Название статьи | Проблемы реализации компетентностного подхода в школьном образовании | ||||
Авторы | И. Б. Шмигирилова | ||||
В рубрике | ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 372.8:51 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Если в высшем и среднем профессиональном образовании на территории стран СНГ компетентностное обучение уже приобрело определенные очертания, то в школьном образовании оно до сих пор плохо приживается и широко не применяется. Вместе с тем давно назрела острая необходимость распространения в школьной практике компетентностного подхода, призванного помогать преодолению разрыва между отечественным и европейским образованием и, что еще более важно в современном мире, формировать у детей и подростков способности учиться в течение всей жизни. В статье представлены результаты анкетирования школьных педагогов, проведенного в рамках исследования проблем внедрения компетентностного подхода в общеобразовательных учреждениях. В опросах приняли участие педагоги как городских, так и сельских школ Казахстана различных типов, имеющие разный стаж работы и ведущие различные предметы. Выявлены основные причины отрицательного отношения учителей к выстраиванию образовательного процесса на базе компетентностной идеи. Предлагается преодолевать сложившиеся негативные стереотипы путем целесообразной интеграции традиций и инноваций. Обозначен авторский взгляд на важные аспекты, которые следует учитывать при разработке инструментария для реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Дано определение познавательной компетентности как личностной характеристики выпускника школы. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | компетентностный подход, компетентность, среднее образование, познавательная компетентность школьника. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Атанов Г. А. Деятельностный подход в обучении. Донецк: ЕАИ-пресс, 2001. 160 с. 2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 42 с. 3. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. М.: Знание, 1991. 80 с. 4. Определение и отбор компетенций (DeSeCo). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.deseco.admin.ch. 5. Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2006. № 3 (38). С. 120–127. 6. Сериков В. В. Личностно ориентированное образование: поиск новой парадигмы. М., 1998. 152 с. 7. Холодная М. А. Приоритеты современного школьного образования: способность адаптироваться к социуму или интеллектуальное развитие и воспитание? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/lections/2/files/3.doc. 8. Шмигирилова И. Б. Компетентностный подход в обучении математике: учеб. пособие. Петропавловск, 2012. 217 с. 9. Шмигирилова И. Б. Познавательная компетентность как система требований к личности выпускника средней школы // Вестн. Челяб. пед. гос. ун‑та, Челябинск, 2012. № 5. С. 209–221. |