МБОУ Гимназия №45

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 45

Адрес с индексом: 620072. г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой 5А

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 2012-2016 гг.

 

1. Директор МБОУ Гимназии № 45:  Санникова Марина Юрьевна

2. тел./факс МБОУ: (343) 347-66-47

3. сайтhttp://45.uralschool.ru E mail: gymnasium45@nm.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Антропова Татьяна Сергеевна

Контактные телефоны куратора проекта: 89655386573, e-mail: tantra.79@mail.ru         

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФ,  регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта «Формирование личностной зрелости учащихся через создание модели эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ. 

6.1. Качественные характеристики

Актуальность исследования.

Социальный заказ общества (выпускников, родителей, препода­вателей ВУЗов, работодателей) системе общего среднего образования в начале нового века и тысячелетия в значительной степени отражает и новые требования к качеству подготовки учащейся молодежи к самостоятельной взрослой жизни в сложных условиях развития современного социума. Возрастает потребность в усилении соци­альных функций образования: формирование безопасных социальных моделей поведения, высокой мотивации достижений и жизненного успеха, морально-правовой ответственности и духовно-нравственных ценностных ориентации, престижности здорового образа жизни и готовности к созданию семьи и воспитанию детей, социальной и про­фессиональной активности.

Именно поэтому проблема эффективности обучения и взаимоотношений педагогов с учащимися, становится особенно актуальной. В системе образования взаимосвязь характера отношений “учитель-ученик” и качества обучения является краеугольным камнем педагогического процесса. Повысить эффективность этого взаимодействия возможно лишь через смену ролей ученика, принимающего знания и учителя, дающего знания, на личностно зрелого учащегося и мыслящего педагога (педагога тьютора и фассилитатора)

Ориентируясь на новые ФГОС, лишь 10% основных образовательных требований  к портрету выпускника (в освоении знаний) имеют отношение к интеллектуальному развитию учащегося. Остальные 90% направлены на личностное развитие в целом. Именно в этом и заключается основное противоречие  в системе образования. Учебный план ориентирован на "выдачу определенных знаний", без которых ребенок не сможет продолжить эффективное профессиональное образование. А вот требования к выпускнику ориентированы на более широкие личностные показатели.

Проблемы:

  • недостаточный уровень социальной зрелости учащихся;
  • определенные ограничения в саморазвитии и самореализации подростка, обусловленные проблемами социума;
  • снижение мотивации педагогов в самоисследование, саморефлексию и недостаточное осознание необходимости смены позиции  "дающего знания" на позицию "формирующего познавательное пространство";
  • недостаточный уровень внедрения креативных практик в образовательном процессе.

Идея изменения:

Создание модели выпускника опирается на определенные теоретико-методологические и концептуальные подходы к школьному образованию. Современная педагогика развивается по линии интеграции с другими науками и поиска интегральных критериев качества образования, которые носят надпредметный характер и отражают результаты развития, образования и воспитания в их взаимосвязи. Таким интегральным критерием качества образования выступает категория зрелости.

Зрелость как критерий качества образования в оценке его результата может быть соотнесена с такой целью, как целостное развитие растущего человека в образовательной среде, его физическое, психи­ческое, социальное развитие как индивида, личности, индивидуаль­ности и субъекта жизнедеятельности в их взаимосвязи.

Растущий человек – это человек в динамике своего возрастного роста и развития. Это Личность - "ответственно и разумно идущая вперед".

Тема исследования: «Формирование личностной зрелости учащихся через создание модели эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства»

Цель исследования: формирование личностной зрелости учащихся и построение эффективного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик», как главных факторов повышения качества обучения в условиях модернизации образования.

Объект исследования: образовательный процесс в современном лицее.

Предмет исследования: процессы формирования личностной зрелости учащихся.

Гипотеза исследования. Формирование личностной зрелости учащихся будет успешным если:

  • создать модель эффективного обучения и социального взаимодействия субъектов гимназического образовательного и развивающего пространства;
  • разработать комплекс мер по формированию личностной зрелости учащихся;
  • выявить психолого-педагогический потенциал учителя и разработать систему профессионального развития;
  • разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров.

Задачи исследования.

1. Изучить особенности личностной зрелости учащихся гимназии.

2. Разработать комплекс мер по формированию личностной зрелости учащихся на экспериментальных классах.

3. Выявить психолого-педагогический потенциал учителя и разработать систему профессионального развития.

4. Исследовать особенности взаимодействия в системе «Учитель-Ученик» и определить векторы повышения его эффективности.

