся к жизни в поликультурном обществе.

Разрабатываемая в условиях МОУ гимназии № 108 система  поликультурных компетенций представляет собой комплекс относительно автономных, вместе с тем, органически взаимосвязанных и взаимообусловленных поликультурных компетенций.

Ведущей среди них является компетенция этнической идентификации, так как данный процесс обеспечивает первичный опыт вхождения в этническую культуру. Важную роль для процесса этнической идентификации играет компетенция организации личностного самоопределения учащегося к многообразным ситуациям, характерным для поликультурного общества, например, обеспечивает возможность определения личностью своей социальной позиции.Успешное использование понятий для описания реальности зависит от интеллектуальной компетенции личности гимназиста , которая представляет собой систему психологических механизмов, обеспечивающих возможность строить внутри индивида адекватную картину поликультурного мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем.

Рассматриваемая в проекте система включает в себя коммуникативную компетенцию, которая как бы пронизывает собой все другие поликультурные компетенции.

В системе поликультурных компетенций следует выделить компетенцию проектирования деятельности в поликультурной среде, которая предполагает готовность гимназиста как представителя определенного этноса к неслучайному конструктивному поведению в среде, насыщенной проявлениями многих культур.

При подготовке подрастающих поколений к жизнедеятельности в поликультурном обществе особое значение приобретает правовая компетентность, которая является и следствием, и условием формирования толерантности. Правовая компетентность актуальна в контексте патриотического воспитания и формирования гражданской позиции учащихся. Востребована политическая компетенция, развитие которой обеспечит понимание школьником политических процессов, а также способность критического отношения к постоянно возникающим мифам о деятельности политических институтов государства.

Основное содержание деятельности  по проекту: Можно выделить следующие компоненты содержания поликультурного образования:

  • во-первых, развитие социокультурной идентификации учащегося как условие понимания и вхождения в поликультурную среду, а также формирования поликультурных компетенций;
  • во-вторых, овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;
  • в-третьих, воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур;
  • в-четвертых, формирование способностей, определяющих поведенческую культуру мира.

1) Содержание поликультурного образования реализуется через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины. Задачи актуализации социокультурной идентификации достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень национально-культурной идентификации учащихся. Названные методы обеспечивают положительное самоопределение школьников к поликультурной образовательной деятельности, подготовить учащихся к межкультурному диалогу.

Ведущими методами, которые могут быть использованы при выполнении задач формирования системы знаний о поликультурной реальности и опыта практической деятельности в поликультурной среде являются словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия, лекция); методы работы с текстом (интерпретация, рецензирование, тезирование); практические методы (моделирование, проектирование, перепроектирование, упражнение, тренинг); рефлексивные методы (анализ, проблематизация, депроблематизация).

Значительную роль играет диалог как метод, который предполагает активную позицию его участников, прежде всего учащихся, метод, с помощью которого учитель демонстрирует модельное поведение, предполагающее уважение участников диалога, внимание к их мнению, стремление найти компромисс.

Особое значение имеют рефлексивные способности учеников, предполагающие

  • умение анализировать социокультурную ситуацию и деятельность, осуществляемую в ней;
  • способность фиксировать личные затруднения в деятельности и выявлять проблемы личного развития;
  • способность определять пути выхода из затруднений и преодоления проблем с помощью имеющегося социального опыта и разработки новых технологий деятельности.

2) Создание образовательно-воспитательной поликультурной  среды в гимназии, через внеурочную систему комплексных мероприятий – погружений: фестивалей, ассамблей, балов и т.д.  Посредством таких мероприятий формируется эмоциональное отношение к поликультурной среде, представление об уникальности культур народов России.

3) Развитие ученического самоуправления в гимназии через Совет старшеклассников. Формирует коммуникативные навыки гимназистов, навыки самоуправления детским коллективом.

4) Участие в деятельности историко-политических и краеведческих организаций: акциях общества «Мемориал», деятельность гимназического клуба «Дебаты», сотрудничество с центром Б.Н. Ельцина, проведение городского конкурса научно-исследовательских им. В.Н. Татищева. Такое сотрудничество способствует осознанию гражданской идентичности.
      Таким образом,  в поликультурной образовательной деятельности в гимназии  доминируют формы и методы, создающие условия для позиционирования ученика как субъекта образования. Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.

Планируемый результат изменений: Основными показателями сформированности поликультурной компетентности являются:

  1. знание о поликультурном пространстве, факторах его формирования и функционирования;
  2. эмоциональное отношение к реалиям поликультурной среды в целом и конкретным ее представителям;
  3. поведение, отражающее уважение к инокультурам и их носителям, стремление к конструктивному диалогу.

       Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.

Замеры проводятся посредством анкетирования, тестирования, бесед, наблюдения, анализа мини – сочинений.

  1. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2009

5 статей (1а.л.)

 2 статьи ( 0,3а.л.)

5 статей ( 0,8 .л.)

 

  

2010

1 статья (0,2 а.л.)

 

16 статей (2,2 а.л.)

3 статьи ( 0,4 а.л.)

 

7 статей (1,3 а.л.)

 

 

 

2011

2 статьи (0,3 а.л.)

4 статьи ( 0,7 а.л.)

 

 

 

2012

7 статей (1,6 а.л.)

2 статьи (0,3 а.л.)

2 статьи (0,2 а.л.)

1 статья ( 0,2 а.л.)

 

2013

3 статьи ( 0,5 а.л.)

6 ( 2,0 а.л.)

5 статей(0,9 а.л.)

1 статья (0,2 а.л.)

