МБОУ гимназия №37

КАРТА

УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений  Уральского региона

Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки РФ

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №37

Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности:  01.01.2012 -  31.12.2012  гг.

 

 

1. Директор МБОУ гимназия № 37: И. В. Иконникова

2. Научные  консультанты: С. А. Иванов, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией моделирования ноосферного образования УНОЦ УрО РАО.

3. тел./факс МБОУ: 350-51-01/350-12-37

сайт http://www.gm37ekb96.jumpa.ru/       E mail: gymnasium37_2008@mail.ru

ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ Ирина Викторовна Иконникова

Контактные телефоны куратора проекта , e-mail 350-51-01/350-12-37, gymnasium37_2008@mail.ru

4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО  Министерства  образования и науки   РФрегистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года

5. Тема инновационного педагогического опыта

«Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды гимназии в интересах развития социокультурного пространства  ОУ»

6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки  РФ.

6.1. Качественные характеристики:

Актуальность исследования определена новыми  условиями  образовательной деятельности: требованиями ФГОС к условиям образования о том, что важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений является активное использование информационно-коммуникационных образовательных технологий в сфере образования.  В настоящее время существует значительное число работ, посвященных различным аспектам развития, содержания образовательных информационных сред, но в практике отсутствуют конкретные проекты, рассматривающие вопросы проектирования информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения. Вместе с тем организация педагогического процесса в условиях развития новых технологий обучения является сегодня весьма важной практически для каждого общеобразовательного учреждения. Ставятся новые задачи функционирования и развития общеобразовательных учреждений, деятельность которых должна учитывать политические, социально-экономические, культурные, образовательные цели модернизации современной школы в условиях динамичных изменений в системе образования.  Для решения этого вопроса требуется качественно новый подход, который состоит в создании информационно-образовательной среды ОУ (в нашем случае гимназии) как структурного элемента информационно-образовательного пространства в рамках проектировочной деятельности по построению информационного общества.

 Противоречия:

  • между возможностями  информационного общества для эффективного образования, здоровьесбережения, социализации учащихся, развития воспитывающего социально-культурного пространства и недостаточным уровнем информационной культуры;
  • между осознанием необходимости формирования единого информационного пространства образовательного учреждения и реальными возможностями

В связи с вышеизложенным и проведенными теоретическими исследованиями сформулирована проблема исследования, которая заключается в определении содержания модели проектирования информационно-образовательной среды гимназии в условиях развития инновационной педагогической деятельности в интересах развития социокультурного пространства гимназии.

Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленные противоречия в подходах к ее решению определили выбор темы нашего исследования - «Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды гимназии в интересах развития социокультурного пространства  ОУ».

Цель исследования - теоретическое обоснование педагогических приемов проектирования и разработки программы создания информационно-образовательной среды гимназии, обеспечивающей системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс и создающую условия для повышения его эффективности.

Объект исследования - процесс информатизации как форма реализации взаимодействия информационных потоков в процессе проектирования информационно-образовательной среды гимназии в информационном пространстве социума.

Предмет исследования — информационно-образовательная среда гимназии как объект проектирования в информационном пространстве социума.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения выступает в качестве условия формирования информационной культуры участников образовательного процесса, технического оснащения учебного и управленческого процессов, внедрения новых информационных и сетевых технологий педагогического и управленческого назначения, если: а) обеспечить взаимосвязь и взаимозависимость целей, средств и результата процесса комплексной информатизации гимназии; б) создать информационные потоки для всех участников педагогического процесса, которые обеспечат эффективное решение учебных, научных, экономических и административных задач; в) обеспечить образовательный процесс необходимыми нормативными, организационными, научно- и учебно-методическими ресурсами.

Согласно сформулированной цели работы и ее гипотезы были поставлены следующие задачи исследования.

