Т. В. Надолинская

Название статьи Игра в контексте истории философии, культуры и педагогики
Авторы Т. В. Надолинская
В рубрике ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК  УДК 373.167.1:78 Индекс ББК   
Аннотация

В статье показаны различные представления о фе­но­ме­не игры. На основе ретроспективного анализа представлены точки зрения философов, деятелей культуры и пе­да­го­гов разных эпох, продемонстрирована связь появления игр и их эволюции с из­ме­не­ни­ем мифологии, религиозных и свет­ских традиций, обычаев и об­ря­дов. Описаны взгляды периода античности: Платон, Аристотель, Гераклит и др. рассматривали игру с по­ли­ти­чес­кой, культурологической и со­ци­аль­ной точек зрения и вы­со­ко ценили ее воспитательное, этическое и эс­те­ти­чес­кое значение. Уделяется внимание критической и про­ти­во­ре­чи­вой позиции церкви в от­но­ше­нии игр в пе­ри­од Средневековья. Обобщаются суждения педагогов и мыс­ли­те­лей эпохи Возрождения и Прос­ве­ще­ния, раскрывших универсальный характер игры, ее многостороннее влияние на становление личности обучающихся.

Философские, культурологические и пе­да­го­ги­чес­кие концепции игры, возникшие в раз­ные периоды развития цивилизации, свидетельствуют о том, что она может служить в об­ра­зо­ва­тель­ном процессе своеобразным творческим корреспондентом, мощным каналом приобщения к зна­ни­ям, практическому опыту, труду, мыслительной деятельности. Игра представляет собой условную модель окружающего мира. Но, чтобы эта модель действительно работала на благо и в пол­ную силу, преподаватель должен обладать компетентностью в об­лас­ти игрового моделирования, быть мотивационно готов к со­вер­шен­ство­ва­нию владения игровыми технологиями, иметь навыки игрового взаимодействия, режиссирования и ор­га­ни­за­ции игровой среды. Тогда, как считает автор, игра превратится в один из ведущих факторов формирования индивидуальности, станет незаменимым инструментом гармоничного развития учащихся разного возраста.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова игра, культура, философ, педагог, эпоха, ребенок.
Список цитируемой литературы

1. Арис­то­тель. Соч.: в 4 т. Т. 1 / ред. В. Ф. Ас­мус. М., 1976; Т. 2 / ред. З. Н. Ми­ке­лад­зе. М., 1978.

2. Бах­тин М. М. Твор­че­ство Франсуа Рабле и на­род­ная культура средневековья и Ре­нес­сан­са. 2‑е изд. М., 1990.

3. Дем­ков М. В. Ис­то­рия западно-ев­ро­пейской педагогики. М., 1912.

4. Кидд Б. Со­ци­аль­ная революция: пер. с англ. СПб., 1897.

5. Ко­лоц­ца Д. А. Дет­ские игры, их психологическое и пе­да­го­ги­чес­кое значение: пер. с итал. / под ред. Н. Д. Ви­ног­ра­до­ва и А. Гром­бах. М., 1911.

6. Кра­тох­вил М. В. Жизнь Яна Амоса Коменского: кн. для учителя: пер. с чеш. М., 1991.

7. Ло­сев А. Ф. Фи­ло­со­фия. Мифология. Культура. М., 1991.

8. Локк Д. Мыс­ли о вос­пи­та­нии / пер. с англ. П. Вейнбер­га. СПб., 1890.

9. Ма­те­ри­алис­ты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпи­ку­ра / ред. М. А. Дын­ни­ка. М., 1955. С. 30–46.

10. На­до­лин­ская Т. В. Под­го­тов­ка будущих педагогов к иг­ро­во­му моделированию интегративных уроков музыки в на­чаль­ной школе: моногр. Ростов н/Д, 2006.

11. Пла­тон. Собр. соч. в 4 т. Т. 3 / общ. ред. А. Ф. Ло­се­ва. М., 1994; Т. 4 / общ. ред. А. Ф. Ло­се­ва. М., 1994.

12. Раб­ле и Мон­тень. Мысли о вос­пи­та­нии и обу­че­нии: избранные места из «Гаргантюа и Пан­таг­рю­эль» и «Опытов «Монтеня» / пер. с франц. В. Смир­но­ва. М., 1896.

13. Та­хо-Го­ди А. А. Жизнь как сценическая игра в пред­став­ле­ни­ях древних греков // Искусство слова: сб. статей / отв. ред. К. В. Пи­га­рев. М., 1973. С. 306–314.

14. Ха­ру­зи­на В. Об участии детей в ре­ли­ги­оз­но-об­ря­до­вой жизни // Этнографическое общество. 1911. I. Кн. LXXXVIII.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.