А. Г. Асмолов

Название статьи Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе)
Авторы А. Г. Асмолов
В рубрике РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Год 2013 Номер журнала №8 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 37 Индекс ББК  
Аннотация

В свя­зи с вве­де­ни­ем с 1 сен­тяб­ря 2013 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» по‑преж­не­му актуальными являются размышления автора статьи (одного из разработчиков стандарта образования последнего поколения) о пер­спек­ти­вах развития начальной школы, написанные еще в 2011 г. и опуб­ли­ко­ван­ные в жур­на­ле «Образовательная политика» № 6 (56) [2] в жанре «апрельских тезисов».

Для успешности проведения реформы образования, полноценного применения нового закона и но­вых стандартов требуется донести до сознания всех заинтересованных людей суть их содержания, доказать их правомерность и поль­зу, сформировать соответствующие установки как у учи­те­лей, так и у все­го общества в це­лом. Смена установок в об­ра­зо­ва­нии, наиболее консервативной области человеческой деятельности, – труднейшая задача. Чтобы приступить к ее решению, автор выделяет «ре­пер­ные точки» понимания нового поколения стандартов. Они обозначены прежде всего относительно начальной ступени образования. Акцентируется необходимость наличия у пе­да­го­гов мотивации к обу­че­нию, постоянному обновлению и по­пол­не­нию своих знаний, что является первым и важ­нейшим условием благополучного существования и раз­ви­тия образования в но­вой системе координат. Подчеркивается, что начальная школа – важнейший этап позитивной социализации личности ребенка. Она должна стать школой понимания, диалога культур, игровой и про­ек­тив­ной дидактики, культурно-де­ятель­нос­тной педагогики вариативного образования, базовой ступенью проектирования универсальных учебных действий и фор­ми­ро­ва­ния ценностной картины мира у де­тей.

Начальная школа призвана обучить ребенка продуктивным совместным действиям с взрос­лы­ми и прод­ви­ну­ты­ми сверстниками, помочь ему справляться с ре­ше­ни­ем жизненных нестандартных задач, заложить уверенность в сво­их силах и воз­мож­нос­тях. По мнению автора, первая ступень школьного образования – это зона ближайшего развития российского общества, где слова «инновационное общество», «креативное общество» должны, наконец, перестать быть декларациями, а стать делами.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова Федеральный закон «Об образовании в РФ», начальная школа, стандарты образования.
Список цитируемой литературы

1. Ас­мо­лов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в на­чаль­ной школе: от действия – к мыс­ли / А. Г. Ас­мо­лов, Г. В. Бур­мен­ская, И. А. Во­ло­дар­ская, О. А. Ка­ра­ба­но­ва, Н. Г. Сал­ми­на, С. В. Мол­ча­нов. М.: Просвещение, 2008.

2. Ас­мо­лов А. Г. Стан­дар­ты вариативного образования в из­ме­ня­ющем­ся мире: социокультурная перспектива (апрельские тезисы о на­чаль­ной школе) // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 3–12.

3. Вы­гот­ский Л. С. Аво­дим хоину // Новый путь. 1917. № 11–12. С. 8–10.

4. Фейген­берг И. М. Учим­ся всю жизнь. М.: Смысл, 2008.

5. Цу­кер­ман Г. А., Венгер А. Л. Раз­ви­тие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и об­ра­зо­ва­ние. 2010. № 4. С. 77–90

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.