Название статьи | Развитие концептуальных подходов к стандартизации в профессиональном образовании | ||||
Авторы | В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина | ||||
В рубрике | РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ | ||||
Год | 2013 | Номер журнала | №7 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 377+378 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье анализируется одно из ключевых понятий современного профессионального образования – образовательный стандарт. Рассматривается его взаимосвязь с национальной системой квалификаций и профессиональными стандартами. Описываются причины изменений в концептуальных подходах к стандартизации и предлагаются возможные пути ее развития в целях обеспечения качества профессионального образования. Диверсификация и мобильность современных квалификаций, быстрая смена технологий меняют содержание образования, оно становится пластичным и изменчивым; формируется иная культура обретения знаний и специальности, основанная на результатах и подразумевающая разделение ответственности между участниками образовательного процесса при разработке вариативных, гибких образовательных программ и управлении ими на основании общих правил. Общемировой тенденцией последних лет является распространение стандартов, регламентирующих качество обучения и ориентированных на его результат «на выходе». Именно таким должен стать разрабатываемый в настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт профессионального образования четвертого поколения (ФГОС ПО‑4). Авторы статьи показывают структуру будущего стандарта и выделяют этапы его внедрения. Демонстрируется также механизм создания нормативно-правового обеспечения профессионального образования. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, квалификация, результаты обучения, национальная система квалификаций, качество профессионального образования. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Берган С. Квалификации – осмысление понятия. М.: АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2013. 373 с. 2. Блинов В. И. Концептуальные основы разработки федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. М.: ФИРО, 2007. С. 23–24. 3. Днепров Э. Д. Каким должен быть образовательный стандарт. М., 2002. 176 с. 4. Перспективы развития системы классификации в образовании Российской Федерации: материалы семинара, 9 апреля 2013 года – сайт ФГАУ «ФИРО» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.firo.ru/?p=8332. 5. План разработки профессиональных стандартов на 2012–2015 годы: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р. 6. Предложение по разработке Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП) [Электрон. ресурс] / ФИРО. М.: 2008. 41 с.. Режим доступа: http://portal.tpu.ru:7777/ departaments/head/methodic/base/Tab1/okop_2008.doc. 7. О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов: постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23. 8. Сазонов Б. А. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса как вектор инновационного развития российских университетов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 21–32. |