Название статьи | Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин) | ||||
Авторы | С. Н. Лукашенко | ||||
В рубрике | |||||
Год | 2012 | Номер журнала | №1 | Страницы | |
Тип статьи | Индекс УДК | 378.184:51 | Индекс ББК | ||
Аннотация |
Cтатья посвящена вопросу развития исследовательской компетентности (ИК) в ходе многоуровневой подготовки специалистов. Формирование способности к исследовательской деятельности является важнейшей задачей высшего образования и должно осуществляться непрерывно на всех уровнях обучения. Автором предложена модель развития исследовательской компетентности в контексте освоения математических дисциплин разных циклов: математического, естественнонаучного и профессионального на этапе обучения в бакалавриате. Она представляет собой иерархическое дерево целей, основанное на принципах развертываемости, соподчиненности и соотносительной важности, отражающее связи между целями и уровнями обучения (бакалавриат – магистратура) и видами деятельности (знаковой, моделирующей и проективной), позволяющее систематизировать планы по достижению главной цели – развития исследовательской компетентности каждого студента. Определены содержательная суть, критерии, показатели и уровни развития ИК, описан комплекс дидактических и методических средств, позволяющих повышать уровень способностей к исследованию. Данный подход, обеспечивая преемственность в овладении компетенциями разных уровней при последовательном движении от теоретических знаний к практике, позволяет уйти от формального подхода к обучению в бакалавриате. |
||||
Скачать | Полный текст статьи Вам доступен | ||||
Ключевые слова | многоуровневое обучение, исследовательская компетентность, исполнительские исследовательские компетенции, научно-исследовательские компетенции. | ||||
Список цитируемой литературы |
1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с. 2. Гнеденко Б. Д., Гнеденко Д. Б. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Изд. 3‑е, испр. и доп. М.: КомКнига, 2006. 160 с. (Психология, педагогика, технология обучения: математика). 3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2003. 192 с. 4. Российское образование: федеральный портал. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru. 5. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. М.: Ось‑89, 2006. 480 с. 6. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26. 7. Удалов С. Р. Методические основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности: дис. … д‑ра пед. наук. Омск, 2005. 328 с. 8. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58–64.
|