П. А. Стариков

Название статьи Методика комплексного анализа смысловых ассоциаций в изучении «креативного этоса» современной студенческой молодежи
Авторы П. А. Стариков
В рубрике СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Год 2013 Номер журнала №7 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК УДК 316.74 Индекс ББК  
Аннотация

В статье представлены результаты социологического исследования представлений современной учащейся молодежи о твор­че­стве. Исследование, основными методами которого стали анкетный опрос и тес­ти­ро­ва­ние, проводилось в те­че­ние нескольких лет (2007–2011 гг.) в Си­бир­ском федеральном университете и в це­лом охватило 1200 сту­ден­тов, получающих высшее образование по различным (естественнонаучному, гуманитарному, техническому) направлениям.

С целью выявления латентных групп значений, вкладываемых в по­ня­тие «творчество», применялся метод комплексного анализа смысловых ассоциаций. Спектр общих для всех студентов мнений демонстрирует очевидную тенденцию гуманизации представлений о твор­че­стве – т. е. формирование взгляда на творчество как на совершенный модус человеческого бытия, что в об­щем виде совпадает с вы­во­да­ми многих ученых, в час­тнос­ти К. Род­жер­са, А. Мас­лоу и др. У сту­ден­чес­кой молодежи творчество ассоциируется прежде всего с удо­воль­стви­ем, саморазвитием, самовыражением, вдохновением, импровизацией, спонтанностью и об­ра­зу­ет в по­ни­ма­нии учащихся определенный смысловой комплекс, центром которого являются такие характеристики, как добро, обилие энергии, целостность, здоровье, свобода и не­за­ви­си­мость, саморазвитие и ду­хов­ность.

Полученные данные показывают особую важность опыта вдохновения в пе­да­го­ги­ке творческой деятельности. Результаты исследования и про­дол­же­ние регулярного мониторинга реальных потребностей студентов в раз­ви­тии навыков креативности помогут оптимизировать процесс обучения творчеству. Автор убежден в не­об­хо­ди­мос­ти разработки на основе широкого интегрального подхода (учитывающего социальные, философские, психологические, психо- и со­ци­отех­ни­чес­кие аспекты) и внед­ре­ния в об­ра­зо­ва­тель­ный процесс специальных курсов, формирующих твор­ческую компетентность учащихся.

Скачать аннотация.pdf
Ключевые слова студенты, творчество, ассоциации, вдохновение.
Список цитируемой литературы

1. Гра­нов­ская Р. М. Твор­че­ство и кон­фликт в зер­ка­ле психологии. СПб.: Речь. 2006. 416 с.

2. Мас­лоу А. Пси­хо­ло­гия бытия. М.: Ваклер, 1997. 300 с.

3. Род­жерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / общ. ред. и пре­дисл. Е. И. Исе­ни­ной. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.

4. Фло­ри­да Р. Кре­атив­ный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI. 2007. 421 с.

5. Чик­сен­тми­хайи М. В по­ис­ках потока. Психология включенности в пов­сед­нев­ность. М.: Альпина нон‑фикшн, 2012. 194 с.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.