РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ гимназия №108 имени В.Н.Татищева
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 108 имени В.Н.Татищева
Адрес гимназии: 620137, г. Екатеринбург, ул.Академическая 16
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2009 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ - Шубина Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, Отличник народного образования Российской Федерации
Научные консультанты Коновалова Надежда Ильинична, д.ф.н., профессор, зав. кафедрой лингвистики УрГПУ
2. тел./факс МБОУ 8(343)-374-33-10, 8(343)- 375-17-18
3. сайт www/gimnazia108 E mail: gimnazia108@mail.ru
ФИО куратора проекта от МБОУ Никитина Вера Ивановна
Контактные телефоны куратора проекта, e-mail: тел. 8-982-643-43-35, vinni-56@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта «Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса (на примере гимназии)»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Обострение противоречия между повышением уровня полиэтничности социальной среды, и неготовностью общества к изменяющимся условиям жизни выдвинуло на первый план в контексте обоснования стратегических направлений развития образования создание условий для формирования и развития поликультурных компетенций подрастающих поколений.
Противоречия: Потребность общества в людях, способных к продуктивной жизни в поликультурной среде, с одной стороны, и недостаточная разработанность основ формирования и развития поликультурной компетентности в процессе школьного образования с другой стороны.
Проблема: отсутствие модели формирования и развития поликультурной компетентности в школьном образовании.
Идея изменения: разработать и простроить модель поликультурного образования в системе общего образования (определить цели, задачи, принципы отбора содержания, форм и методов) как средства формирования системы поликультурной компетентности учащихся
Тема исследования: «Разработка модели формирования системы поликультурных компетенций учащихся в условиях общеобразовательного учреждения повышенного статуса (на примере гимназии)»
Цель: выстроить модель поликультурного образования в гимназии, способную обеспечить готовность личности к активной созидательной деятельности в развивающейся поликультурной и многонациональной среде.
Задачи: - создание условий для социокультурной идентификации личности, что является условием вхождения в иную социокультурную общность и формирования поликультурных компетенций;
- формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, специфике поликультурной среды, верований, идеалов, быта различных народов, важности разнообразия культур для развития цивилизации;
- формирование способности жить в мире и согласии с другими народами, вступать в конструктивный диалог культур;
- развитие способностей к критическому освоению поликультурной реальности;
- воспитание терпимости и уважения к праву каждого народа сохранять свою культурную самобытность
Концептуальные основания деятельности
Разработка модели поликультурного образования в системе общего образования, позволяющая обеспечить готовность учащихся к жизни в поликультурном обществе.
Разрабатываемая в условиях МОУ гимназии № 108 система поликультурных компетенций представляет собой комплекс относительно автономных, вместе с тем, органически взаимосвязанных и взаимообусловленных поликультурных компетенций.
Ведущей среди них является компетенция этнической идентификации, так как данный процесс обеспечивает первичный опыт вхождения в этническую культуру. Важную роль для процесса этнической идентификации играет компетенция организации личностного самоопределения учащегося к многообразным ситуациям, характерным для поликультурного общества, например, обеспечивает возможность определения личностью своей социальной позиции.Успешное использование понятий для описания реальности зависит от интеллектуальной компетенции личности гимназиста , которая представляет собой систему психологических механизмов, обеспечивающих возможность строить внутри индивида адекватную картину поликультурного мира и оптимально организовывать свое поведение и деятельность в нем.
Рассматриваемая в проекте система включает в себя коммуникативную компетенцию, которая как бы пронизывает собой все другие поликультурные компетенции.
В системе поликультурных компетенций следует выделить компетенцию проектирования деятельности в поликультурной среде, которая предполагает готовность гимназиста как представителя определенного этноса к неслучайному конструктивному поведению в среде, насыщенной проявлениями многих культур.
При подготовке подрастающих поколений к жизнедеятельности в поликультурном обществе особое значение приобретает правовая компетентность, которая является и следствием, и условием формирования толерантности. Правовая компетентность актуальна в контексте патриотического воспитания и формирования гражданской позиции учащихся. Востребована политическая компетенция, развитие которой обеспечит понимание школьником политических процессов, а также способность критического отношения к постоянно возникающим мифам о деятельности политических институтов государства.
Основное содержание деятельности по проекту: Можно выделить следующие компоненты содержания поликультурного образования:
- во-первых, развитие социокультурной идентификации учащегося как условие понимания и вхождения в поликультурную среду, а также формирования поликультурных компетенций;
- во-вторых, овладение основными понятиями, определяющими разнообразие мира;
- в-третьих, воспитание эмоционально положительного отношения к разнообразию культур;
- в-четвертых, формирование способностей, определяющих поведенческую культуру мира.
