Название статьи | Олимпиада по инженерной графике как средство формирования творческих профессиональных компетенций студентов технического вуза | ||||
Авторы | Н. С. Бушмакина, О. Ф. Шихова | ||||
В рубрике | ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №2 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.14 | Индекс ББК | ||
Аннотация | В статье показаны возможности формирования творческих профессиональных компетенций студентов технического вуза – будущих строителей – с помощью подготовки и проведения олимпиады по инженерной графике. Сопоставляются понятия «творческие компетенции», «творческие способности» и «творческие профессиональные компетенции». Представлена структура инженерно-графической компетенции. Наиболее важные ее составляющие выявлены методом групповых экспертных оценок и положены в основу содержания олимпиадных заданий отборочного и основного туров. Для более аргументированного отбора заданий целесообразно проводить их педагогическую экспертизу, учитывающую требования Федеральных государственных образовательных стандартов и уровень подготовленности студентов бакалавриата. Охарактеризованы уровни сформированности инженерно-графической компетенции и соответствующие им знания, умения и навыки. Дан краткий анализ полученных результатов и сделан вывод о необходимости проведения дополнительной подготовительной работы со студентами, учитывающей особенности инженерно-графической подготовки в техническом вузе. | ||||
Скачать | Аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | творческие профессиональные компетенции студентов, олимпиада, метод групповых экспертных оценок, инженерно-графическая компетенция, уровни формирования инженерно-графической компетенции, критериально-ориентированный субтест, нормативно-ориентированный субтест, профессионально-ориентированные задания. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Бушмакина Н. С. О структуре инженерно-графической компетентности студентов в высшей школе // Научно-методические проблемы геометрического моделирования, компьютерной и инженерной графики в высшем профессиональном образовании. Ижевск, 2011. С. 12–14. 2. Васильева В. Н., Буторина И. В. Решение олимпиадных задач по компьютерной графике в AutoCAD // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Новосибирск, 2012. С. 76–83. 3. Вострокнутов Е. В. Формирование творческих компетенций у будущих инженеров // Теоретические и прикладные аспекты личностно профессионального развития: материалы IV Всерос. науч.-практ. конференции. Омск, 2011. С. 56–58. 4. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. № 4 (93). С. 3–15. 5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высш. образование сегодня. 2005. № 11. С. 14–20. 6. Ким В. С. Тестирование учебных достижений: моногр. Уссурийск: УГПИ, 2007. 214 с. 7. Коломиец С. М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: моногр. М.: Перо, 2010. 181 с. 8. Методы организации творческого процесса // Методы активизации творческого мышления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.remox.ru/articles/creative_ability.html. 9. Методы развития творческого мышления [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psyhoval.ru/papersmushlenie/trainmish/ musmet.html. 10. Осипов В. А. Педагогическое содействие формированию творческих способностей учащихся // Изв. Урал. гос. ун‑та. 2008. № 60. С. 168–173. 11. Попов А. И. Методологические основы и практические аспекты организации олимпиадного движения по учебным дисциплинам в вузе: моногр. Тамбов: ТГТУ, 2010. 212 с. 12. Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических вузов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0b65635b3ad78b4c53a89 421206c37.html. 13. Развитие творческих способностей. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://5ballov.qip.ru/referats/preview/91561/?kursovaya- razvitie-tvorcheskih-sposobnostey. 14. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 374–375. 15. Характеристика курса «Культурология» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dashkova.ru/teachers/bessarabova/files/ 200.doc. 16. Шихова О. Ф. Модель проектирования многоуровневых оценочных средств для диагностики компетенций студентов в техническом вузе // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2012. № 2 (91). С. 23–31. |