Название статьи | Синергетические аспекты современного образовательного процесса | ||||
Авторы | В. А. Стародубцев, О. М. Шепель, А. А. Киселева | ||||
В рубрике | |||||
Год | 2012 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 54:372.8 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Используя метод сравнительного анализа, авторы статьи сопоставляют эволюционный процесс методологии естественных наук и эволюцию методологии образования. Выявленные аналогии позволяют обнаружить определенные тенденции развития образования в формирующемся постиндустриальном обществе. Показано, что в силу открытости и корреляции образовательной деятельности индивида с деятельностью других соучастников объективно возникает высокая кооперативность процесса образования. Механизмом осуществления распределенных взаимодействий в виртуальном пространстве Интернет, способным поддерживать образовательный процесс членов общества на протяжении их жизни, по мнению авторов статьи, должна стать персональная образовательная сфера как часть глобального информационного пространства, используемая и создаваемая субъектом деятельности для обеспечения реализации своей личности в избранной профессии и непрерывного самообразования (life long learning). |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | процесс образования; социальные медиа; коннективизм; персональная образовательная сфера, информационное общество. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Алексеев Н. А. Размышления о синергетике в педагогике // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2004. № 6 (30). С. 102–106. 2. Андреев А. А. Роль и проблемы преподавателя в среде e-Learning // Высш. образование в России. 2010. № 8, 9. С. 41–45. 3. Буданов В. Методология и принципы синергетики // Фiлософiя освitи. 2006. № 1 (3). С. 143–172. 4. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Синергетический подход в педагогической науке: границы и условия применения // Образование и наука: Изв. Урал. отд-ния РАО. 2006. № 5. С. 13–19. 5. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Синергетика в педагогике: целесообразность переноса // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2008. № 9. С. 100–109. 6. Зеер Э. Ф. Основные смыслообразующие положения личностно-развивающего образования // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2006. № 5. С. 3–12. 7. Еще один робот клон от Хироши Ишигуро. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://roboting.ru/robots/1352-eshhe-odin-robot-klon-ot-xiroshi-ishiguro.html. 8. Леднев В. С. Содержание образования. М.: Высш. шк., 1989. 360 с. 9. Патаракин Е. Построение учебной среды из множества личных кирпичиков // Высш. образование в России. 2008. № 8. С. 59–64. 10. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. 404 с. 11. Социальные медиа. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/Social_media 12. Стародубцев В., Киселева А., Федоров А. Возможности сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер // Высш. образование в России. 2010. № 7. С. 95–98. 13. Стародубцев В. А., Киселева А. А. Неформальное образование в жизнедеятельности педагога // Инновации в образовании. 2010. № 9. С. 74–83. 14. Стародубцев В. А. Персональные образовательные сферы в информационном обществе: взаимосвязь с компетенциями // Сибир. пед. журн. 2010. № 10. С. 49–57. 15. Тоффлер Э., Тоффлер Х. Революционное богатство. М.: АСТ, 2007. 576 с. 16. Шепель О. М., Минин М. Г. Знание как живая система // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2005. № 5. С. 30–39. 17. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007. 18. Downes S. Learning Networks and Connective Knowledge. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://it.coe.uga.edu/itforum/paper92/ paper92.html 19. Khan S. Learn almost anything. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.khanacademy.org/. 20. Siemens G. Knowing Knowledge. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ltc.umanitoba.ca/KnowingKnowledge/index.php. |