1) Содержание поликультурного образования реализуется через модули, которые включаются в различные учебные дисциплины. Задачи актуализации социокультурной идентификации достигаются методами исторических рассказов, бесед, дискуссий, драматизации, изучения местных обычаев, этикета, рассказов о предках. С их помощью повышается уровень национально-культурной идентификации учащихся. Названные методы обеспечивают положительное самоопределение школьников к поликультурной образовательной деятельности, подготовить учащихся к межкультурному диалогу.
Ведущими методами, которые могут быть использованы при выполнении задач формирования системы знаний о поликультурной реальности и опыта практической деятельности в поликультурной среде являются словесные методы (объяснение, эвристическая беседа, дискуссия, лекция); методы работы с текстом (интерпретация, рецензирование, тезирование); практические методы (моделирование, проектирование, перепроектирование, упражнение, тренинг); рефлексивные методы (анализ, проблематизация, депроблематизация).
Значительную роль играет диалог как метод, который предполагает активную позицию его участников, прежде всего учащихся, метод, с помощью которого учитель демонстрирует модельное поведение, предполагающее уважение участников диалога, внимание к их мнению, стремление найти компромисс.
Особое значение имеют рефлексивные способности учеников, предполагающие
- умение анализировать социокультурную ситуацию и деятельность, осуществляемую в ней;
- способность фиксировать личные затруднения в деятельности и выявлять проблемы личного развития;
- способность определять пути выхода из затруднений и преодоления проблем с помощью имеющегося социального опыта и разработки новых технологий деятельности.
2) Создание образовательно-воспитательной поликультурной среды в гимназии, через внеурочную систему комплексных мероприятий – погружений: фестивалей, ассамблей, балов и т.д. Посредством таких мероприятий формируется эмоциональное отношение к поликультурной среде, представление об уникальности культур народов России.
3) Развитие ученического самоуправления в гимназии через Совет старшеклассников. Формирует коммуникативные навыки гимназистов, навыки самоуправления детским коллективом.
4) Участие в деятельности историко-политических и краеведческих организаций: акциях общества «Мемориал», деятельность гимназического клуба «Дебаты», сотрудничество с центром Б.Н. Ельцина, проведение городского конкурса научно-исследовательских им. В.Н. Татищева. Такое сотрудничество способствует осознанию гражданской идентичности.
Таким образом, в поликультурной образовательной деятельности в гимназии доминируют формы и методы, создающие условия для позиционирования ученика как субъекта образования. Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.
Планируемый результат изменений: Основными показателями сформированности поликультурной компетентности являются:
- знание о поликультурном пространстве, факторах его формирования и функционирования;
- эмоциональное отношение к реалиям поликультурной среды в целом и конкретным ее представителям;
- поведение, отражающее уважение к инокультурам и их носителям, стремление к конструктивному диалогу.
Мониторинг сформированности поликультурных компетенций учащихся ведется по трем основным направлениям: усвоение знаний о поликультурной реальности; развитие практических навыков и умений личности в процессе диалога культур; формирование эмоциональной культуры.
Замеры проводятся посредством анкетирования, тестирования, бесед, наблюдения, анализа мини – сочинений.
- Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
|||
2009 |
5 статей (1а.л.) |
2 статьи ( 0,3а.л.) |
5 статей ( 0,8 .л.) |
|
|||
|
1 статья (0,2 а.л.)
|
16 статей (2,2 а.л.) |
3 статьи ( 0,4 а.л.)
|
7 статей (1,3 а.л.)
|
|
||
2011 |
2 статьи (0,3 а.л.) |
4 статьи ( 0,7 а.л.) |
|
|
|
||
2012 |
7 статей (1,6 а.л.) |
2 статьи (0,3 а.л.) |
2 статьи (0,2 а.л.) |
1 статья ( 0,2 а.л.) |
|
||
2013 |
3 статьи ( 0,5 а.л.) |
6 ( 2,0 а.л.) |
5 статей(0,9 а.л.) |
1 статья (0,2 а.л.) |
|
||
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
|
|
2012 |
|
|
2013 |
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2009 |
|
Учитель истории В.А. Мелешина и учитель начальных классов Г.В. Козлова – победители ПНПО «Образование» |
|
2010 |
|
|
|
2011 |
Учитель истории В.А. Мелешина – победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся |
Национальная премия в области образования. Элита российского образования Диплом 1 степени в номинации «Здоровьесбережение детей, учащихся и молодежи в условиях модернизации образования 2011» |
|
2012 |
Д.И. Казанцев - областной конкурс профессионального мастерства «Начало»,2 место Учитель истории В.И. Никитина – победитель областного конкурса педагогов, осуществляющих патриотическое воспитание учащихся Учитель истории В.И. Никитина – победитель областного конкурса методических разработок внеклассных мероприятий по истории, обществознанию и праву гражданской направленности «О, русская земля, отечество героев», посвященного году российской истории. |
Национальная премия в области образования. Элита российского образования Диплом 2 степени в конкурсе «Панорама учебного сотрудничества» |
