О. А. Селиванова

Название статьи Роль актуализации жизненного опыта несовершеннолетних в создании безопасной социальной среды
Авторы О. А. Селиванова
В рубрике СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Год  2013 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 376.5 Индекс ББК  
Аннотация

В статье поднимается проблема социальной безопасности, которая становится особенно острой в свя­зи с вступ­ле­ни­ем человечества в «эру неизвестности». Акцентируется необходимость разработки общей теории социальной безопасности, отвечающей вызовам времени, поиск ее концепций и мо­де­лей, которые должны быть конкретизированы относительно различных аспектов процесса социализации личности и уров­ней реального воплощения – федерального, регионального, муниципального и т. д. Перспективным направлением исследований возможностей создания без­опасной среды обитания автор считает актуализацию психолого-пе­да­го­ги­чес­ки­ми средствами жизненного опыта несовершеннолетних.

Социально-пси­хо­ло­ги­чес­кое функционирование личности показано как разноуровневое соотношение внутренних и внеш­них ресурсов, используемых для решения сложных ситуаций. Своевременная мобилизация внутренних ресурсов (свойств личности) ребенка, обучение разумному использованию внешних источников преодоления проблем, формирование у под­рас­та­юще­го поколения безопасного для себя и ок­ру­жа­ющих стиля поведения могут существенно повысить качество жизни в сов­ре­мен­ном социальном пространстве. Наряду с рис­ка­ми нового информационного пространства, которые не могут не оказывать влияния на сознание молодежи, указаны и оха­рак­те­ри­зо­ва­ны такие потенциально опасные социальные тенденции, как деинституциализация существующих социальных институтов, увеличивающаяся инфантилизация условий социального воспитания, пассивность субъектов социального взаимодействия в по­тен­ци­аль­но небезопасных ситуациях, деформация культурно-ис­то­ри­чес­ких каналов, девальвация идеи коллективизма.

В зак­лю­че­ние автор подчеркивает, что государство и сфе­ра образования обязаны создавать условия для выработки и зак­реп­ле­ния у де­тей и под­рос­тков индивидуальных знаний о бе­зо­пас­ном поведении и на­вы­ков такого поведения в ре­аль­ных ситуациях, в про­тив­ном случае невозможно говорить о пол­но­цен­ных позитивных перспективах современного общества.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова жизненный опыт, актуализация жизненного опыта, безопасная среда, источники, социально-пси­хо­ло­ги­чес­кое функционирование личности, несовершеннолетний.
Список цитируемой литературы

1. Ан­типь­ев А. Г. Ус­ло­вия и фак­то­ры социальной безопасности человека в Рос­сийском социуме // Социальная безопасность и за­щи­та человека в ус­ло­ви­ях новой общественной реальности: системные междисциплинарные исследования: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с меж­ду­нар. участием, Пермь, 29–30 сен­т. 2009 г. / под общ. ред. З. П. За­ма­ра­евой, М. И. Гри­горь­евой. Пермь: Перм. гос. ун‑т, 2009. С. 14–20.

2. Вал­лер­стайн И. Ко­нец знакомого мира: социология XXI ве­ка / под ред. Б. Л. Ино­зем­це­ва. М., 2004.

3. Куз­не­цов В. Н. Со­ци­оло­гия безопасности: учеб. пособие. М., 2007.

4. Пу­га­че­ва Е. Г., Соловьенко К. Н. Са­мо­ор­га­ни­за­ция социально-эко­но­ми­чес­ких систем: учеб. пособие. Иркутск, 2003.

5. Се­ли­ва­но­ва О. А. Ос­нов­ные причины отклонений в по­ве­де­нии несовершеннолетних // Социальная педагогика: учеб. / под общ. ред. В. И. Заг­вя­зин­ско­го, О. А. Се­ли­ва­но­вой. М., 2012. С. 238–244.

6. Ям­бург Е. А. Шко­ла и ее окрестности. М., 2011.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.