РГППУ приглашает принять участие в работе 12-й Всероссийской научно-практической конференции «Акмеология профессионального образования» и 20-й Всероссийской научно-практической конференции «Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании».
МБОУ Лицей №88
КАРТА
УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ члена сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона
Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - Лицей № 88
620062, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 64А
Срок действия договора о сопровождении инновационной деятельности: 02 февраля 2012 - 28 февраля 2016 гг.
1. Директор МБОУ (МАОУ): Крупкина Татьяна Алексеевна
2. тел./факс МБОУ: 8(343) 201-21-64
3. сайт: http://www.liceum88 E mail: liceum88@yandex.ru
ФИО (полностью) куратора проекта от МБОУ: Храпская Татьяна Анатольевна
Контактные телефоны куратора проекта 8-912-692-21-81, e-mail liceum88@yandex.ru
4. Статус образовательного учреждения: член сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ, регистрационный номер 232 от 28 апреля 2011 года
5. Тема инновационного педагогического опыта «Организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса »
6. Научная результативность деятельности инновационно-активного образовательного учреждения (ИАОУ) в рамках федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО Министерства образования и науки РФ.
6.1. Качественные характеристики
Актуальность исследования: школьное образование сегодня представляет самый длительный этап в развитии и образовании ребенка и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Одним из ключевых направлений инициативы «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, где сказано, что «… одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности». Развитие ОУ невозможно без внесения в его деятельность новых идей, поддержки творческой атмосферы, совершенствования управленческих основ работы с одаренными детьми.
Актуальность исследования основана на противоречиях:
- между диагностикой одаренности и отсутствием целенаправленных программ дифференцированного обучения;
- между традиционно организованной работой с одаренными детьми и необходимостью создания системы содержательного сопровождения развития одаренной личности;
- между высокими познавательными потребностями одаренных детей и отсутствием адекватного уровня подготовленности учителя.
Проблема: отсутствие разработанной, методически обоснованной и эффективно работающей управленческой стратегии, направленной на создание действующей системы работы с интеллектуально одаренными детьми на основании принципов научности, доступности, достоверности результатов.
Идея изменения: каждый талантливый ребенок уникален, и работа с ним – индивидуальная, целенаправленная деятельность, требующая искусных действий талантливого же педагога, что в условиях массовой школы обеспечить нелегко.
Тема исследования: Организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса
Цель: создание эффективных организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения интеллектуально одаренных детей.
Объект исследования - процесс обучения и развития одаренных детей в современной школе.
Предмет исследования - система психолого-педагогической работы с одаренными детьми в условиях лицея.
Гипотеза исследования: Организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения обучения и развития одаренных детей в лицее будут эффективными, если:
- детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
- создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
- выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников
- определены психолого-педагогические и дидактические основы процессов обучения и развития одаренного ребенка в лицее;
- ведущим условием развития одаренного ребенка выступает личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, реализующий индивидуально-ориентированные педагогические технологии.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
- обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- организовать целенаправленное обучение педагогических работников с целью повышения эффективности основного, дополнительного и индивидуального образования одаренного ребенка;
- обосновать целесообразность использования в работе с одаренными детьми личностно-ориентированных технологий;
- разработать систему мониторинга психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях массовой школы повышенного статуса;
- создать банк данных для сетевого информационного обмена по проблеме одаренных детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили идеи гуманистической психологии и педагогики; целостный системный подход к анализу явлений и процессов; принципы вариативности образования, единства, взаимосвязи и взаимодействия объективного и субъективного, традиционного и инновационного, логического и исторического; общая теория познания; обобщенные результаты исследований по проблемам одаренности, в том числе
возрастной (Г.Айзенк, Б.Г.Ананьев, С.Барт, Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, Н.С.Лейтес, А.И.Савенков, Б.М.Теплов, Е.Торранс, М.А.Холодная, В.Д.Шадриков, У.Эшби и др.); современные концепции личностно-ориентированного образования (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская и др.); теория организации познавательной деятельности (В.П.Беспалько, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, М.М.Махмутов, П.И.Пидкасистый, С.Л.Рубинштейн, Н.Ф.Талызина, Д.Б.Эльконин и др.); теории персонализации и развития личности (Б.Г.Ананьев, П.П.Блонский, Б.Б.Блум, Дж.Бруннер, А.В.Брушлинский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.); концепции взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания (В.Н.Гуров, Б.Д.Лихачев, И.А.Малашихина и др.).
Методы исследования:
- теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по вопросам выявления, обучения и развития одаренных детей; сравнительно-сопоставительный анализ различных образовательных систем; моделирование образовательной среды для одаренных детей
- эмпирические - анкетирование, тестирование учащихся, родителей, педагогов; педагогическое наблюдение; анализ продуктов деятельности; экспертная оценка.
