Название статьи | Опыт разработки отраслевой рамки квалификаций лесного хозяйства России в рамках международного проекта Tempus SUFAREL[1] | ||||
Авторы | Э. А. Курбанов, О. Н. Воробьев | ||||
В рубрике | Международное сотрудничество в интересах интернационализации высшего образования | ||||
Год | Номер журнала | №5 | Страницы | 93 | |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 378.014+630 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
В статье описывается, как на основе зарубежного опыта происходили подготовка и создание российской отраслевой рамки квалификаций лесного хозяйства. Ее разработка осуществлялась согласно проекту Темпус (Tempus SUFAREL), который реализовывался консорциумом российских и европейских вузов и организаций. Необходимость внедрения в производственную и образовательную сферы более эффективных методов оценки и регулирования профессиональных квалификаций вызвана увеличивающейся во всем мире значимостью человеческих ресурсов в решении социально-экономических проблем современного общества. Данные оценка и регулирование должны производиться с помощью адекватных сфере деятельности дескрипторов, которые сейчас принято представлять в виде компетенций, востребованных работодателями. В публикации излагаются результаты анализа формирования профессиональных компетенций в университетах стран ЕС, содержания дескрипторов различных национальных рамок квалификаций, особенностей образования специалистов лесной отрасли и требований к ним в разных государствах. Итоги этого анализа и были положены в основу проекта российской рамки квалификаций лесного хозяйства, которая подобно общей национальной рамке (тоже пока существующей лишь в проекте) включает три основных дескриптора – широту полномочий и ответственность, характер умений и характер знаний. Авторы надеются, что разработанная отраслевая рамка квалификаций будет способствовать дальнейшему развитию существующей системы квалификаций, обеспечит эффективное использование кадров и их опережающую подготовку, поможет формировать стратегию рынка труда, а будущим специалистам – планировать различные траектории образования и повышения квалификации. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | рамка квалификаций, профессиональные компетенции, дескрипторы, проект Темпус, лесное образование. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Блинов В. И. и др. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. Москва, 2012. 2. Коулз М., Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Национальная система квалификаций. Обеспечение спроса и предложения квалификаций на рынке труда. Москва: РИО ТК им. А. Н. Коняева, 2009. 115 с. 3. Курбанов Э. А. Европейский опыт создания системы компетенций и квалификаций в лесном деле // Вестник ПГТУ. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. Сер.: Лес. Экология. Природопользование. 2012. № 2. С. 92–94. 4. Курбанов Э. А., Воробьев О. Н. Высшее лесное образование и сертификация квалификаций во Франции // Материалы международного семинара проекта Темпус SUFAREL «Рамка квалификаций и непрерывное обучение для устойчивого лесопользования» [Электрон. ресурс]. Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. С. 8−17. Режим доступа: URL: http://sufarel.marstu.net/eng/files/Proccedings%20SUFAREL%202.pdf. 5. Муравьева А. А., Коулз М., Олейникова О. Н. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 160 с. 6. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (проект) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru/?page_id=328. 7. Проект SUFAREL TEMPUS [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sufarel.marstu.net/rus/main_rus.html.
[1] Статья подготовлена по проекту SUFAREL № 516796-TEMPUS-1–2011–1-FI-TEMPUS-JPHES «Рамка квалификаций и непрерывное обучение для устойчивого лесопользования». Содержание публикации является предметом ответственности авторов и не обязательно отражает точку зрения Европейской Комиссии. |