 

               

   

 Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований

 

Магистерские работы

Кандидатские  работы

2008

 

 

2009

 

 

2010

 

 

2011

 

 

2012

 

 

2013

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2009

 

Учитель истории В.А. Мелешина и учитель начальных классов Г.В. Козлова – победители ПНПО «Образование»

 

2010

 

 

 

2011

Учитель истории В.А. Мелешина – победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся

Национальная премия в области образования. Элита российского образования Диплом 1 степени в номинации «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования 2011»

 

2012

Д.И. Казанцев - областной конкурс профессионального мастерства  «Начало»,2 место

Учитель истории В.И. Никитина – победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся

Учитель истории В.И. Никитина – победитель областного конкурса

методических разработок внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и праву гражданской направленности «О, русская земля, отечество героев», посвященного году российской истории.

Национальная премия в области образования. Элита российского образования

Диплом 2 степени в конкурсе «Панорама учебного сотрудничества»

Гимназия 108 – победитель  городского конкурса  “Инновации в образовании»

Грант 100000 руб.

2013

Городской конкурс

школьных сайтов –

2 место

 

В.И. Никитина - победитель Всероссийского дистанционного конкурса

«Внеурочная деятельность в образовательном процессе», г. Новосибирск

В.А.Мелешина -победитель Всероссийского дистанционного конкурса

«Внеурочная деятельность в образовательном процессе», г. Новосибирск

 

 

7. Методическая результативность:

      Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  63 человека ( через работу в творческой группе, через проведение классных часов по программе «Золотая стезя», подготовка мероприятий,участие в семинарах, публикации по обобщению опыта, участие в конкурсах)

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

       

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2009

Районный семинар «Интерактивные технологии обучения и воспитания»

 

2010

 

  1.Мастер – класс в рамках Международной конференции «Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение» (апрель 2010 года ИРРО).

2. Городской фестиваль «Мудрость моего народа»

3. Первая городская научно-практическая конференция для школьников Им.В.Н.Татищева

 

2011

 

1. Международный фестиваль

« Граница Европа – Азия – территория преображения»

2. Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би-Си)

3. Городской фестиваль «Многоликая Россия»

4. Фестиваль «Планета друзей»: праздник Навруз.

5. Вторая городская научно-практическая конференция для школьников им.В.Н.Татищева

2012

1. Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» ( конфликтология).

2. Участие в акциях общества «Мемориал»

     1.  Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би -Си).

 2. Городская ассамблея «Мы – дети 1812 года»

3. Праздник «Планета друзей» -празднование 20-летия установления дипломатических отношений с Азербайджаном, фестиваль национальных культур и круглый стол по вопросам работы с детьми разных национальностей.

4. Третья городская научно-практическая конференция для школьников им.В.Н.Татищева

2013

1. Два телемоста с М.Д. Татищевой;

2. Поездка детской делегации в школу – партнер в Чеддер

 ( Великобритания)

3. Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» ( конфликтология).

4. Участие в акциях общества «Мемориал»

1. Участие в международной акции «Ночь музеев»;

2. Городской фестиваль «Откуда есть, пошла земля русская…»

3. Бал «Шестидесятые – время надежд и свершений» (для учителей истории города Екатеринбурга, курсантов ЕСВУ и института МЧС)

4.Четвертая городская научно-практическая конференция для школьников им. В.Н.Татищева

 

 

8. Социальная результативность:

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности

 (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ)

Материалы представлены на сайте: gimnazia108

Сборник  «Поликультурная доминанта в деятельности современной гимназии» УрГПУ, 2011

                    Сеть социального  партнерства        

 Партнеры в системе образования:

- Уральский Федеральный Университет – участие преподавателей  университета в качестве членов жюри при проведении конкурса научно-исследовательских работ им. В.Н. Татищева.

- Уральский государственный педагогический университет – проведение психолого-лингвистической диагностики детей – билингвов, публикация методических разработок педагогов гимназии; научные консультации.

- Уральский государственный профессионально-педагогический университет – привлечение студентов художественно-графического факультета и факультета парикмахерского искусства к оформлению мероприятий проекта, изготовлению костюмов и подготовка причесок и макияжа;

- школы – партнеры – школа № 87 и № 129 города Екатеринбурга – участие в фестивалях «Мудрость моего народа», «Многоликая Россия»; взаимопосещение семинаров;

- школы – партнеры в Плимуте и Чеддере (Великобритания): обмен делегациями с англичанами по проекту «Открытый класс», проведение телемостов.

Дополнительное образование:

        - Городской дом творчества учащихся – сотрудничество по вопросам организации детского городского татищевского  центра на базе гимназии; посещение занятий по краеведению и культуре народов Урала, участие в конкурсах;

- Центр дополнительного образования «Диалог» - курсы повышения квалификации для педагогов по методике работы с детьми по вопросам этнической и конфессиональной толерантности;

        - Объединение «Дворец молодежи» - сотрудничество по созданию городского татищевского детского центра на базе гимназии;

- Городской Центр «Одаренность и технологии» - участие в научно-практических конференциях, организованных при поддержке центра связанных с изучением культуры народов Урала (Татищевские чтения) ;

Общественные центры и организации:

- Общество «Мемориал»- проведение гражданских акций с привлечением гимназистов, экскурсии по местам Памяти, предоставление документальных материалов для проектной деятельности  по вопросам этнической  толерантности; проведение семинаров для учителей истории.

- Центр Б.Н. Ельцина – организация тематических экскурсий для школьников по вопросам современной истории, включая проблемы;

- Консульство Азербайджана в Екатеринбурге - помощь в проведении фестивалей и мусульманских праздников, а также консультации по преподаванию вопросов мусульманской религии и культуры.

 

 

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.