Концептуальные основания деятельности:
1. Переход от традиционных форм работы с успешными детьми к инновационным методам целенаправленного и личностного развития одаренного ребенка.
2. Совершенствование управленческой квалификации руководящих и педагогических работников, организующих работу с одаренными детьми (участие в семинарах, Городских ассоциаций, районных методических объединений, МО педагогов- психологов на территории МО г.Екатеринбург).
3. Создание локальной школьной сети информационного обмена с целью активного участия всех участников образовательного процесса.
4. Расширение спектра ОУ (кроме ВУЗов и ЦОТ) по взаимосотрудничеству по проблеме ОД.
5. Разработка системы поощрительных мер для педагогических работников и одаренных детей.
Научная новизна исследования: выявляются организационно-методические условия психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях лицея массовой школы повышенного статуса, разрабатывается модель развития одаренного ребенка в условиях лицея , включающая в себя целевое, критериальное, содержательное, процессуальное и дидактико-технологическое обеспечение.
Основное содержание деятельности по проекту. Работа педагогов Лицея с одаренными детьми ведется по нескольким направлениям:
- в рамках Фестиваля « Юные интеллектуалы Среднего Урала»;
- в рамках детского научного общества «Школьная аспирантура»;
- в рамках Эстрадной студии «Креатив» - объединения творческих детей, занимающихся эстрадным вокалом и хореографией;
- в рамках совета старшеклассников – органа самоуправления ученического коллектива;
в рамках клуба «Наши права» - детского объединения, способствующего приобщению обучающихся к основам правовой культуры.
Школьная аспирантура – добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, искусства, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки научно-исследовательской, проектной и творческой деятельности под руководством педагогов и ученых.
Школьная аспирантура охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей, содержит оценку реального состояния системы работы с одаренными детьми, намечает перспективы, определяет приоритеты дальнейшего развития в области работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
В Лицее работает клуб «Наши права»
Цель клуба: приобщение обучающихся к основам правовой культуры, углубление знаний основ здорового образа жизни. Члены клуба – активные участники районного клуба социально правовых знаний при БИЦ «Кировский», городского Фестиваля «Мы за здоровый город», в конкурсах которого заняли призовые места: конкурсы кроссвордов, школьной журналистики, семейных видеофильмов, защите рефератов «Здоровье в твоих руках». Результаты 2011-12 года: пять первых мест муниципального уровня, одно – второе, два – третьих места, дипломы и благодарственные письма получили участники.
Планируемый результат изменений:
1. Создание научно-методической и нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Лицея при работе с одаренными детьми.
2. Проведение мониторинга психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка в условиях массовой школы (психологические и педагогические исследования).
3. Создание банка данных Лицея (выявить одаренных детей по различным направлениям, апробировать новые продуктивные технологии работы с одаренными детьми в условиях массовой школы, включить в работу организационные и содержательные находки при работе с одаренными детьми) для реализации сетевого информационного обмена по проблеме развития одаренных детей в образовательном пространстве г. Екатеринбурга.
4. Рост компетентности педагогов, мотивация педагогов на результат при работе с одаренными детьми. Проведение конкурса педагогического мастерства Лицея.
- Количественные показатели научной деятельности ИАОУ
Объём и уровень публикаций
|
Материалы НПК районного, городского и регионального уровня |
Труды НПК Всероссийского и международного уровня |
Статьи в региональных изданиях |
Статьи в центральных изданиях |
2008 |
2 материала (общий объем 0,3 а.л.) |
0 |
0 |
0 |
2009 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2010 |
19 |
5 |
1 |
0 |
2011 |
20 |
4 |
0 |
0 |
2012 |
9 |
2 |
0 |
0 |
2013 |
10 |
1 |
0 |
0 |
Количество защищённых и готовящихся к защите диссертационных исследований
|
Магистерские работы |
Кандидатские работы |
2012 |
1 |
0 |
2013 |
1 |
0 |
Участие ИАОУ в грантах и конкурсах.
|
Муниципальные и региональные конкурсы профессиональной направленности |
Всероссийские конкурсы профессиональной направленности |
Гранты, полученные ИАОУ в процессе работы над проблемой исследования |
2008 |
0 |
3 |
0 |
2009 |
2 |
1 |
0 |
2010 |
4 |
1 |
0 |
2011 |
3 |
2 |
0 |
2012 |
4 |
1 |
0 |
2013 |
2 |
2 |
0 |
7. Методическая результативность:
Численность ОУ и педагогических работников, включенных в модель диссеминации результатов инновационной деятельности ИАОУ - 30 педагогов.
