РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ Гимназия №45
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 45
Адрес с индексом: 620072. г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой 5А
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012-2016 гг.
1. Директор МБОУ Гимназии № 45: Санникова Марина Юрьевна
2. тел./факс МБОУ: (343) 347-66-47
3. сайт: http://45.uralschool.ru E mail: gymnasium45@nm.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Антропова Татьяна Сергеевна
Контактные телефоны куратора проекта: 89655386573, e-mail: tantra.79@mail.ru
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта «Формирование личностной зрелости учащихся через создание модели эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования.
Социальный заказ общества (выпускников, родителей, преподавателей ВУЗов, работодателей) системе общего среднего образования в начале нового века и тысячелетия в значительной степени отражает и новые требования к качеству подготовки учащейся молодежи к самостоятельной взрослой жизни в сложных условиях развития современного социума. Возрастает потребность в усилении социальных функций образования: формирование безопасных социальных моделей поведения, высокой мотивации достижений и жизненного успеха, морально-правовой ответственности и духовно-нравственных ценностных ориентации, престижности здорового образа жизни и готовности к созданию семьи и воспитанию детей, социальной и профессиональной активности.
Именно поэтому проблема эффективности обучения и взаимоотношений педагогов с учащимися, становится особенно актуальной. В системе образования взаимосвязь характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса. Повысить эффективность этого взаимодействия возможно лишь через смену ролей ученика, принимающего знания и учителя, дающего знания, на личностно зрелого учащегося и мыслящего педагога (педагога тьютора и фассилитатора)
Ориентируясь на новые ФГОС, лишь 10% основных образовательных требований к портрету выпускника (в освоении знаний) имеют отношение к интеллектуальному развитию учащегося. Остальные 90% направлены на личностное развитие в целом. Именно в этом и заключается основное противоречие в системе образования. Учебный план ориентирован на "выдачу определенных знаний", без которых ребенок не сможет продолжить эффективное профессиональное образование. А вот требования к выпускнику ориентированы на более широкие личностные показатели.
Проблемы:
- недостаточный уровень социальной зрелости учащихся;
- определенные ограничения в саморазвитии и самореализации подростка, обусловленные проблемами социума;
- снижение мотивации педагогов в самоисследование, саморефлексию и недостаточное осознание необходимости смены позиции "дающего знания" на позицию "формирующего познавательное пространство";
- недостаточный уровень внедрения креативных практик в образовательном процессе.
Идея изменения:
Создание модели выпускника опирается на определенные теоретико-методологические и концептуальные подходы к школьному образованию. Современная педагогика развивается по линии интеграции с другими науками и поиска интегральных критериев качества образования, которые носят надпредметный характер и отражают результаты развития, образования и воспитания в их взаимосвязи. Таким интегральным критерием качества образования выступает категория зрелости.
Зрелость как критерий качества образования в оценке его результата может быть соотнесена с такой целью, как целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его физическое, психическое, социальное развитие как индивида, личности, индивидуальности и субъекта жизнедеятельности в их взаимосвязи.
Растущий человек – это человек в динамике своего возрастного роста и развития. Это Личность - "ответственно и разумно идущая вперед".
Тема исследования: «Формирование личностной зрелости учащихся через создание модели эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства»
Цель исследования: формирование личностной зрелости учащихся и построение эффективного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик», как главных факторов повышения качества обучения в условиях модернизации образования.
Объект исследования: образовательный процесс в современном лицее.
Предмет исследования: процессы формирования личностной зрелости учащихся.
Гипотеза исследования. Формирование личностной зрелости учащихся будет успешным если:
- создать модель эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства;
- разработать комплекс мер по формированию личностной зрелости учащихся;
- выявить психолого-педагогический потенциал учителя и разработать систему профессионального развития;
- разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров.
Задачи исследования.
1. Изучить особенности личностной зрелости учащихся гимназии.
2. Разработать комплекс мер по формированию личностной зрелости учащихся на экспериментальных классах.
3. Выявить психолого-педагогический потенциал учителя и разработать систему профессионального развития.
4. Исследовать особенности взаимодействия в системе «Учитель-Ученик» и определить векторы повышения его эффективности.
5. Разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров.
Концептуальные основания деятельности.
Требования у модернизации образования предполагают переход от классической системы преподавания учебных дисциплин к тьюторско-фасилитаторской модели обучения.
Роль учителя, о которой идет речь, — это тьютор и фасилитатор. Иногда понятия тьютор и фасилитатор рассматриваются как синонимы, а порой разводятся по своему значению.
Главной задачей учителя-фасилитатора является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.
Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: 1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; 2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; 3) проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника.
Согласно исследованиям при фасилитирующем стиле обучения ученики реже пропускают школу в течение учебного года, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них меньше проблем с дисциплиной, меньше актов вандализма в отношении школьной собственности, для них характерен более высокий уровень мышления и творческой активности.
Тьютор в современной педагогике – это учитель-консультант и координатор. Его цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Учитель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной.
Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность, а значит личностную зрелость
Функции тьютора подобны функциям фасилитатора. С одной только оговоркой: в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тьюторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты. Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем креативность, свободу и ответственность, повышают рефлексивные способности и смелость — качества, которые необходимы для полноценного развития личности и формирования социальной зрелости.
Обычные формы урока должны меняться на диалоговые и нестандартные. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, и различные научные и творческие лаборатории и сообщества.
Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, конкретизация и обобщение, систематизация и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, социологические опросы, изучение результатов деятельности, педагогическая экспертиза, контент-анализ документации, изучение педагогического опыта, эксперимент, методы математической статистики).
