Название статьи | Формирование информационно-коммуникативной компетентности в процессе организации текстовой деятельности студентов | ||||
Авторы | А. А. Мелихова | ||||
В рубрике | ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №8 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01(075.8) | Индекс ББК | ||
Аннотация | Статья посвящена проблеме формирования информационно-коммуникативной компетентности как способности к осмысленной работе с информацией, пониманию ее в личностном аспекте и применению в профессиональной деятельности. Решение данной проблемы автор статьи видит в активизации развивающего потенциала текстовой деятельности, осуществляемой в диалоге, обогащенном идеями герменевтики и смыслообразования. Информационно-коммуникативную компетентность предлагается формировать поэтапно, разыгрывая на занятиях проблемные профессионально-ориентированные ситуации (на основе знаково-контекстного подхода А. А. Вербицкого) и используя различные типы заданий: активизирующие понимание – способствующие зарождению предпонимания и личностных смыслов; содержательно-рефлексивные – направленные на постижение новых смыслов; коммуникативно-деятельностные – устанавливающие связь новых смыслов с имеющимся личностным опытом; профессионально-ориентированные – порождающие самопонимание, самопознание, стимулирующие развитие мировоззрения и появление ценностной позиции. В результате такой работы можно подготовить компетентного специалиста, обладающего широким культурным кругозором, способного свободно ориентироваться и выполнять профессиональные обязанности в условиях нового информационного общества, творчески подходить к решению сложных задач, а также эффективно осуществлять межличностное общение в условиях глобального межкультурного пространства. | ||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | информационно-коммуникативная компетентность, текст, текстовая деятельность, диалог, смысл, смыслообразование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с. 2. Белякова Е. Г. Способы активизации смыслообразования в процессе обучения // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 5. С. 8–15. 3. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в XXI век. М.: Политиздат, 1991. 411 с. 4. Вербицкий А. А. Проблемные точки реализации компетентностного подхода // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 52–60. 5. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. М.: Наука, 1984. 268 с. 6. Загвязинский В. И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6–11. 7. Закирова А. Ф. О гуманитарной специфике научно-педагогического исследования // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 12–19. 8. ФГОС ВПО по направлению бакалавр [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/. 9. Эвристическое обучение: в 5 т. Методика / под ред. А. В. Хуторского. М.: Эйдос; Институт образования человека, 2012. Т. 3. 208 с. (Инновации в обучении). 10. Drucker P. F. Managing in the next Society. New York: St. Martin's Press, 2002. 248 p. 11. Caccamise D., Snyder L. & Kintsch E. Constructivist theory and the situation model: Relevance to future assessment of reading comprehension. In C. C. Block & S. R. Parris (Eds.). Comprehension instruction: Research-based best practices. New York: Guilford, 2008. Р. 80–97. 12. Duke N. K. & Carlisle J. The development of comprehension. In M. L. Kamil, P. D. Pearson, E. B. Moje & P. P. Afflerbach (Eds.). Handbook of reading research. Vol. IV. New York: Routledge, 2011. Р. 199–228. 13. Foorman B. R. & Connor C. M. Primary grade reading. In M. L. Kamil, P. D. Pearson, E. B. Moje & P. P. Afflerbach (Eds.). Handbook of reading research: Vol. IV. New York: Routledge, 2011. Р. 136–156. 14. Snow C. E. & Sweet A. P. Reading for comprehension. In C. E. Snow & A. P. Sweet (Eds.). Rethinking reading comprehension. New York: Guilford, 2003. Р. 1–11. |