В. А. Стародубцев, О. М. Шепель, А. А. Киселева

Название статьи Синергетические аспекты современного образовательного процесса
Авторы В. А. Стародубцев, О. М. Шепель, А. А. Киселева
В рубрике  
Год 2012 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 54:372.8 Индекс ББК  
Аннотация

Используя метод сравнительного анализа, авторы статьи сопоставляют эволюционный процесс методологии естественных наук и эво­лю­цию методологии образования. Выявленные аналогии позволяют обнаружить определенные тенденции развития образования в фор­ми­ру­ющем­ся постиндустриальном обществе. Показано, что в си­лу открытости и кор­ре­ля­ции образовательной деятельности индивида с де­ятель­ностью других соучастников объективно возникает высокая кооперативность процесса образования.

Механизмом осуществления распределенных взаимодействий в вир­ту­аль­ном пространстве Интернет, способным поддерживать образовательный процесс членов общества на протяжении их жизни, по мнению авторов статьи, должна стать персональная образовательная сфера как часть глобального информационного пространства, используемая и соз­да­ва­емая субъектом деятельности для обеспечения реализации своей личности в из­бран­ной профессии и неп­ре­рыв­но­го самообразования (life long learning).

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова процесс образования; социальные медиа; коннективизм; персональная образовательная сфера, информационное общество.
Список цитируемой литературы

1. Алек­се­ев Н. А. Раз­мыш­ле­ния о си­нер­ге­ти­ке в пе­да­го­ги­ке // Образование и на­ука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2004. № 6 (30). С. 102–106.

2. Ан­дре­ев А. А. Роль и проб­ле­мы преподавателя в сре­де e-Learning // Высш. образование в Рос­сии. 2010. № 8, 9. С. 41–45.

3. Бу­да­нов В. Ме­то­до­ло­гия и прин­ци­пы синергетики // Фiлософiя освitи. 2006. № 1 (3). С. 143–172.

4. Га­пон­це­ва М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Си­нер­ге­ти­чес­кий подход в пе­да­го­ги­чес­кой науке: границы и ус­ло­вия применения // Образование и на­ука: Изв. Урал. отд-ния РАО. 2006. № 5. С. 13–19.

5. Га­пон­це­ва М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Си­нер­ге­ти­ка в пе­да­го­ги­ке: целесообразность переноса // Образование и на­ука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2008. № 9. С. 100–109.

6. Зе­ер Э. Ф. Ос­нов­ные смыслообразующие положения личностно-раз­ви­ва­юще­го образования // Образование и на­ука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2006. № 5. С. 3–12.

7. Еще один робот клон от Хироши Ишигуро. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://roboting.ru/robots/1352-eshhe-odin-robot-klon-ot-xiroshi-ishiguro.html.

8. Лед­нев В. С. Со­дер­жа­ние образования. М.: Высш. шк., 1989. 360 с.

9. Па­та­ра­кин Е. Пос­тро­ение учебной среды из множества личных кирпичиков // Высш. образование в Рос­сии. 2008. № 8. С. 59–64.

10. Ха­кен Г. Си­нер­ге­ти­ка. М.: Мир, 1980. 404 с.

11. Со­ци­аль­ные медиа. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// en.wikipedia.org/wiki/Social_media

12. Ста­ро­дуб­цев В., Киселева А., Федоров А. Воз­мож­нос­ти сервисов веб 2.0 для формирования персональных образовательных сфер // Высш. образование в Рос­сии. 2010. № 7. С. 95–98.

13. Ста­ро­дуб­цев В. А., Киселева А. А. Не­фор­маль­ное образование в жиз­­не­де­ятель­нос­ти педагога // Инновации в об­ра­зо­ва­нии. 2010. № 9. С. 74–83.

14. Ста­ро­дуб­цев В. А. Пер­со­наль­ные образовательные сферы в ин­фор­ма­ци­он­ном обществе: взаимосвязь с ком­пе­тен­ци­ями // Сибир. пед. журн. 2010. № 10. С. 49–57.

15. Тоф­флер Э., Тоффлер Х. Ре­во­лю­ци­он­ное богатство. М.: АСТ, 2007. 576 с.

16. Ше­пель О. М., Минин М. Г. Зна­ние как живая система // Образование и на­ука. Изв. Урал. отд-ния РАО. 2005. № 5. С. 30–39.

17. Cross J. Informal Learning: Rediscovering the Natural Pathways that Inspire Innovation and Performance. San Francisco: Pfeiffer, 2007.

18. Downes S. Learning Networks and Connective Knowledge. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://it.coe.uga.edu/itforum/paper92/ paper92.html

19. Khan S. Learn almost anything. [Электрон. ре­сурс]. Ре­жим доступа: http://www.khanacademy.org/.

20. Siemens G. Knowing Knowledge. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ltc.umanitoba.ca/KnowingKnowledge/index.php.

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.