5. Разработать критерии отслеживания динамики изучаемых параметров.

Концептуальные основания деятельности.

Требования у модернизации образования предполагают переход от классической системы преподавания учебных дисциплин к тьюторско-фасилитаторской модели обучения.

Роль учителя, о которой идет речь, — это тьютор и фасилитатор. Иногда понятия тьютор и фасилитатор рассматриваются как синонимы, а порой разводятся по своему значению.

Главной задачей учителя-фасилитатора является облегчение и одновременно стимулирование процесса учения, то есть умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку, атмосферу психологической поддержки.

Обучение строится следующим образом: учитель помогает сформулировать цели и задачи, стоящие перед группой учеников или перед каждым учащимся в отдельности, а далее создает свободную и непринужденную атмосферу, которая будет стимулировать учеников к решению проблем. При этом учителю важно: 1) быть самим собой, открыто выражать свои мысли и чувства; 2) демонстрировать детям полное к ним доверие и уверенность в их возможностях и способностях; 3) проявлять эмпатию, то есть понимание чувств и переживаний каждого школьника.

Согласно исследованиям при фасилитирующем стиле обучения ученики реже пропускают школу в течение учебного года, имеют более позитивную самооценку, достигают большего прогресса в обучении, у них меньше проблем с дисциплиной, меньше актов вандализма в отношении школьной собственности, для них характерен более высокий уровень мышления и творческой активности.

Тьютор в современной педагогике – это учитель-консультант и координатор. Его цель — создать образовательную среду, которая позволит ученику максимально самостоятельно получать знания и навыки, обучаясь в удобном для него режиме, в том числе в рамках урока. Система знаний выстраивается через активность детей, их деятельность, практику. Координирующая работа тьютора направлена на помощь в постановке проблемы, определении целей и задач деятельности, планировании действий по реализации, анализе результатов работы. Учитель направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, так как организаторская роль тьютора превалирует над образовательной.

Координируемая тьютором учебная деятельность школьников помогает формировать у них следующие качества: инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность, а значит личностную зрелость

Функции тьютора подобны функциям фасилитатора. С одной только оговоркой: в фасилитации акцент смещен в сторону установления благожелательной, стимулирующей учебный процесс атмосферы, в тьюторстве же больше акцентируются организационно-координирующие моменты. Вышеназванные роли учителя не вызывают у ребенка чувства страха, не унижают его достоинство, а, наоборот, воспитывают в нем креативность, свободу и ответственность, повышают рефлексивные способности и смелость — качества, которые необходимы для полноценного развития личности и формирования социальной зрелости.

Обычные формы урока должны меняться на диалоговые и нестандартные. Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, и различные научные и творческие лаборатории и сообщества.

Методы исследования: теоретические методы (анализ научной литературы, конкретизация и обобщение, систематизация и синтез, моделирование); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, социологические опросы, изучение результатов деятельности, педагогическая экспертиза, контент-анализ документации, изучение педагогического опыта, эксперимент, методы математической статистики).

Основное содержание деятельности по проекту.

  1.  Проведение мониторинга взаимоотношений в системе «Учитель - Ученик»:

- выявление мнений  об образе современного учителя  дало представления о возрастных потребностях учащихся, проблемах взаимодействия  и уровне их социальной зрелости;

- исследование представлений об образе современного ученика выявило потребности педагогов и определило необходимый вектор построения развивающей работы с учащимися в преломлении  интересов и  требований педагогов.

  1. Организация системы развивающей работы по формированию социальной зрелости учащихся посредством вовлечения их в научно-исследовательскую, творческую, проектную деятельность через организацию мероприятий психологической направленности: круглые столы, написание статей и исследовательских работ учащимися, конференция
  2. Организацияа работы экспериментальных классов, ориентированных на:

- изучение сформированности различных компетенций, определяющих развитие личностной зрелости;

- определение форм и методов работы по , развитию, профилактике и коррекции выявленных особенностей;

- изучение динамики изменений в соответствии с поставленными сроками.

Планируемый результат изменений:

  • Повышение уровня личностной зрелости учащихся на всех уровнях образования.
  • Эффективное развитие всех необходимых (соответствующих каждому возрасту) компетенций и УУД на личностном уровне.
  • Развитие мотивационного компонента на обучение и собственное развитие учащихся.
  • Воспитание личности способной принимать решения, адекватно отстаивать их и брать на себя ответственность за построение вектора своего дальнейшего пути.
  • Интеграция разнообразной учебной и внеучебной деятельности для создания максимально развивающего гимназического пространства.
  • Формирование у учащихся навыков активного взаимодействия с окружающим миром в получении знаний, построении взаимоотношений и профессиональной ориентации на всех этапах возрастного развития.

