РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ СОШ №134
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 134
Адрес с индексом: 620072, Екатеринбург, Комсомольская, 74
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 20012 - 2016 гг.
1. Директор МБОУ: Митюшина Вера Васильевна
2. тел./факс МБОУ: (343)374-24-53
3. сайт: http://www.134.uralschool.ru E mail: school134@mail.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Лущай Оксана Ивановна
Контактные телефоны куратора проекта:8 9058029768, e-mailokivalu@rambler.ru
Научный консультанты Заместитель директора Регионального опорного учебно-методического центра по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском Федеральном округе Митюшин Николай Васильевич
4. Статус образовательного учреждения: Член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в условиях современного мира»
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления нравственности и духовности становится проблемой сохранения нации и государства как такового. В современных условиях возникает необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности являются базовые национальные ценности, которые мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным явлениям современного мира, и именно они должны лежать в основе уклада школьной жизни и определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся.
В этих условиях разработка новой воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей, осознания себя как субъекта деятельности, от которого зависит ее результат, весьма актуальна.
Актуальность исследования основана на противоречии между необходимостью духовно-нравственного становления личности учащихся и не разработанностью соответствующей времени воспитательной программы школы, ориентированной на поиск, организацию и реализацию условий для самопознания, самовыражения, самоопределения учащимися собственных способностей.
Проблема исследования заключается в определенииединой системыдуховно-нравственного воспитания учащихся.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы исследования, а также выявленное противоречие определили выбор темы исследования:«Духовно-нравственное воспитание как основа социализации личности в условиях современного мира».
Цель исследования: создание системы духовно-нравственного воспитания учащихся, ориентированной на культурно-исторические, нравственные и патриотические ценности России.
Объект исследования – воспитательный процесс в школе.
Предмет исследования – духовно-нравственное воспитание учащихся.
Согласно сформулированной цели работы были поставлены следующие задачи исследования.
- организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций школьников, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик;
- воспитание гражданина и патриота своей Родины через изучение правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей, традиций, культурного наследия и семейных ценностей;
- развитие системы внеурочной деятельности, усиление ее воспитывающих функций;
- создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности,
- организация педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся.
Концептуальные основания деятельности.
- Создание единой системы воспитательной работы школы, основанной на культурно-исторических, нравственных и патриотических ценностях России.
- Совместная деятельность с Региональным опорным учебно-методическим центром по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском Федеральном округе.
- Вовлечение студентов УрГПУ, проходящих практику в школе, во внеклассную работу в соответствии с программой.
- Реализация одновременно нескольких подпроектов в рамках сетевого проекта «Победные дни России» - победителя очного этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучший издательский проект года» во всех классах школы.
- Включение в программу мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработанных Екатеринбургской епархией Русской православной церкви.
Риски программы:
- возможное сопротивление части педагогов;
- неизученность новых методик, сложность контроля;
- возможна низкая активность родителей и учащихся;
- отсутствие опыта работы молодых педагогов;
- большой объем работы, необходимость постоянного участия в мероприятиях проектов;
- необходимость материальных вложений для сотрудничества.
Методы исследования. Теоретический анализ социологической, психологической, педагогической и методической литературы; педагогическое моделирование; ретроспективный и интроспективный анализ собственной педагогической деятельности; диагностические методы (анкетирование участников образовательного процесса, метод самооценки).
Основное содержание деятельности по проекту. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов.
- Образовательная система «Школа-2100»;
- Общеобразовательные предметы гуманитарного цикла;
- Элективные курсы:
- «Основы религиозных культур и светской этики» (4кл.);
- «Мой выбор - жизненный успех» (9кл.);
- Нравственные основы семейной жизни» (10-11 кл.).
Новизной программы является участие школы в сетевом проекте ДДиЮ Кировского района «Шаги навстречу», который позволяет организовать внеурочную деятельность учеников начальной школы в соответствии с ФГОС. В сфере внеурочной и внеклассной работы с учащимися реализация программы также осуществляется через сетевой проект «Победные дни России», занявший 1 место на областном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации: «Лучший издательский проект года». Особенность проекта заключается в том, что он может быть реализован в течение длительного времени, поскольку, проект разработан таким образом, что мероприятия по параллелям не повторяются из года в год. Проект имеет несколько подпроектов, таких, как «Память сердца» (посвящен участникам Великой Отечественной войны), «И будет помнить вся Россия про день Бородина», «Романовские чтения».
Одним из направлений деятельности школы в соответствии с программой является постоянное взаимодействие с учебным отделом Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви и участие обучающихся в мероприятиях по духовно-нравственному воспитанию, разработанных этим отделом.
Планируемый результат изменений
- Совершенствование существующей системы воспитательной работы в школе.
- Формирование целостной образовательной среды, учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
- Постоянное взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания, школа – центр социокультурной среды.
6.2. Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
Год |
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2012 |
Материалы 1 этапа XVIIIгородских открытых педчтений |
|
|
|
2013 |
Материалы 2 этапа XVIIIгородских открытых педчтений |
|
|
|
2013 |
|
|
Материалы Региональных Екатерининских образовательных чтений |
|
2013 |
Диск с материалами проекта «Дети войны»(авторы- учащиеся 1-8 классов) |
|
|
|
2013 |
Фильм «Дети войны» (авт. Елизарьева И.А., учитель истории; Деревскова Н.С., учитель начальных классов) |
|
|
|
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
- |
- |
2012 |
- |
- |
2013 |
- |
- |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
|
|
|
2009 |
|
|
|
2010 |
|
|
|
2011 |
- |
|
|
2012 |
«Инновации в образовании» |
|
|
2013 |
городской конкурс «Есть идея!» (Елизарьева И.А. - победитель в номинации «Лучшая воспитательная идея»); |
|
|
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ – 30 ЧЕЛОВЕК.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д..
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
|
|
2009 |
|
|
2010 |
|
|
2011 |
Открытый педагогический совет в присутствии родителей и представителей епархии |
|
2013 |
Районный семинар для заместителей руководителей по воспитательной работе «Духовно-нравственное воспитание учащихся |
|
2013 |
Педагогический совет «Система работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию учащихся» |
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов) ……нет………
8. Социальная результативность
Инновационный опыт МБОУ доступен широкой педагогической общественности на сайте: http://www.134.uralschool.ru
Результаты деятельности были представлены на городском семинаре «Инновации в образовании Кировского района» и на сайте школы 134. uralschool.ru. Готовится к изданию пособие «Методические разработки мероприятий по духовно-нравственному воспитанию».
Сеть социального партнерства:
- АПК и ПРО (г.Москва)
- ФГАОУ ВПО РГППУ,
- Региональный опорный учебно-методический центр по развитию и поддержке ОБЖ в Уральском федеральном округе;
- Екатеринбургская епархия Русской Православной Церкви;
- Уральский Государственный Педагогический Университет;
- Дом Детства и Юношества Кировского района г. Екатеринбурга;
- Спортивный клуб «Виктория» Кировского района.
- ИАШ Свердловской области