Название статьи | Вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) | ||||
Авторы | А. Г. Асмолов | ||||
В рубрике | РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В связи с введением с 1 сентября 2013 г. Федерального закона «Об образовании в РФ» по‑прежнему актуальными являются размышления автора статьи (одного из разработчиков стандарта образования последнего поколения) о перспективах развития начальной школы, написанные еще в 2011 г. и опубликованные в журнале «Образовательная политика» № 6 (56) [2] в жанре «апрельских тезисов». Для успешности проведения реформы образования, полноценного применения нового закона и новых стандартов требуется донести до сознания всех заинтересованных людей суть их содержания, доказать их правомерность и пользу, сформировать соответствующие установки как у учителей, так и у всего общества в целом. Смена установок в образовании, наиболее консервативной области человеческой деятельности, – труднейшая задача. Чтобы приступить к ее решению, автор выделяет «реперные точки» понимания нового поколения стандартов. Они обозначены прежде всего относительно начальной ступени образования. Акцентируется необходимость наличия у педагогов мотивации к обучению, постоянному обновлению и пополнению своих знаний, что является первым и важнейшим условием благополучного существования и развития образования в новой системе координат. Подчеркивается, что начальная школа – важнейший этап позитивной социализации личности ребенка. Она должна стать школой понимания, диалога культур, игровой и проективной дидактики, культурно-деятельностной педагогики вариативного образования, базовой ступенью проектирования универсальных учебных действий и формирования ценностной картины мира у детей. Начальная школа призвана обучить ребенка продуктивным совместным действиям с взрослыми и продвинутыми сверстниками, помочь ему справляться с решением жизненных нестандартных задач, заложить уверенность в своих силах и возможностях. По мнению автора, первая ступень школьного образования – это зона ближайшего развития российского общества, где слова «инновационное общество», «креативное общество» должны, наконец, перестать быть декларациями, а стать делами. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | Федеральный закон «Об образовании в РФ», начальная школа, стандарты образования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Асмолов А. Г. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия – к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов. М.: Просвещение, 2008. 2. Асмолов А. Г. Стандарты вариативного образования в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (апрельские тезисы о начальной школе) // Образовательная политика. 2011. № 6 (56). С. 3–12. 3. Выготский Л. С. Аводим хоину // Новый путь. 1917. № 11–12. С. 8–10. 4. Фейгенберг И. М. Учимся всю жизнь. М.: Смысл, 2008. 5. Цукерман Г. А., Венгер А. Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 77–90 |