Организация и проведение ОУ конференций, семинаров, творческих отчётов, круглых столов, консультаций, презентаций и т.д.).
|
Мероприятия общешкольного и районного уровня |
Мероприятия муниципального, регионального и Всероссийского уровня |
2008 |
Районный семинар «Презентация программы «Культура и я» |
Проведение муниципального этапа предметных олимпиад по русскому языку и литературе в рамках ЮИСУ |
2009 |
Районный семинар «Реализация программы «Имя – Россия»: опыт и терспективы» |
Проведение муниципального этапа предметных олимпиад по французскому языку в рамках ЮИСУ |
Мастер-класс учителя физики Гункевича Леонида Ивановича, победителя ПНПО - 2008, «Интенсификация образовательного процесса на основе использования информационных технологий» |
|
|
Мастер-класс педагога дополнительного образования Александровой Марины Альбертовны для педагогов-вокалистов «Знакомство с методикой Т.В.Охомуш «Чистый голос» |
- |
|
2010 |
Районный семинар «Активные формы деятельности по реализации программы «Культура и я» |
Проведение муниципального этапа предметных олимпиад по французскому языку в рамках ЮИСУ |
Методический районный семинар «Компетентность современного учителя» |
- |
|
Районный семинар – практикум «Проектная деятельность на уроках математики и естественнонаучного цикла» |
|
|
2011 |
Мастер-класс педагога дополнительного образования Александровой Марины Альбертовны для педагогов ОУ «Приёмы работы по формированию навыков певческого вибрато у творчески одаренных детей». |
Проведение муниципального этапа предметных олимпиад по французскому языку в рамках ЮИСУ |
2012 |
- (Здание Лицея находилось на реконструкции) |
|
2013 |
Августовская конференция ОУ Кировского района г.Екатеринбурга |
Проведение муниципального этапа предметных олимпиад по физике в рамках ЮИСУ |
Районный семинар для заместителей руководителей ОУ Кировского района на тему «Учебный кабинет как творческая лаборатория учителя» |
XIX городские открытые педагогические чтения «Обсуждение итогов апробации критериев и показателей МСОКО в образовательных учреждениях Кировского района» |
|
Районные соревнования по многоборью |
Финал городского конкурса «Учитель года – 2013» |
|
Районные соревнования по футболу |
Финал городского конкурса «Директор года – 2013» |
|
Районные соревнования «Веселые старты» |
|
Наличие и реализация ИАОУ собственных программ повышения квалификации (перечислить названия и число обученных педагогов)
Методическая работа с педагогами ведется в составе предметных кафедр как условие непрерывного образования учителей. За отчетный период (2008-2011 гг.) работа осуществлялась по следующим темам:
«Продуктивность педагогической деятельности»
«Роль предметных кафедр в совершенствовании педагогического мастерства»
«Формирование исследовательской культуры обучающихся»
«Требования к современному уроку»
«Интерактивные педагогические технологии»
«Компетенции и компетентность. Оценка проявления компетенции»
«Формы предъявления достижений педагогического работника»
«Работа над методической темой. Представление результатов»
«Технология проектной деятельности в учебном процессе»
«Мотивация учения»
«Способы обработки большого объема информации учеником»
В Лицее реализуется проект «Повышение профессиональной компетентности педагогов в рамках образовательного учреждения как основного ресурса роста качества образовательного процесса» (приказ директора Лицея № 562 от 01.09.2012г.)
Цель: создание условий для развития педагогического мастерства и повышение на этой основе его квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности.
Тема методической работы Лицея: культура педагогической деятельности как необходимое условие повышения качества лицейского образования в современных условиях.
Задачи:
- Внедрение в практику работы Лицея результатов научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога.
- Повышение квалификации педагогов на базе Лицея.
- Обобщение учителями собственного продуктивного педагогического опыта.
- Внедрение новых методик преподавания в целях развития познавательного интереса учащихся.
- Руководство работой методических объединений учителей.
Методическая работа Лицея строится на принципах открытости, партнерства, продуктивности.
8. Социальная результативность:
Доступность инновационного опыта ИАОУ широкой педагогической общественности (адрес сайта, выпуск сборников материалов по теме работы ОУ): Опыт работы Лицея представлен на сайте лицея http://www.liceum88
Сеть социального партнерства: АПК и ПРО (г.Москва), УрО РАО, РГППУ, УрФУ им. Б.Н.Елицина, УрГПУ, УрГЭУ-СИНХ, УрГМА, Свердловский музыкально-эстетический педагогический колледж, МУ ИМЦ Кировского района, БИЦ «Кировский», МУ Центр «Диалог», Урало-Сибирский центр ЮНЕСКО, МУ ЕДУ, ИРО Свердловской области, организации, оказывающие помощь детям, оказавшимся в СОП («Гнездышко» и др.); организации, деятельность которых направлена на профилактику социально-опасных явлений (Наркополиция, ГИБДД, ОГПН и др.)