Задачи:

  • Формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса.
  • Применение средств коммуникативно-информационных технологий в предметном обучении как  условия для самопознания и творчества личности, развития у неё разнообразных качеств мыследеятельности.
  • Организация воспитательного образовательного пространства как условия воспитания толерантности, гражданственности, трудолюбия, патриотизма, уважения к правам и свободам человека, как условия воспитания гражданина на основе общечеловеческих и базовых национальных ценностей, способного к активной социальной жизни, труду, творчеству;
  • Создание условий для овладения обучающимися содержанием образования на уровне федерального государственного образовательного стандарта и на более глубоком уровне в соответствии с образовательной программой гимназии;
  • Организация здоровьесберегающей информационно-образовательной среды и социально-культурного пространства гимназии, способствующих интеллектуальному, духовно-нравственному, эмоциональному и физическому развитию обучающихся, их самореализации, саморазвитию, самообразованию; способствующих формированию  у обучающихся этикета и культуры здорового образа жизни;
  • Интеграция учащихся в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей и развитие на этой основе социокультурной принадлежности к своей стране, Европе, мировому сообществу; развитие у обучающихся инициативности, ответственности, организаторских способностей.

Концептуальные основания деятельности: Для успешного решения задач, стоящих перед образованием в настоящее время, необходимо: 1) использовать системный подход к совершенствованию сферы общего образования на основе новых информационных и сетевых технологий в рамках перехода к информационному обществу; 2) создать банк данных программно-технического, содержательного, методического оснащения образовательного пространства для его перехода на качественно иной уровень развития - уровень компьютерных технологий, информационных телекоммуникаций; 3) создать оптимальную систему информатизации образовательного процесса, результатом которой будет высокий профессионализм педагогов, уровень знаний, умений, навыков учащихся, уровень адаптации выпускников в условиях информационного общества. Решение этих вопросов предполагает разработку теории и практики проектирования информационно-образовательной среды общеобразовательного учреждения, включающей: во-первых, создание новых, оптимизацию и совершенствование существующих объектов и связей между ними на основе применения информационно-коммуникационных технологий; во-вторых, формирование информационной культуры всех участников образовательного процесса; совершенствование управления развитием общеобразовательного учреждения. Можно предположить, что усовершенствовав среду, можно выйти на качественно другой результат, а именно: развитие социокультурного пространства гимназии в целом..Развитие социокультурного пространства гимназии на основе информационной образовательной среды направлено на создание таких условий, при которых повысится эффективность процесса образования и результат образования будет  соответствовать требованиям времени. Исходя из вышеизложенного, одной из основных проблем становится развитие единой информационно-образовательной  среды гимназии на основе использования современных информационных технологий и характеризующейся составляющими: технической, программной и методической. Необходимость развития образовательной среды школы с учетом ее внешних связей и отношений подчеркивал целый ряд современных ученых: В.Г. Бочарова, Г.Ю. Беляев, С. Доннел, С.Д. Дерябо, Э.Г. Костяшкин, Г. Кунц, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, А.В. Мудрик, Д.Ж. Маркович, М.М. Поташник, В.И.Слободчиков, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Е.П. Шастина, В.А. Ясвин. Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили концепции: формирования ноосферной цивилизации, информатизации общества как основы устойчивого развития земной цивилизации (Г.А. Бордовский, Я.А. Ваграменко, А.А. Вербицкий, Е.П. Велихов, В.А. Герасименко, В.А. Извозчиков, К.К. Колин, А.Д. Урсул); теории развития информационного общества и информатизации социальной и образовательной среды (В.Н. Афанасьев, В.П. Беспалько, С.А. Бешенков, К.К. Колин, Н.Н. Красовский, А.В. Петровский, Е.С. Полат, А.Д. Урсул, В.А. Левин); концептуальные основы проектирования (Н.И. Алексеева, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский); личностно-ориентированный подход (Б.Н. Боденко, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Д.Ж. Маркович, В.А. Сласте-нин, В.И. Слободчиков, В.Т. Фоменко, В.А. Левин); концепции о принципах и технологиях развития и функционирования педагогических систем и их научно-методического обеспечения (В.П. Беспалько, М.М. Поташник и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ философской, социологической, психологической, педагогической и методической литературы;  педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической и управленческой деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки).

