Н. К. Чапаев, А. В. Ефанов

Название статьи К вопросу о разработке «теории практики»
Авторы Н. К. Чапаев, А. В. Ефанов
В рубрике ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Год 2013 Номер журнала №2 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 377.354+378:001.891 Индекс ББК  
Аннотация

В статье произведен теоретический анализ одной из двух основных форм профессионального обучения – производственной практики, которая характеризуется как полисистемное образование и рас­смат­ри­ва­ет­ся с раз­ных позиций, в том числе как «инобытие» для обучающихся; система вхождения молодежи в «мир взрослых»; средство формирования у обу­ча­ющих­ся «деятельностной ответственности» и субъ­ек­тно­го «образа мира» и др.

В ра­бо­те преодолевается сложившийся утилитарный, односторонний подход к по­ни­ма­нию места и зна­че­ния практики, раскрывается ее роль в про­цес­се профессионального становления специалиста, показываются ее возможности профессионального развития личности обучающегося.

В хо­де исследования практики как психолого-пе­да­го­ги­чес­ко­го и об­ра­зо­ва­тель­но­го феномена осуществлена разработка теоретико-ме­то­до­ло­ги­чес­ких оснований для ее построения и про­ве­де­ния. Выводы авторов статьи содержат определенный эвристический инновационный потенциал, актуализация которого может способствовать как созданию самостоятельной теории практического обучения профессии, так и ре­ше­нию вопросов организации практико-ори­ен­ти­ро­ван­но­го обучения в про­фес­си­ональ­ных учебных заведениях.

Скачать Аннотация.pdf
Ключевые слова теория практики, «челночное движение», инобытие, вживание в про­фес­сию, профессиональная позиция, деятельностная ответственность, образ мира, профессиональное становление специалиста.
Список цитируемой литературы

1. Ату­тов П. Р. Пе­да­го­ги­ка трудового становления учащихся: избр. тр.: в 2 т. М.: Кумир, 2001.

2. Аб­дул­ли­на О. А., Загрязкина Н. Н. Пе­да­го­ги­чес­кая практика студентов: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. 141 с.

3. Ба­ты­шев С. Я. Под­го­тов­ка рабочих-про­фес­си­она­лов. Рос. акад. образования. М., 1995. 246 с.

4. Без­ру­ко­ва В. С. Но­вая парадигма педагогической практики студентов // Интеграционные процессы в пе­да­го­ги­чес­кой теории и прак­ти­ке: современные педагогические технологии: сб. науч. тр. / под ред. В. С. Без­ру­ко­вой, Н. К. Ча­па­ева. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин‑т, 1993. Вып. 4. С. 83–94.

5. Бел­кин А. С., Жукова Н. К. Ви­та­ген­ное образование. Голографический подход. Екатеринбург: УрГУ, 2001. 108 с.

6. Бе­ля­ева А. П. Ме­то­до­ло­гия и те­ория профессиональной педагогики. СПб.: Питер, 1999. 490 с.

7. Биб­лер В. С. От наукоучения – к ло­ги­ке культуры: два философских введения в двад­цать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

8. Ефа­нов А. В. Ре­мес­лен­ное образование в Рос­сии: ценности, содержание, технологии: колл. моногр. / И. П. Ве­ре­ща­ги­на, А. В. Ефа­нов, Н. К. Ча­па­ев и др.; науч. ред. Н. К. Ча­па­ев. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун‑т, 2013. 180 с.

9. Ис­то­рия философии в крат­ком изложении / пер. с чеш. И. И. Бо­гу­та. М.: Мысль. 1991. 590 с.

10. Ле­онть­ев А. Н. Фи­ло­со­фия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Ле­онть­ева, Д. А. Ле­онть­ева. М.: МГУ, 1994. 286 с.

11. Ор­лов В. И. Ме­то­ди­чес­кие основы обучения. М.: Маркетинг, 2000. 72 с.

12. Пет­ров­ский В. А. Лич­ность в пси­хо­ло­гии: парадигма субъ­ектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

13. Ру­бин­штейн С. Л. Ос­но­вы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

14. Смир­нов С. Д. Об­раз мира как предмет психологии познания // Категории, принципы и ме­то­ды психологии: сб. тез. VI Все­со­юз. съезда психологов СССР. М., 1983. Ч. 1. С. 60–62.

15. Фромм Э. Пси­хо­ана­лиз и эти­ка. М.: Республика, 1993. 415 с.

16. Шел­тен А. Вве­де­ние в про­фес­си­ональ­ную педагогику: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун‑т, 1996. 288 с.

17. Эль­ко­нин Б. Д. Пси­хо­ло­гия развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.