РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МАОУ Гимназия №47
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – Гимназия №47
г.Екатеринбург, ул. Советская 24 «А» индекс 620067
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012 - 2016 гг.
1. Директор МАОУ-Гимназии № 47 Крюкова Елена Михайловна
2. Научные консультанты:
3. тел./факс МАОУ (343)341-08-01 сайт:www.gimnazium47.ru
Е-mail: gimnazium47@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МАОУ: Белова Елена Геннадьевна
Контактные телефоны куратора проекта: 89028766633 e-mail: imc_prizvanie@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема исследования
«Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения за счет овладения современными образовательными технологиями»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики:
Актуальность исследования: Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране вызвали необходимость пересмотра отношения к системе образования со стороны государства и общества. Образование является той системой, через которую проходят так или иначе все члены общества (в качестве учеников, родителей, членов коллегиальных органов управления и т.д.). Поэтому образование на сегодняшний день рассматривается как основной фактор формирования нового качества экономики и общества, как важнейшее условие национальной безопасности, сохранения единого социокультурного пространства, обеспечения благосостояния и построения нового образа жизни страны. Вследствие этого актуальными становятся вопросы изменения содержания образования детей, внедрения инновационных технологий в образовательных учреждениях.
Качество решения поставленных перед системой образования стратегических и тактических задач во многом зависит от профессиональной компетентности педагога. К педагогу предъявляется требование создавать новый образ жизни, что, по сути, означает быть носителем культуры будущего и на этой основе готовить будущее поколение. Поэтому профессиональное становление педагога, его включенность в процесс непрерывного самосовершенствования является на сегодняшний день актуальной проблемой.
Только преобразуя содержание образования, формы и способы организации, создавая принципиально новое технологическое обеспечение процесса профессионального становления педагога можно ответить на вызов времени и найти ресурс для развития системы образования в обозначенном выше направлении.
Противоречия между:
- потребностью государства и общества в профессиональном становлении педагога, способного к введению ФГОС нового поколения, и недостаточной разработанностью соответствующих содержания и форм дополнительного профессионального образования;
- потребностью учреждений в практико-ориентированных рекомендациях по овладению педагогами новыми образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения и недостаточной их разработанностью в контексте данного процесса;
- осознанием педагогом необходимости преодоления индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления, и унифицированными образовательными программами, способами, формами дополнительного профессионального образования.
Недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для современного образования определили тему исследования «Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС за счет овладения современными образовательными технологиями»
Идея изменения: «Эффективное овладение педагогами современной школы новыми образовательными технологиями позволит реализовать требования ФГОС в части достижения нового качества образования»
Цель исследования: разработка и обоснование комплекса педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС нового поколения
Задачи исследования:
1. Определить критерии и показатели подготовленности педагога к использованию новых образовательных технологий в практической деятельности;
2. Разработать, теоретически обосновать структуру и содержание модели подготовки педагога к использованию современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС;
3. Выявить организационно-педагогические условия подготовки педагога к использованию современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС нового поколения и диалоговому взаимодействию в сетевых педагогических сообществах.
Объект исследования – процесс подготовки педагога к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС.
Предмет исследования – комплекс педагогических условий и средств подготовки педагогов к овладению современными образовательными технологиями в условиях введения ФГОС.
Гипотеза исследования: процесс профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения будет осуществляться успешно, если:
- разработать модель профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, позволяющую разрешать индивидуальные образовательные дефициты;
- реализовать модель профессионального становления педагога в условиях овладения новыми образовательными технологиями;
Концептуальные основания деятельности:
В науке созданы предпосылки для выявления специфики профессионального становления педагога, которое все чаще рассматривается учеными как формирование ценностных оснований (В.А. Сластенин, З.И. Равкин, Г.И. Чижакова и др.), компетенций (Б.С. Гершунский, И.Д. Фрумин и др.). Значительный вклад в развитие методологии профессионального становления и образования педагога внесли Б.Г. Ананьев, Ю.В. Громыко, В.В. Краевский. Анализируя профессионально-личностный аспект, педагоги и психологи рассматривают совершенствование личностных характеристик и личностно-деловых качеств учителя (С.Б. Елканов, В.Г. Маралов, В.Д. Шадриков, М.И. Шилова). Социально-педагогические аспекты профессионального становления педагога проанализированы в работах Г.М. Андреевой, Н.И. Шевандрина, а проблемы формирования субъектности его личности изучаются С.В. Поповым, В.И. Слободчиковым. Особое внимание в современных исследованиях уделяется проблеме становления профессиональных компетентностей и профессионализма (В.А. Адольф, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.В. Хуторской). Во многих публикациях профессиональное становление педагога рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных наме-рений до полной реализации личности в профессиональном труде (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.).
