Л. И. Васильев

Название статьи Сравнительный анализ сущности и структуры традиционного и нелинейного образовательного процесса в вузе
Авторы Л. И. Васильев
В рубрике ПРОБЛЕМЫ МЕТОДО­ЛОГИИ
Год 2013 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 378: 371.1: 37.015 Индекс ББК  
Аннотация

Перманентность ситуаций неопределенности в струк­ту­ре образовательных процессов, хаотичные устремления обучаемых и дру­гие порождающие дезорганизацию факторы актуализируют необходимость построения открытой, нелинейной системы высшего образования. Все эти явления невозможно объяснить, а еще сложнее адекватно управлять образовательным процессом, ограничиваясь только классической педагогикой и ис­поль­зо­ва­ни­ем ее понятий. Требуется новый понятийный аппарат, выполняющий роль инструмента по моделированию и про­ек­ти­ро­ва­нию согласованного взаимодействия субъектов образования. Таковым, по мнению автора, может стать понятийный аппарат синергетики, который к нас­то­яще­му времени в це­лом оформился. В статье уточняются вошедшие в не­го категории, среди которых основной выступает самоорганизация. Под ней понимается процесс или совокупность процессов, происходящих в сис­те­ме, способствующих ее самодостраиванию, самовосстановлению и са­мо­из­ме­не­нию.

В публикации представлены результаты исследования педагогического содержания основных понятий синергетики. Проведен сравнительный анализ сущности и струк­ту­ры традиционного (линейного) и не­ли­нейно­го образовательного процесса в ву­зе, рассмотрены такие его компоненты, как цели, содержание, формы, методы организации, средства обучения, характер и со­дер­жа­ние деятельности преподавателей и сту­ден­тов.

Автор надеется, что эта работа внесет свой скромный вклад в пос­тро­ение модели образовательного пространства, адаптивного к из­ме­ня­ющим­ся социокультурным условиям.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова цели образования, самоорганизация студента, диссипативная система, хаос, неравновесность, случайность, кооперативное взаимодействие, стохастический процесс, бифуркация, методы и сред­ства обучения, нелинейная организация образовательного процесса в ву­зе, аттрактор, самореализующийся субъект деятельности, флуктуация, фрактал, формы и ме­то­ды организации образовательного процесса.
Список цитируемой литературы

1. Аса­дул­лин Р. М. Под­го­тов­ка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 5–8.

2. Бес­паль­ко В. П. Прог­рам­ми­ро­ван­ное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. 300 с.

3. Га­пон­це­ва М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. По­ня­тие геометрии фракталов как объектов педагогики и те­ории научного познания // Образование и на­ука. 2009. № 4. С. 6–22.

4. Лед­нев В. С. Со­дер­жа­ние образования. М.: Высшая школа, 1989. 360 с.

5. Се­вость­янов Д. А. Ре­али­за­ция инверсивных отношений в ин­но­ва­ци­он­ном образовании // Философия образования. 2003. № 6. С. 4–11.

6. Се­вость­янов Д. А., Чернова Е. Ю. Ин­вер­сии учебных целей в об­ра­зо­ва­нии // Высшее образование в Рос­сии. 2010. № 4. С. 4–11.

7. Скок Г. Б., Лыгина Н. И. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Новорсибирск: НГТУ, 2001. 74 с.

8. Ур­ман­цев Н. М. Cамоорганизация и сво­бо­да: моногр. Уфа: БГПУ, 2005, 196 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.