6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ:

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2012

Азарова М.С., Усольцева М.Л. "Имитационное моделирование как средство формирования здоровье сберегающей среды в МБОУ-Гимназии № 45"// «Педагогические технологии в образовательной практике Екатеринбурга» материалы XVIII открытых Педагогических чтений/ под. Ред. А.А. Симоновова, Н.А. Лопатюк. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», 2012 – 248с. (2 стр.)

 

Медведева М.С. "Формирование информационно- коммуникативных компетенций на уроках химии // УРФУ, Всероссийская конференция с международным участием «Школа –вуз: достижения и проблемы фундаментального образования»

Медведев А.Р. "Художественное творчество и педагогическая практика" //Журнал Детство, отрочество, юность

 

 

Ананьина С.Л. " Технология проектов на уроках литературы" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

Кудрявцева С.Ю. "Урок окружающего мира на тему «Рукотворная жизнь» // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок - 1 сентября"

Медведев А.Р. " "Экспозиционная среда как часть учебного процесса" //Журнал Детство, отрочество, юность

 

 

Булашов П.П. " Сопряженное психофизическое развитие младших школьников на уроках физкультуры "// Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

Сальникова И.Н. Краеведческая игра «Мой любимый город» // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок - 1 сентября"

Ушакова Н.Н. " Проектная деятельность при изучении второго иностранного языка" //Журнал Детство, отрочество, юность

 

 

Дорофеева Т. В. "Применение технологии МДО в преподавании английского языка в начальной школе"// Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

 

Фаустова Ю.Е. "Рейтинговая система оценивания на уроках физики" // УРФУ, Всероссийская конференция с международным участием «Школа –вуз: достижения и проблемы фундаментального образования»

 

 

 

 

Медведева М.С. "Применение  инновационных технологий на уроках  химии" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

Филиппова Н.А. "Использование проектной деятельности с целью формирования УУД"

Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития. Материалы III Международной научно-практической конференции. г. Чебоксары

 

 

 

Романова Л.В. " Игровые технологии на уроке русского языка" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

 

 

 

 

 

Сальникова И.Н. " Использование ТРИЗ и АРИЗ в преподавании географии как способ формирования УУД" // Сайт Управления образования Администрации г. Екатеринбурга.

Городские открытые Педагогические чтения

 

 

 

 

 

2013

Антропова Т.С. "Новые аспекты оценки качества деятельности как средство формирования здоровьесберегающей среды в МАОУ - Гимназии № 45" // Статья на сайте Управления образования г. Екатеринбурга. Педагогические чтения: Муниципальная модель оценки качества образования как модель эффективного управления школой – 2013г., 3 стр

 

 

 

 

 

 

 

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2012

 

Золотой фонд Российского образования

"Лучший образовательного учреждения - 2012"

 

2013

 

 

"Инновации в образовании"  2013

Победа в номинации «Адаптивные педагогические модели здоровьесберегающей и здоровьеформирующей

среды ОУ»

Присвоен статус Городской Инновационной площадки
 до 2015г.

 

 

7. Методическая результативность. Численность ОУ - 52 человека, педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ  - 13 человек

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

Май 2013

 

НПК «Системно-деятельностный подход в организации психологического сопровождения образовательных учреждений : от теории к практике»

Сентябрь - май 2012-13 гг.

9 районных семинаров для педагогов-психологов ОУ Кировского района (с привлечением преподавателей УРФУ)

 

Декабрь 2012

 

Семинар-практикум для классных руководителей В рамках Городских педагогических чтений "Эффективность подготовки обучающихся в условиях новых образовательных стандартов"

Август 2013

Семинар-практикум для классных руководителей в рамках Августовской конференции "Подготовка к государственной аттестации "

 

Ноябрь 2013

 

Городской практический семинар для учителей русского языка и литературы

Август 2012 - ноябрь 2013гг.

5 практико-ориентированных семинаров для педагогов МАОУ - Гимназии 45 по реализации инновационной деятельности

 

\

8. Социальная результативность:

Инновационный опыт МБОУ доступен  широкой педагогической общественности на сайте: http://45.uralschool.ru

Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, ФГАОУ ВПО РГППУ, Управление образованием, МБУ ИМЦ Кировского района, Гуманитарный университет, УРФУ, УрГПУ

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.