Название статьи | Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды | ||||
Авторы | О. А. Селиванова | ||||
В рубрике | СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 376.5 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье поднимается проблема социальной безопасности, которая становится особенно острой в связи с вступлением человечества в «эру неизвестности». Акцентируется необходимость разработки общей теории социальной безопасности, отвечающей вызовам времени, поиск ее концепций и моделей, которые должны быть конкретизированы относительно различных аспектов процесса социализации личности и уровней реального воплощения – федерального, регионального, муниципального и т. д. Перспективным направлением исследований возможностей создания безопасной среды обитания автор считает актуализацию психолого-педагогическими средствами жизненного опыта несовершеннолетних. Социально-психологическое функционирование личности показано как разноуровневое соотношение внутренних и внешних ресурсов, используемых для решения сложных ситуаций. Своевременная мобилизация внутренних ресурсов (свойств личности) ребенка, обучение разумному использованию внешних источников преодоления проблем, формирование у подрастающего поколения безопасного для себя и окружающих стиля поведения могут существенно повысить качество жизни в современном социальном пространстве. Наряду с рисками нового информационного пространства, которые не могут не оказывать влияния на сознание молодежи, указаны и охарактеризованы такие потенциально опасные социальные тенденции, как деинституциализация существующих социальных институтов, увеличивающаяся инфантилизация условий социального воспитания, пассивность субъектов социального взаимодействия в потенциально небезопасных ситуациях, деформация культурно-исторических каналов, девальвация идеи коллективизма. В заключение автор подчеркивает, что государство и сфера образования обязаны создавать условия для выработки и закрепления у детей и подростков индивидуальных знаний о безопасном поведении и навыков такого поведения в реальных ситуациях, в противном случае невозможно говорить о полноценных позитивных перспективах современного общества. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | жизненный опыт, актуализация жизненного опыта, безопасная среда, источники, социально-психологическое функционирование личности, несовершеннолетний. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Антипьев А. Г. Условия и факторы социальной безопасности человека в Российском социуме // Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 29–30 сент. 2009 г. / под общ. ред. З. П. Замараевой, М. И. Григорьевой. Пермь: Перм. гос. ун‑т, 2009. С. 14–20. 2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века / под ред. Б. Л. Иноземцева. М., 2004. 3. Кузнецов В. Н. Социология безопасности: учеб. пособие. М., 2007. 4. Пугачева Е. Г., Соловьенко К. Н. Самоорганизация социально-экономических систем: учеб. пособие. Иркутск, 2003. 5. Селиванова О. А. Основные причины отклонений в поведении несовершеннолетних // Социальная педагогика: учеб. / под общ. ред. В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. М., 2012. С. 238–244. 6. Ямбург Е. А. Школа и ее окрестности. М., 2011. |