Название статьи | Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно‑образовательной сети | ||||
Авторы | Н. Н. Давыдова | ||||
В рубрике | Сетевое взаимодействие в образовании | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 37.01 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена вопросам деятельности научно-образовательной сети, под которой понимается динамичное множество взаимосвязанных агентов – научных, образовательных, социальных, культурных учреждений (их подразделений, творческих коллективов), а также элементов инновационной инфраструктуры и заинтересованных в развитии системы образования промышленных предприятий. Сеть функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты в сфере образования на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формирования внутреннего информационного пространства, что приводит в итоге к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности в сфере образования и увеличению экстернального (внешнего) эффекта. Рассмотрена сущность системно-синергетического подхода в управлении образовательными системами. Представлен опыт работы научно-образовательной сети инновационно-активных образовательных учреждений Уральского региона. Описан перевод образовательных учреждений в режим саморазвития на принципах открытости и многообразия. Ключевыми характеристиками сетевого взаимодействия в данном случае являются расширяющееся информационно-образовательное пространство, позволяющее описать многообразие горизонтальных и вертикальных взаимодействий в сети; информация, раскрывающая содержание этих взаимодействий; время, показывающее логику развития сетевых отношений. Основным результатом реализации инновационных образовательных проектов в рамках сети становится инновационное поведение, способность педагогических коллективов эффективно действовать в ситуации неопределенности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | антропосинергизм, саморазвитие и самоорганизация образовательной системы, системно-синергетический подход, научно-образовательная сеть. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Давыдова Н. Н., Суслов А. А. Управление развитием научно-образовательной сети УрО РАО // Университет. управление: практика и анализ. 2011. № 5. С. 39–44. 2. Куган Б. А., Сериков Г. Н. Управление образовательной системой: взаимодействие субъектов регионального и муниципального уровня. М.: Владос, 2002. 3. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы сетевых сообществ в помощь учителю [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.soobshestva.ru/wiki/SozdanieProfessional%5C’nogoSetevogoSoobshhestva? v=1dh. 4. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997. 5. Третьяков П. И., Митин С. Н., Бояринцева Н. Н. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. П. И. Третьякова. М.: Академия, 2003, С. 89–102. 6. Ушинский К. Д. Собр. соч.: в 10 т. Т. I: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М., 1950. С. 112. 7. Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами. М.: Академия, 2006. С. 43–54. 8. Brown J. S. and Adler R. P. Minds on fire: Open education, the long tail and Learning 2.0, 2008 Educause Review 43 (1). Р. 16–32 [Electron. resource]. URL: http://connect.educause.edu/Library/ EDUCAUSE+Review/MindsonFireOpenEducationt/45823 (accessed May 27, 2008). 9. Churchill E., Girgesohn A., Nelson Lee, Lee Alison. Building Digital and Physical Spaces for Ubiquitous Community Participation // Communications of the ACM. 2004. Vol. 47, № 2. Р. 39–44. 10. Dysthe О. Web-mediated discussions from a learning perspective 27th annual Congress of the Nordic Society for Educational Research (NFPF). 1999. 11. Goodwin M. Nine Principles for Making Virtual Communities Work. Wired 1994. 2.06 (June). Р. 72–73. 12. Haythornthwaite C. Building Social Networks Via Computer Networks: Creating and Sustaining Distributed Learning Communities // Building Virtual Communities: learning and change in cyberspace / edited by K. Ann Renninger, Wesley Shumar, Cambridge University Press, 2002. Р. 159–190. 13. Murphy E., Laferriere T. Virtual communities for professional development: Helping teachers map the territory in landscapes without bearings [Electron. resource] // Alberta Journal of Educational Research. 2003. Vol. XLIX. № 1. Р. 71–83. URL: http://www.ucs.mun.ca/~emurphy/ajeronline.html. 14. Nelson T. N. As we will think in Online. Proceedings of the International Conference on Online Interactive Computing. Uxbridge, UK: Online Computer Systems Ltd. 1983. Р. 439–454. 15. Wallace P. The psychology of the Internet // Cambridge University Press, 1999. |