Основное содержание деятельности по проекту: Внедрение в образовательный процесс современных технологий обучения и воспитания является актуальным направлением развития сети ОУ УрО РАО. На базе МАОУ-Гимназии создан учебно-методический центр «Призвание», на базе которого за последние десять лет прошли обучение более тысячи ПиРР Екатеринбурга, Свердловской области и региона. Среди педагогов МАОУ-Гимназии есть учителя-методисты, кандидаты педагогических наук, аспиранты, большое количество учителей-победителей конкурсов профессионального мастерства. Многие члены педагогического коллектива имеют опыт публичного представления собственного профессионального опыта на всероссийском уровне как через научно-методические публикации, так и через основной вид учебной деятельности – открытый урок. Приведенные данные свидетельствуют о достаточно высокой степени научно-методического потенциала МАОУ-Гимназии № 47. Ценность опыта также состоит в практическом освоении предлагаемой для стажировочной площадки темы: процесс обучения и воспитания в Гимназии строится на современных образовательных технологиях. Программа стажировки соответственно включает наряду с теоретическим практический модуль, связанный с посещением и анализом открытых уроков, проектированием собственных уроков и возможностью их апробации на базе стажировочной площадки. Педагоги и руководители ОУ во время стажировки получат возможность проанализировать возможности современных образовательных технологий как условия обеспечения нового качества образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемый результат изменений: обеспечение профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения.
Научная новизна исследования
1. Исследование сущности профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, состоящая в разрешении его индивидуальных образовательных дефицитов.
2. Разработана и научно обоснована модель профессионального становления педагога в условиях введения ФГОС нового поколения, включающая цель, содержание, средства, методы и технологии реализации процесса профессионального становления педагога.
3. Выявлены и научно обоснованы структурные компоненты модели профессионального становления педагога:
- содержательный, состоящий в обновлении содержания и средств профессионального становления педагога на основе сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы по освоению новых образовательных технологий;
- организационный, требующий обновления форм и методов организации образовательного процесса;
- результативный, заключающийся в проведении мониторинга реализации модели профессионального становления педагога в инновационном комплексе.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
6 |
2 |
4 |
2 |
2009 |
4 |
2 |
4 |
2 |
2010 |
12 |
8 |
6 |
2 |
2011 |
12 |
21 |
8 |
4 |
2012 |
19 |
24 |
6 |
2 |
2013 |
21 |
23 |
12 |
2 |
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
--- |
|
2009 |
--- |
|
2010 |
--- |
Защитились - 2 |
2011 |
--- |
|
2012 |
--- |
Готовятся к защите - 2 |
2013 |
--- |
Готовятся к защите - 2 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
победитель конкурса лучших образовательных учреждений, реализующих новации, проводимого в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование» |
|
2009 |
победитель конкурса на лучшее образовательное учреждение г.Екатеринбурга в номинации «Развитие педагогического потенциала»
|
- обладатель национальной премии в области образования «Элита российского образования» в номинации «Лучший инновационный проект 2009»
|
|
2010 |
Победитель городского конкурса «Панорама воспитательных систем-2010» |
Победитель конкурса «Школа России – 2010» и «Академическая школа России» (Академия творческой педагогики им. Рувинского) |
|
2011 |
|
- победитель конкурса «Школа России – 2011» и «Академическая школа России» (Академия творческой педагогики им. Рувинского); - Сборник научно-методических материалов Форума - лауреат Всероссийской выставки «Золотой фонд Отечественной науки» |
Грант правительства Свердловской области (400тыс) «Образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы» |
2012 |
|
- обладатель национальной премии в области образования «Элита российского образования» |
|
2013 |
-учитель французского языка Стрелец А.С. участник городского конкурса «Молодой педагог», - учитель Бодрова Л.И. участник городского конкурса «Лучший педагог ОБЖ»; - классный руководитель 10 «Б» Шинкевич Елена Владимировна победитель городского конкурса «Самый классный классный» |
|
Грант правительства Свердловской области (400тыс) «Образовательные учреждения, реализующие инновационные образовательные программы» |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Районные семинары по теме «Технология проблемно-диалогического обучения» |
Семинары УМЦ «Призвание» Деятельность Гимназии – методического центра ОС «Школа – 2100» |
2009 |
Деятельность педагогических Проблемных лабораторий по внедрению современных образовательных технологий |
Семинары УМЦ «Призвание» Деятельность Гимназии – методического центра ОС «Школа – 2100» |
2010 |
Цикл семинаров по теме «Современный урок: критерии эффективности» |
Обучающий семинар для педагогов ОУ г. Урай (ХМАО) по теме «Современные образовательные технологии» |
2011 |
Цикл семинаров по теме «Современные образовательные технологии как средство достижения нового качества образования в аспекте требований ФГОС» |
Всероссийский Педагогический Форум «Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС» |
2012 |
Цикл семинаров по теме «Формирование универсальных учебных действий средствами современных образовательных технологий» |
- Всероссийский Педагогический Форум «Универсальные учебные действия: от идеи к технологии, от цели – к инструменту» - Организация стажировок для ПиРР Свердловской области и ХМАО
|
2013 |
Цикл семинаров по теме «Современный урок в аспекте требований ФГОС НОО и ООО» |
Всероссийский Педагогический Форум -2013 «Ценностное развитие и воспитание как приоритетная образовательная задача - Организация стажировок для ПиРР Свердловской области, ХМАО, Удмуртии
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов):-----
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности
- адрес сайта:www.gimnazium47.ru
- выпуск сборников материалов по теме работы ОУ:
- «Развитие педагогического потенциала как условие реализации ФГОС»// Сборник научных и методических материалов, Екатеринбург, 2011
- «Универсальные учебные действия: от идеи к технологии, от цели – к инструменту»//Сборник научных и методических материалов, Екатеринбург, 2012
- «Психолого-педагогический условия развития и воспитания личности обучающихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» // Материалы научно-методической конференции, Екатеринбург, 2012
Сеть социального партнерства: ИАШ Свердловской области