Основное содержание деятельности  по проекту: Создание социокультурного пространства предполагает диагностику среды; разработку модели пространства; создание ценностно-смыслового единства субъектов воспитательного пространства через выработку педагогической концепции; дифференциацию коллективных субъектов воспитательного пространства; организацию их взаимодействия; создание условий для реализации участниками воспитательного пространства своей субъектной позиции. В рамках целевой программы на 2011-2016 годы предполагается:

  1. Разработать систему критериев, по которым можно оценить степень развития информационной среды в ОУ;
  2. Приводя информацию к единым образовательным стандартам необходимо применять единое программное обеспечение, необходим одинаковый уровень технического оснащения и подготовки кадров;
  3. Продумать программу работы по повышению мотивации педагогов к использованию информационных технологий в процессе обучения (проекты, работа в творческих, рабочих группах);
  4. Результаты повышения информационной культуры педагогов отслеживать по методическим объединениям, учитывая при этом специфику преподаваемого предмета, разнообразие применяемых технологий;
  5. Контролировать увеличение количества субъектов образовательного процесса, активно использующих ИКТ и Интернет-ресурсы в урочной и внеурочной деятельности;
  6. Для накопления опыта в области применения ИКТ педагогами  ОУ можно  предложить ведение Банка передового педагогического опыта ОУ. Вся информация будет располагаться на сервере ОУ;    
  7. Продолжить работу по созданию единой базы данных (портфолио) по дошкольникам, школьникам (разных ступеней), инвалидам, опекаемым и т. д. Вся ответственность за достоверность и актуальность сведений, размещенных в единой базе данных, ляжет на исполнителя от образовательного учреждения, разместившего информацию. Желательно, чтобы это был отдельный человек;
  8. Предложить систему методов, позволяющих сделать более эффективным функционирование информационно-методического центра в ОУ.

Единство информационно-образовательной среды обеспечит включенность всех участников образовательного процесса в единый проект через многоступенчатую систему подпроектов. Такая технология позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся, что в свою очередь приведет к повышению качества образования.   

 В рамках целевой программы «Развитие социокультурного пространства гимназии на основе здоровьесберегающей информационной образовательной среды» выделяются три главных проекта:

  1. Многоязычие как основа межкультурной коммуникации.
  2. Развитие воспитательного пространства через объединение всех участников образовательного процесса.
  3. Развитие информационной культуры участников образовательного процесса.

В рамках проекта «Многоязычие как основа межкультурной коммуникации» (отв. М. В. Дворянинова, зам. директора по иностранным языкам) выделяются следующие подпроекты:

  1. Так живут в Германии, так живут в России (отв. М. В. Дворянинова, зам. директора по иностранным языкам):  образовательные поездки, переписка с партнером средняя школа г. Бад Дюбен ФРГ, проживание в немецких семьях. Формируются знания о быте, традициях, праздниках, досуге, образовании в ФРГ, умения общаться с представителями иной культуры, эффективно развивается словарный запас.
  2. Германия. Летняя сказка. (отв. Т. Р. Редина, Е. Н. Лопатина,  учителя немецкого языка): образовательные поездки. Формирование умения адаптироваться к условиям жизни в чужой стране, повышение качества знаний за счет погружения в немецкую языковую среду, осуществление рефлексии путем создания путевого дневника.
  3. Знакомство с немецкоговорящими странами, их культурой, традициями, историей. (отв. Т. В. Блохина, учитель немецкого языка): образовательные поездки. Знакомство с Германией, Австрией, Швейцарией, Лихтенштейном, Люксембургом, расширение сферы познавательной деятельности, создание условий для самореализации и социальной адаптации средствами творческой деятельности: коллажи, фотографии, панно.
  4. Обычаи: единство в различиях. Немецкая музыкальная театральная студия. (отв. А. В. Сергина, учитель немецкого языка): изучение национальных традиций немецкого народа и углубление знаний о традициях Уральского региона, воспитание толерантности через игровую театральную деятельность, развитие кругозора, ответственности, творческих способностей, моделирование коммуникативной среды для преодоления психологического и языкового барьера.
  5. Карнавал в Кельне. (отв. Е. Л. Падаляк, учитель немецкого языка): знакомство с традициями праздников в Германии через моделирование ситуации, проведение праздника в гимназии, углубление знаний о немецкой культуре через самостоятельную деятельность.