Гимназия 108 – победитель городского конкурса “Инновации в образовании» Грант 100000 руб. |
2013 |
Городской конкурс школьных сайтов – 2 место
|
В.И. Никитина - победитель Всероссийского дистанционного конкурса «Внеурочная деятельность в образовательном процессе», г. Новосибирск В.А.Мелешина -победитель Всероссийского дистанционного конкурса «Внеурочная деятельность в образовательном процессе», г. Новосибирск |
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ 63 человека ( через работу в творческой группе, через проведение классных часов по программе «Золотая стезя», подготовка мероприятий,участие в семинарах, публикации по обобщению опыта, участие в конкурсах)
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2009 |
Районный семинар «Интерактивные технологии обучения и воспитания» |
|
2010 |
|
1.Мастер – класс в рамках Международной конференции «Поликультурное образование: диалог культур и билингвальное обучение» (апрель 2010 года ИРРО). 2. Городской фестиваль «Мудрость моего народа» 3. Первая городская научно-практическая конференция для школьников Им.В.Н.Татищева
|
2011 |
|
1. Международный фестиваль « Граница Европа – Азия – территория преображения» 2. Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би-Си) 3. Городской фестиваль «Многоликая Россия» 4. Фестиваль «Планета друзей»: праздник Навруз. 5. Вторая городская научно-практическая конференция для школьников им.В.Н.Татищева |
2012 |
1. Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» ( конфликтология). 2. Участие в акциях общества «Мемориал» |
1. Два телемоста со школами Великобритании «World Olimpic Games 2012» (съемки Британской телерадиокорпорации Би-Би -Си). 2. Городская ассамблея «Мы – дети 1812 года» 3. Праздник «Планета друзей» -празднование 20-летия установления дипломатических отношений с Азербайджаном, фестиваль национальных культур и круглый стол по вопросам работы с детьми разных национальностей. 4. Третья городская научно-практическая конференция для школьников им.В.Н.Татищева |
2013 |
1. Два телемоста с М.Д. Татищевой; 2. Поездка детской делегации в школу – партнер в Чеддер ( Великобритания) 3. Проведение серии классных часов по программе «Золотая стезя» ( конфликтология). 4. Участие в акциях общества «Мемориал» |
1. Участие в международной акции «Ночь музеев»; 2. Городской фестиваль «Откуда есть, пошла земля русская…» 3. Бал «Шестидесятые – время надежд и свершений» (для учителей истории города Екатеринбурга, курсантов ЕСВУ и института МЧС) 4.Четвертая городская научно-практическая конференция для школьников им. В.Н.Татищева
|
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности
(адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ)
Материалы представлены на сайте: gimnazia108
Сборник «Поликультурная доминанта в деятельности современной гимназии» УрГПУ, 2011
Сеть социального партнерства
Партнеры в системе образования:
- Уральский Федеральный Университет – участие преподавателей университета в качестве членов жюри при проведении конкурса научно-исследовательских работ им. В.Н. Татищева.
- Уральский государственный педагогический университет – проведение психолого-лингвистической диагностики детей – билингвов, публикация методических разработок педагогов гимназии; научные консультации.
- Уральский государственный профессионально-педагогический университет – привлечение студентов художественно-графического факультета и факультета парикмахерского искусства к оформлению мероприятий проекта, изготовлению костюмов и подготовка причесок и макияжа;
- школы – партнеры – школа № 87 и № 129 города Екатеринбурга – участие в фестивалях «Мудрость моего народа», «Многоликая Россия»; взаимопосещение семинаров;
- школы – партнеры в Плимуте и Чеддере (Великобритания): обмен делегациями с англичанами по проекту «Открытый класс», проведение телемостов.
Дополнительное образование:
- Городской дом творчества учащихся – сотрудничество по вопросам организации детского городского татищевского центра на базе гимназии; посещение занятий по краеведению и культуре народов Урала, участие в конкурсах;
- Центр дополнительного образования «Диалог» - курсы повышения квалификации для педагогов по методике работы с детьми по вопросам этнической и конфессиональной толерантности;
- Объединение «Дворец молодежи» - сотрудничество по созданию городского татищевского детского центра на базе гимназии;
- Городской Центр «Одаренность и технологии» - участие в научно-практических конференциях, организованных при поддержке центра связанных с изучением культуры народов Урала (Татищевские чтения) ;
Общественные центры и организации:
- Общество «Мемориал»- проведение гражданских акций с привлечением гимназистов, экскурсии по местам Памяти, предоставление документальных материалов для проектной деятельности по вопросам этнической толерантности; проведение семинаров для учителей истории.
- Центр Б.Н. Ельцина – организация тематических экскурсий для школьников по вопросам современной истории, включая проблемы;
- Консульство Азербайджана в Екатеринбурге - помощь в проведении фестивалей и мусульманских праздников, а также консультации по преподаванию вопросов мусульманской религии и культуры.