И. Б. Шмигирилова

Название статьи Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании
Авторы И. Б. Шмигирилова
В рубрике ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 372.8:51 Индекс ББК  
Аннотация

Если в выс­шем и сред­нем профессиональном образовании на территории стран СНГ компетентностное обучение уже приобрело определенные очертания, то в школь­ном образовании оно до сих пор плохо приживается и ши­ро­ко не применяется. Вместе с тем давно назрела острая необходимость распространения в школь­ной практике компетентностного подхода, призванного помогать преодолению разрыва между отечественным и ев­ро­пейским образованием и, что еще более важно в сов­ре­мен­ном мире, формировать у де­тей и под­рос­тков способности учиться в те­че­ние всей жизни.

В статье представлены результаты анкетирования школьных педагогов, проведенного в рам­ках исследования проблем внедрения компетентностного подхода в об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учреждениях. В оп­ро­сах приняли участие педагоги как городских, так и сельских школ Казахстана различных типов, имеющие раз­ный стаж работы и ве­ду­щие различные предметы. Выявлены основные причины отрицательного отношения учителей к выс­тра­ива­нию образовательного процесса на базе компетентностной идеи. Предлагается преодолевать сложившиеся негативные стереотипы путем целесообразной интеграции традиций и ин­но­ва­ций.

Обозначен авторский взгляд на важные аспекты, которые следует учитывать при разработке инструментария для реализации компетентностного подхода в школь­ном образовании. Дано определение познавательной компетентности как личностной характеристики выпускника школы.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова компетентностный подход, компетентность, среднее образование, познавательная компетентность школьника.
Список цитируемой литературы

1. Ата­нов Г. А. Де­ятель­нос­тный подход в обу­че­нии. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с.

2. Зим­няя И. А. Клю­че­вые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в об­ра­зо­ва­нии. М., 2004. 42 с.

3. Куд­ряв­цев Т. В. Проб­лем­ное обучение – истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с.

4. Оп­ре­де­ле­ние и от­бор компетенций (DeSeCo). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.deseco.admin.ch.

5. Ос­мо­лов­ская И. М., Шалыгина И. В. О куль­ту­ро­ло­ги­чес­ком подходе к фор­ми­ро­ва­нию содержания образования // Образование и на­ука. Изв. УрО РАО. 2006. № 3 (38). С. 120–127.

6. Се­ри­ков В. В. Лич­нос­тно ориентированное образование: по­иск новой парадигмы. М., 1998. 152 с.

7. Хо­лод­ная М. А. При­ори­те­ты современного школьного образования: способность адаптироваться к со­ци­уму или интеллектуальное развитие и вос­пи­та­ние? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/2/files/3.doc.

8. Шми­ги­ри­ло­ва И. Б. Ком­пе­тен­тнос­тный подход в обу­че­нии математике: учеб. пособие. Петропавловск, 2012. 217 с.

9. Шми­ги­ри­ло­ва И. Б. Поз­на­ва­тель­ная компетентность как система требований к лич­нос­ти выпускника средней школы // Вестн. Челяб. пед. гос. ун‑та, Челябинск, 2012. № 5. С. 209–221.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.