Развитие воспитательного пространства через объединение всех участников образовательного процесса. (отв. Я. В. Бородина, зам.  директора по ВР).   В рамках данного проекта действует три подпроекта:

  1. К успеху шагаем вместе! (отв. Е. Э. Миронова, учитель начальных классов, руководитель ШМО начальных классов). В настоящей социальной ситуации семья не всегда выполняет социально обусловленные функции, осложнился процесс семейного воспитания детей. Актуальна проблема снижения воспитательного воздействия семьи, поэтому необходима систематическая и квалифицированная помощь со стороны педагога. Необходимо поднять педагогическую подготовленность родителей на качественно новый уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества. Цель данного проекта – создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и однонаправленности стремлений начальной школы и семьи в развитии личности ребенка, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала. Через систему различных совместных мероприятий (творческих, интеллектуальных, спортивных, досуговых) организовать совместную деятельность всех участников образовательного процесса, выстроить открытый диалог  с родителями,  используя различные формы, в том числе дистанционные, формировать активную педагогическую позицию родителей, привлекая их в учебно-воспитательный процесс.
  2. Ученическое самоуправление как средство включения учащегося в образовательный процесс. (отв. Я. В. Бородина, зам.  директора по ВР). Цель данного проекта – формирование гражданской позиции, воспитание навыков социального поведения учащихся. Достижение цели проекта предполагается через деятельность, путем включения каждого учащегося в жизнь Школьного государства (членство в органах самоуправления разного уровня, в общественных организациях, клубах, в культурных, творческих объединениях), участие в общегимназических мероприятиях (интеллектуальных играх, олимпиадах, фестивалях, КВНах, праздниках, конкурсах, концертах, спортивных состязаниях, ярмарках и т.п.). Критерием достижения цели будет степень активности учащегося, класса. Условием для самореализации и приобретения навыков социального поведения является организация единого воспитательного пространства гимназии. Необходимо повысить эффективность использования стендовой информации, использовать опыт работы школьной газеты по принципу сменной редакции, освоить другие формы радиовещания, кроме тематических радиолинеек.
  3. Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал. (отв. О. С. Уколова, учитель истории и обществознания).  Проект направлен на решение проблемы размывания национального сознания, на предотвращение как потери чувства патриотизма, так и проявлений крайнего национализма у подростков и молодежи. Цель проекта – воспитание сознательного патриотизма у учащихся. Задачи: пробуждение интереса к нашей малой Родине – Уралу, формирование представления об Урале как  части большой Родины – России, воспитание деятельного патриотизма, ответственности за судьбу малой и большой Родины. Через систему мероприятий (экскурсии, путешествия, НПК, видеоклуб) активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать ответственность через включение в деятельность по преобразованию малой и большой Родины.

Развитие информационной культуры участников образовательного процесса (отв. И. А. Анкудинова, зам. директора по нучно-методической работе)  является необходимым условием успешной деятельности участников проекта. В данном направлении деятельности выделяются следующие подпроекты:

  1. Совершенствование информационной среды в ОУ № 37. (отв. А. И. Сенокосов, учитель информатики). Если усовершенствовать среду, можно выйти на качественно другой результат. Необходимо предпринять ряд шагов, которыми можно управлять и которые повысят эффективность функционирования информационной среды гимназии. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Развитие и совершенствование информационно-обучающей среды ОУ является необходимым условием учебно-воспитательного процесса. Информатизация образования предоставляет большие возможности для развития и саморазвития обучающегося. Руководитель ОУ, имея в своем распоряжении такой потенциал, должен им эффективно пользоваться, управляя процессами информатизации в своем ОУ.
  2. Развитие информационной культуры в рамках программы «Одаренные дети». (отв. И. А. Анкудинова, зам. директора по нучно-методической работе). Через систему мероприятий (олимпиады, НПК, предметные недели, День науки), конкурсов и объединений (школьное научное общество), привлекая партнеров (преподавателей ВУЗов), выявлять и поддерживать одаренных детей, создавать им особые условия для саморазвития.
  3. Школа математики. (отв. Т. Т. Рохина, учитель математики). Выявление и поддержка математически одаренных детей через участие в математических кружках, клубе «Пифагор», летних математических школах, конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня.
  4. Школа – территория здоровья. (отв. А. Г. Семкин, зам. директора по ПВ). В связи нивелированием значимости собственного здоровья у школьников необходимо формировать у учащихся понимание значимости сохранения, укрепления здоровья. Создание условий для сохранения, укрепления и развития здоровья обучающихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни через систему мероприятий (спортивные состязания, Дни здоровья, система классных часов, работа школьного пресс-центра). Формирование здоровья нации начинается с формирования здоровья семьи, а оно в свою очередь начинается с заботы о собственном здоровье.

