Название статьи | Объектно-ориентированный подход к определению релевантности информационно-технологического образования спросу на рынке ИТ‑специалистов | ||||
Авторы | М. Г. Мамедова, Ф. Р. Мамедзаде | ||||
В рубрике | Международное сотрудничество в интересах интернационализации высшего образования | ||||
Год | 2014 | Номер журнала | №5 | Страницы | 54 |
Тип статьи | Индекс УДК | УДК 004.3.06 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Статья посвящена проблемам профессионального образования в сфере информационных технологий. Основное внимание авторов сосредоточено на вопросах приведения системы подготовки кадров в соответствие с требованиями работодателей. На основе объективно-ориентированного анализа показаны причины как количественного, так и качественного дисбаланса рынка ИТ-специалистов и рынка образовательных услуг в области информационных технологий. Описаны проблемы профильного ИТ‑образования в Азербайджане и специфические особенности рынка ИТ‑специалистов в этой стране. В качестве инструмента согласования спроса и предложения на рынках труда и образования указывается модель профессиональных компетенций, учитывающая реальные требования ИТ‑отрасли к специалистам. Перечислены меры, которые будут способствовать, с точки зрения авторов, интенсивному развитию сектора информационных технологий в Азербайджане. В частности, предлагается создать инновационные научно-образовательные центры, где будет осуществляться краткосрочная подготовка и переподготовка специалистов; разработать законодательные и институциональные рамки для взаимодействия ИТ‑индустрии и профильных вузов; подготовить совместно с представителями ИТ‑сообщества новые профессиональные и образовательные стандарты; увеличить прием на ИТ‑специальности. |
||||
Скачать | аннотация.pdf | ||||
Ключевые слова | рынок ИТ‑специалистов, рынок образовательных услуг, объектно-ориентированный подход, спрос и предложение, модель компетенций. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Белова Л. Г., Стриженко А. А. Информационное общество: трансформация экономических отношений в мировой экономике: монография. Барнаул: Азбука, 2007. 387 с. 2. Гаськов В. М. Проблемы анализа спроса и предложения в образовании и обучении // Профессионально-техническое образование и образование для устойчивого развития: материалы Международной конференции, Минск, 14–16 мая 2009 г. Минск. С. 26–29. 3. Иншаков Д., Иншакова А. ИТ-персонал: оценка, мотивация и развитие [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.trade-key.ru/index.php/pr-it. 4. Лайн М. Спенсер, Сайн М. Спенсер. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. HiPPo, 2005. 5. Мамедзаде Ф. Р. Формирование спроса и предложения на ИТ-специалистов на основе модели компетенций // Проблемы информационных технологий. Баку. № 2 (6). 2012. С. 76–84. 6. Мамедова М. Г., Джабраилова З. Г., Манафлы М. И. Мониторинг потребности в специалистах по информационным технологиям. Баку: Информационные технологии, 2009. 199 с. 7. Мамедова М. Г., Мамедзаде Ф. Р. Оценка потребности в ИТ-специальностях при нечеткой исходной информации // Искусственный интеллект. 2010. № 4. С. 522–527. 8. Мельникова О. И., Токарева Н. А. Моделирование профессиональных и личностно-ориентированных компетенций бакалавров и магистров в сфере ИТ // XV конференция «Гуманитарное и естественно-научное образование» [Электрон. ресурс]. С. 128–134. Режим доступа: http://mce.su/rus/archive/abslracls/mce15/secl287/ 9. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. и др. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ. Москва: Альфа‑М, 2010. 256 с. 10. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коулз М. Принципы и процедуры разработки национальной рамки квалификаций. Москва: Центр изучения проблем профессионального образования, 2006. 160 с. 11. Проблемы подбора ИТ-специалистов [Электрон. ресурс]. 12. Особенности поведения сотрудников ИТ в современных организациях [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.itecp.ru/sitedo/library/libraryonline/element.php?ID=1873. 13. Романов Н. С. Развитие рынка труда в условиях информационной экономики: автореф. дис. … канд. эконом. наук. Саратов, 2007. 25 с. |