Е. М. Ревенко, В. А. Сальников

Название статьи Сравнительный анализ проявлений вербальных и невербальных компонентов умственных способностей у юношей и девушек, различающихся уровнем интеллекта
Авторы Е. М. Ревенко, В. А. Сальников
В рубрике ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №2 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378:159.92.8 Индекс ББК  
Аннотация

В статье говорится, что для разработок образовательных программ и тех­но­ло­гий, наиболее адекватных разным этапам роста и взрос­ле­ния человека, требуется всестороннее изучение всех природных детерминант интеллектуального развития. Нужно учитывать индивидуальные качества каждого учащегося, играющие, безусловно, различную роль и име­ющие различную степень влияния на характер познавательной деятельности.

Авторы рассматривают различия в про­яв­ле­ни­ях интеллекта дифференцировано, по половому признаку. Выясняется, в ка­кой мере меняется соотношение вербальных и не­вер­баль­ных компонентов умственной деятельности у юно­шей и де­ву­шек в за­ви­си­мос­ти от их общего интеллектуального потенциала. В хо­де исследования, которое проводилось в Си­бир­ской государственной автомобильно-до­рож­ной академии и в ко­то­ром приняли участие студенты первого курса, было установлено, что гендерных различий в уров­не общего интеллекта нет. Однако у де­ву­шек отмечено преобладание вербальных умственных способностей. Кроме того, обнаружены следующие закономерности: у сту­ден­тов мужского пола с вы­со­ким, средним и низ­ким уровнем общего интеллекта отмечается примерно одинаковый коэффициент соотношения вербального и не­вер­баль­но­го интеллекта; среди студенток подобное равновесие отмечено лишь у об­ла­да­тель­ниц высокого интеллекта. Основной вывод статьи заключается в том, что, поскольку развитие вербальных и не­вер­баль­ных компонентов взаимообусловлено, необходим интегрированный подход к фор­ми­ро­ва­нию мыслительных способностей учащихся. Учебный материал должен быть ориентирован на стимулирование всех умственных качеств, что позволит осуществить дифференциацию обучения и даст возможность максимально раскрыть индивидуальные задатки студентов.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова общий интеллект, вербальный интеллект, невербальный интеллект, соотношение, половые различия.
Список цитируемой литературы

1. Ба­ба­ева Ю. Д., Ротова Н. А., Сабадош П. А., Бабаева Ю. Д. Де­тер­ми­нан­ты выполнения теста интеллекта в ус­ло­ви­ях ограничения времени [Электрон. ресурс] // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 25. С. 4. Режим доступа: http://psystudy.ru.

2. Ви­ног­ра­до­ва Т. В., Семенов В. В. Срав­ни­тель­ное исследование познавательных процессов у муж­чин и жен­щин: роль биологических и со­ци­аль­ных факторов // Вопр. психологии. 1993. № 2. С. 63–71.

3. Вы­гот­ский Л. С. Из­бран­ные психологические исследования. М., 1956. 518 с.

4. Дру­жи­нин В. Н. Пси­хо­ло­гия общих способностей. 3‑е изд. СПб.: Питер, 2008. 368 с.

5. Его­ро­ва М. С. Со­пос­тав­ле­ние дивергентных и кон­вер­ген­тных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и ге­не­ти­чес­кий анализ) // Вопр. психологии. 2000. № 1. С. 36–46.

6. Ере­ме­ева В. Д. Ти­пы латеральности у де­тей и нейро­фи­зи­оло­ги­чес­кие основы индивидуальной обучаемости // Вопр. психологии. 1989. № 6. С. 128–135.

7. Иль­ин Е. П. Диф­фе­рен­ци­аль­ная психофизиология мужчины и жен­щи­ны. СПб.: Питер, 2003. 544 с.

8. Ка­бар­дов М. К., Матова М. А. Меж­по­лу­шар­ная асимметрия и вер­баль­ные и не­вер­баль­ные компоненты познавательных способностей // Вопр. психологии. 1988. № 6. С. 106–115.

9. Ко­вас Ю. В., Тихомирова Т. Н., Малых С. Б. Проб­ле­ма стабильности и из­мен­чи­вос­ти общих способностей в пси­хо­ге­не­ти­ке // Вопросы психологии. 2011. № 6. С. 67–77.

10. Ко­но­ва­лов В. Ф., Отмахова Н. А. Осо­бен­нос­ти межполушарных взаимодействий при запечатлении информации // Вопр. психологии. 1984. № 4. С. 96–102.

11. Лейтес Н. С. Воз­рас­тная одаренность и ин­ди­ви­ду­аль­ные различия. М.; Воронеж, 1997. 448 с.

12. Хом­ская Е. Д. Изу­че­ние биологических основ психики с по­зи­ций нейропсихологии // Вопр. психологии. 1999. № 3. С. 27–37.

13. Хом­ская Е. Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Меж­по­лу­шар­ная асимметрия и про­из­воль­ная регуляция интеллектуальной деятельности // Вопросы психологии. 1988. № 2. С. 147–151.

14. Ясю­ко­ва Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Ам­тхауэра (IST): метод. руководство. СПб.: ИМАТОН, 2002. 80 с.

15. Bogen J. E. The other side of the brain, VII: Some educational aspects of hemispheric specialization // UCLA Educator. 1975. V. 17. P. 24–32.

16. Kumar D., Kapila A. Problem solving as a function of extraversion and masculinity // Pers. and Individ. Differences. Oxford, etc. 1987. V. 8. № 1. Р. 129–132.

17. Maccoby E. E., Jacklin С. N. The psychology of sex differences. Oxford: Oxford Univ. Press. 1975. 271 p.

18. Selkow P. Male/female differences in mathematical ability: A function of biological sex or perceived gender role? // Psychol. Rep. Missoula. 1985. V. 57. № 2. Р. 551–557.

19. Visser D. Sex differences in adolescent mathematics behavior // South. Afr. J. of Psychol. 1987. V. 17. P. 137–144.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.