Планируемый результат изменений: Новая образовательная программа гимназии, направленная на развитие социокультурного пространства и информационно-образовательной среды.

Научная новизна состоит в том, что: будут разработаны основные составляющие педагогического проектирования информационно-образовательной среды гимназии  : методологическая (концепция информатизации, проектирования и др.), техническая (оснащение и модернизация компьютерной техники, обеспечение информационного единства и доступности баз данных), модульная (структурная модель построения информационно-образовательной среды включает уровни: внутренний - систему управления, информационный центр, информационно-образовательную среду учителя, учащегося и внешний - сайты, электронный журнал, web-pecypc гимназии). Раскрыты возможности информационно-образовательной среды гимназии как условия для развития, совершенствования учебно-методической работы, педагогического творчества и информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса на основе использования новых информационных и сетевых технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том. что будет разработан алгоритм проектирования информационно-образовательной среды гимназии, который заключается в совокупности таких видов деятельности, как: формирование социального заказа личностных запросов и потребностей для всех участников педагогического процесса; конструирование системообразующих интегрирующих факторов; моделирование информационно-образовательной среды на основе использования новых информационных и сетевых технологий. Обоснована педагогическая целесообразность реализации возможностей средств новых информационных технологий, способствующих оптимизации образовательного процесса, развитию личности обучаемого, его подготовке к активной творческой деятельности (умения работать в группе и сотрудничать, самостоятельно учиться, осуществлять поиск и обработку информации, ставить проблемы и разрабатывать проекты по решению задач, иметь способность и готовность менять профиль деятельности, постоянно повышать собственный образовательный уровень).

          6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ :

Объём и уровень  публикаций

 

Материалы НПК районного, городского и регионального уровня

Труды НПК Всероссийского и международного уровня

Статьи в региональных

изданиях

Статьи в  центральных   изданиях

2008

 

 

 

 

2009

 

 

 

 

2010

6 материалов

 

2 статьи

19

2011

8

 

1 статья

20

2012

6

 

 

 

    

Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.

 

Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности

Всероссийские конкурсы профессиональной направленности

Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования

2008

 

 

 

2009

 

 

 

2010

1.Лидер в образовании Победитель

2.Конкурс методических разработок родительских собраний «Родителям – о ФГОС нового поколения»

 

 

 

2011

1.Есть идея! Победитель интернет-голосования

1.V Всероссийский конкурс воспитательных систем образовательных учреждений Диплом победителя II степени

 

2.III Международный конкурс Panaboard мастеров по работе с интерактивной доской Диплом победителя III степени

 

 

 

 

 

7. Методическая результативность:

Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности  ИАОУ …………………………

Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.). 

 

Мероприятия  общешкольного и районного уровня

Мероприятия  муниципального, регионального и Всероссийского уровня

2010

4

2

2011

4

2

Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации: «Компьютерная грамотность» (50 человек); «Немецкий языковой диплом» (10 человек); «Содержание и технологии реализации ФГОС начального общего образования» (8 человек); «Технологии обучения в основной школе в соответствии с ФГОС ОО» (25 человек).

8. Социальная результативность: 

Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес  сайта, выпуск сборников материалов  по теме работы ОУ) http://www.gm37ekb96.jumpa.ru/ , сборник материалов «Инновационный опыт МБОУ гимназия № 37»

Сеть социального  партнерства: АПК И ПРО (г..Москва), РГППУ,  УрО РАО, ОМО «Казачий дозор», Академия танца NDF, ДЮСШ «Изумруд», филармония, ДДиЮ Кировского района, театры г. Екатеринбурга.

 

 

       

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.