Основное содержание деятельности по проекту.
- Проведение мониторинга взаимоотношений в системе «Учитель - Ученик»:
- выявление мнений об образе современного учителя дало представления о возрастных потребностях учащихся, проблемах взаимодействия и уровне их социальной зрелости;
- исследование представлений об образе современного ученика выявило потребности педагогов и определило необходимый вектор построения развивающей работы с учащимися в преломлении интересов и требований педагогов.
- Организация системы развивающей работы по формированию социальной зрелости учащихся посредством вовлечения их в научно-исследовательскую, творческую, проектную деятельность через организацию мероприятий психологической направленности: круглые столы, написание статей и исследовательских работ учащимися, конференция
- Организацияа работы экспериментальных классов, ориентированных на:
- изучение сформированности различных компетенций, определяющих развитие личностной зрелости;
- определение форм и методов работы по , развитию, профилактике и коррекции выявленных особенностей;
- изучение динамики изменений в соответствии с поставленными сроками.
Планируемый результат изменений:
- Повышение уровня личностной зрелости учащихся на всех уровнях образования.
- Эффективное развитие всех необходимых (соответствующих каждому возрасту) компетенций и УУД на личностном уровне.
- Развитие мотивационного компонента на обучение и собственное развитие учащихся.
- Воспитание личности способной принимать решения, адекватно отстаивать их и брать на себя ответственность за построение вектора своего дальнейшего пути.
- Интеграция разнообразной учебной и внеучебной деятельности для создания максимально развивающего гимназического пространства.
- Формирование у учащихся навыков активного взаимодействия с окружающим миром в получении знаний, построении взаимоотношений и профессиональной ориентации на всех этапах возрастного развития.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2012 |
Азарова М.С., Усольцева М.Л. "Имитационное моделирование как средство формирования здоровье сберегающей среды в МБОУ-Гимназии № 45"// «Педагогические технологии в образовательной практике Екатеринбурга» материалы XVIII открытых Педагогических чтений/ под. Ред. А.А. Симоновова, Н.А. Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012 – 248с. (2 стр.)
|
Медведева М.С. "Формирование информационно- коммуникативных компетенций на уроках химии // УРФУ, Всероссийская конференция с международным участием «Школа –вуз: достижения и проблемы фундаментального образования» |
Медведев А.Р. "Художественное творчество и педагогическая практика" //Журнал Детство, отрочество, юность |
|
|
Ананьина С.Л. " Технология проектов на уроках литературы" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
Кудрявцева С.Ю. "Урок окружающего мира на тему «Рукотворная жизнь» // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок - 1 сентября" |
Медведев А.Р. " "Экспозиционная среда как часть учебного процесса" //Журнал Детство, отрочество, юность |
|
|
Булашов П.П. " Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры "// Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
Сальникова И.Н. Краеведческая игра «Мой любимый город» // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок - 1 сентября" |
Ушакова Н.Н. " Проектная деятельность при изучении второго иностранного языка" //Журнал Детство, отрочество, юность |
|
|
Дорофеева Т. В. "Применение технологии МДО в преподавании английского языка в начальной школе"// Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
Фаустова Ю.Е. "Рейтинговая система оценивания на уроках физики" // УРФУ, Всероссийская конференция с международным участием «Школа –вуз: достижения и проблемы фундаментального образования»
|
|
|
|
Медведева М.С. "Применение инновационных технологий на уроках химии" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
Филиппова Н.А. "Использование проектной деятельности с целью формирования УУД" Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. г. Чебоксары |
|
|
|
Романова Л.В. " Игровые технологии на уроке русского языка" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
|
|
|
|
Сальникова И.Н. " Использование ТРИЗ и АРИЗ в преподавании географии как способ формирования УУД" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга. Городские открытые Педагогические чтения
|
|
|
|
2013 |
Антропова Т.С. "Новые аспекты оценки качества деятельности как средство формирования здоровьесберегающей среды в МАОУ - Гимназии № 45" // Статья на сайте Управления образования г. Екатеринбурга. Педагогические чтения: Муниципальная модель оценки качества образования как модель эффективного управления школой – 2013г., 3 стр |
|
|
|
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2012 |
|
Золотой фонд Российского образования "Лучший образовательного учреждения - 2012" |
|
2013 |
|
|
"Инновации в образовании" 2013 Победа в номинации «Адаптивные педагогические модели здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды ОУ» Присвоен статус Городской Инновационной площадки
|
7. Методическая результативность. Численность ОУ - 52 человека, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 13 человек
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
Май 2013 |
|
НПК «Системно-деятельностный подход в организации психологического сопровождения образовательных учреждений : от теории к практике» |
Сентябрь - май 2012-13 гг. |
9 районных семинаров для педагогов-психологов ОУ Кировского района (с привлечением преподавателей УРФУ) |
|
Декабрь 2012 |
|
Семинар-практикум для классных руководителей В рамках Городских педагогических чтений "Эффективность подготовки обучающихся в условиях новых образовательных стандартов" |
Август 2013 |
Семинар-практикум для классных руководителей в рамках Августовской конференции "Подготовка к государственной аттестации " |
|
Ноябрь 2013 |
|
Городской практический семинар для учителей русского языка и литературы |
Август 2012 - ноябрь 2013гг. |
5 практико-ориентированных семинаров для педагогов МАОУ - Гимназии 45 по реализации инновационной деятельности |
|
\
8. Социальная результативность:
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://45.uralschool.ru
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, Управление образованием, МБУ ИМЦ Кировского района, Гуманитарный университет, УРФУ, УрГПУ