Название статьи | Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в вузе | ||||
Авторы | Л. И. Васильев | ||||
В рубрике | ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378: 371.1: 37.015 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Перманентность ситуаций неопределенности в структуре образовательных процессов, хаотичные устремления обучаемых и другие порождающие дезорганизацию факторы актуализируют необходимость построения открытой, нелинейной системы высшего образования. Все эти явления невозможно объяснить, а еще сложнее адекватно управлять образовательным процессом, ограничиваясь только классической педагогикой и использованием ее понятий. Требуется новый понятийный аппарат, выполняющий роль инструмента по моделированию и проектированию согласованного взаимодействия субъектов образования. Таковым, по мнению автора, может стать понятийный аппарат синергетики, который к настоящему времени в целом оформился. В статье уточняются вошедшие в него категории, среди которых основной выступает самоорганизация. Под ней понимается процесс или совокупность процессов, происходящих в системе, способствующих ее самодостраиванию, самовосстановлению и самоизменению. В публикации представлены результаты исследования педагогического содержания основных понятий синергетики. Проведен сравнительный анализ сущности и структуры традиционного (линейного) и нелинейного образовательного процесса в вузе, рассмотрены такие его компоненты, как цели, содержание, формы, методы организации, средства обучения, характер и содержание деятельности преподавателей и студентов. Автор надеется, что эта работа внесет свой скромный вклад в построение модели образовательного пространства, адаптивного к изменяющимся социокультурным условиям. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | цели образования, самоорганизация студента, диссипативная система, хаос, неравновесность, случайность, кооперативное взаимодействие, стохастический процесс, бифуркация, методы и средства обучения, нелинейная организация образовательного процесса в вузе, аттрактор, самореализующийся субъект деятельности, флуктуация, фрактал, формы и методы организации образовательного процесса. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Асадуллин Р. М. Подготовка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 5–8. 2. Беспалько В. П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с. 3. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Понятие геометрии фракталов как объектов педагогики и теории научного познания // Образование и наука. 2009. № 4. С. 6–22. 4. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с. 5. Севостьянов Д. А. Реализация инверсивных отношений в инновационном образовании // Философия образования. 2003. № 6. С. 4–11. 6. Севостьянов Д. А., Чернова Е. Ю. Инверсии учебных целей в образовании // Высшее образование в России. 2010. № 4. С. 4–11. 7. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Новорсибирск: НГТУ, 2001. 74 с. 8. Урманцев Н. М. Cамоорганизация и свобода: моногр. Уфа: БГПУ, 2005, 196 с. |