С. Н. Лукашенко

Название статьи Модель развития исследовательской компетентности студентов вуза в условиях многоуровневого обучения (на примере изучения математических дисциплин)
Авторы С. Н. Лукашенко
В рубрике  
Год 2012 Номер журнала №1 Страницы  
Тип статьи   Индекс УДК 378.184:51 Индекс ББК  
Аннотация

Cтатья посвящена вопросу развития исследовательской компетентности (ИК) в хо­де многоуровневой подготовки специалистов. Формирование способности к ис­сле­до­ва­тельской деятельности является важнейшей задачей высшего образования и дол­жно осуществляться непрерывно на всех уровнях обучения. Автором предложена модель развития исследовательской компетентности в кон­тек­сте освоения математических дисциплин разных циклов: математического, естественнонаучного и про­фес­си­ональ­но­го на этапе обучения в ба­ка­лав­ри­ате. Она представляет собой иерархическое дерево целей, основанное на принципах развертываемости, соподчиненности и со­от­но­си­тель­ной важности, отражающее связи между целями и уров­ня­ми обучения (бакалавриат – магистратура) и ви­да­ми деятельности (знаковой, моделирующей и про­ек­тив­ной), позволяющее систематизировать планы по достижению главной цели – развития исследовательской компетентности каждого студента.

Определены содержательная суть, критерии, показатели и уров­ни развития ИК, описан комплекс дидактических и ме­то­ди­чес­ких средств, позволяющих повышать уровень способностей к ис­сле­до­ва­нию. Данный подход, обеспечивая преемственность в ов­ла­де­нии компетенциями разных уровней при последовательном движении от теоретических знаний к прак­ти­ке, позволяет уйти от формального подхода к обу­че­нию в ба­ка­лав­ри­ате.

Скачать Полный текст статьи Вам доступен
Ключевые слова многоуровневое обучение, исследовательская компетентность, исполнительские исследовательские компетенции, научно-ис­сле­до­ва­тельские компетенции.
Список цитируемой литературы

1. Байден­ко В. И. Ком­пе­тен­тнос­тный подход к про­ек­ти­ро­ва­нию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и ме­то­ди­чес­кие вопросы): метод. пособие. М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. 114 с.

2. Гне­ден­ко Б. Д., Гнеденко Д. Б. Об обучении математике в уни­вер­си­те­тах и пед­ву­зах на рубеже двух тысячелетий. Изд. 3‑е, испр. и доп. М.: КомКнига, 2006. 160 с. (Психология, педагогика, технология обучения: математика).

3. За­ха­ро­ва И. Г. Ин­фор­ма­ци­он­ные технологии в об­ра­зо­ва­нии: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

4. Рос­сийское образование: федеральный портал. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.edu.ru.

5. Са­вен­ков А. И. Пси­хо­ло­ги­чес­кие основы исследовательского подхода к обу­че­нию: учеб. пособие. М.: Ось‑89, 2006. 480 с.

6. Та­тур Ю. Г. Ком­пе­тен­тность в струк­ту­ре модели качества подготовки специалиста // Высш. образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.

7. Уда­лов С. Р. Ме­то­ди­чес­кие основы подготовки педагогов к ис­поль­зо­ва­нию средств информатизации и ин­фор­ма­ци­он­ных технологий в про­фес­си­ональ­ной деятельности: дис. … д‑ра пед. наук. Омск, 2005. 328 с.

8. Ху­тор­ской А. В. Клю­че­вые компетенции как результат личностно-ори­ен­ти­ро­ван­ной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. № 2. С. 58–64.

 

 

Вы выделили следующий фрагмент в тексте:
Нажмите "Отправить отчет", чтобы уведомить администратора сайта об ошибке. Также Вы можете оставить свой комментарий.